Турсы (þursar) - великаны скандинавской мифологии. Появились ещё до асов и людей. Олицетворение стихийных природных сил. Высоким ростом обладали лишь в восприятии людей, асы не уступали им. Разделяются на несколько родов:
- гримтурсены (hrímthurs) - инеистые великаны - их прародитель Имир/Аургельмир (Ymir/Aurgelmir) - первое живое существо, появившееся из взаимодействия миров Нифльхейма (Niflheimr - земля туманов) и Муспелльхейма (Muspelheim - огненная земля) в пустоте мировой бездны Гиннунгагап (Ginnungagap). После схватки и первого убийства асами Одином, Вили, Ве из его тела был создан зримый, осязаемый мир. В вытекшей из ран Имира крови утонули почти все великаны. Прямые потомки инеистых великанов - ледяные великаны - живут в Нифльхейме.
- ётуны (jötunn - обжора) - потомки Бергельмира (сына Трудгельмира, внука Имира), спасшегося на ковчеге с детьми и женой - живут в Ётунхейме. Противники асов, отличаются силой, ростом, дикостью, чрезвычайно злобным характером. Хотя они довольно простодушны, некоторые из них (Вафтруднир, Мимир, Эгир) - хранители древней мудрости, кроме того, например, за хитроумность ётуна Локи асы приняли в Асгард. Многие асы имеют в своей родословной ётунов.
Насколько известно, ётуны не взаимодействуют непосредственно с людьми, а лишь только через посредничество асов.
Тела ётунов, которые позднее выродились в троллей, в некоторых случаях могли превращаться в скалы, холмы, горы, становясь частью природного ландшафта - как отголосок произошедшего с их прародителем.
- муспелы - огненные великаны - жители Муспельхейма. Сурт, владыка огненных великанов, в день Рагнарёк со своим воинством выступит против асов, погибнет сам, но его пылающий меч срубит мировое дерево Иггдрасиль.
Инеистый великан Тьяцци (Þjazi), сын Ольвальди, недолгое время был женат на женщине из асов, хотя в Асгард так и не перебрался - жена поселилась с ним в его горной крепости на северо-востоке Ётунхейма и там вскоре умерла от холода. Тьяцци формально унаследовал земельный надел в Асгарде, но никогда не посещал его из-за вражды между асами и ётунами.
Однажды Тьяцци пленил Локи и заставил передать ему богиню вечной юности Идунн (Iðunn) из Асгарда вместе с молодильными яблоками. Вскоре Локи выкрал Идунн и яблоки обратно, а пустившийся в погоню Тьяцци был убит асами. Один или же Локи забросил глаза Тьяцци на небо, где они превратились в звёзды.
Скади (Skaði - разрушение, урон, тень, защита) - дочь Тьяцци, по всей очевидности, не имеющая отношения к умершей жене из асов, а родившаяся от более раннего брака.
Когда был убит Тьяцци, Скади в полном вооружении прибыла в Асгард и заявила права на наследство отца - земельный надел в Асгарде, а также потребовала виру за убитого. Она отказалась от золота, и асы предложили Скади выбрать одного из богов себе в мужья. Скади надеялась, что ей достанется в мужья прекрасный Бальдр, но Один велел выбирать из неженатых обитателей Асгарда, видя только их босые ступни. Скади выбрала того, у кого ступни были самыми красивыми, но это оказался не Бальдр, а ван Ньёрд - он был доброго нрава и достаточно хорош собой, так что Скади согласилась стать его женой.
Выйдя замуж за Ньёрда, Скади получила голос в совете асов, почиталась наравне с Фригг и Фрейей, лишь много позднее она постепенно утратила свою значимость.
Скади поддерживала дружественные отношения с семейством её мужа. Когда Фрейр, сын Ньёрда, влюбишись в великаншу Герд из Ётунхейма, опечалился - Скади заметила это и послала альва Скирнира, слугу Фрейра, уладить дело.
Но предпочтения супругов разнились - Скади желала поселиться в заснеженных горах, Ньёрд же хотел жить у моря - тогда они договорились жить девять дней в Трюмхейме (Þrymheimr - земля ураганов, шума), бывшем владении Тьяцци, а следующие три (или девять) - в Ноатуне (Nóatún - корабельный двор), владении Ньёрда.
Но, по прошествии некоторого времени Ньёрд заявил, что ему опостылели горы, а вой волков после песни лебедей кажется неприятным. Скади же ответила, что не может спать у моря из-за криков птиц, а каждое утро её будит чайка. В итоге супруги мирно расстались, Скади вернулась в горы к своим привычным занятиям, продолжила жить в Трюмхейме, выбирать себе компаньонов, и помогать время от времени людям.
Не исключено, что она вступала в любовную связь с Локи - недолгую и неудачную. Некоторые источники утверждают, что Один специально послал Локи к ней, чтобы укрепить узы, связывавшие Скади с Асгардом; другие говорят, что Локи просто воспользовался случаем, когда Скади загрустила в одиночестве, и соблазнил ее по собственной инициативе. По другой версии Скади, когда явилась в Асгард, поставила условие: асы должны были рассмешить её, что до тех пор никому не удавалось.
Так или иначе, Скади печалилась, и Локи решил ее развлечь - он привязал свою мошонку к бороде козла, и тот, на потеху всем асам, принялся таскать за собой визжащего и спотыкающегося трикстера. Наконец, веревка порвалась, и Локи рухнул прямо на колени Скади - та, наконец, рассмеялась. Эта история перекликается с легендами о жертвенных обрядах холодной, неумолимой богине смерти, в которых оскопленного мужчину бросают истекать кровью у нее на коленях: подразумевается, что оплодотворить богиню смерти семенем невозможно - подойдет только кровь. Не исключено, что Локи сознательно подражал этому обряду, символически принеся себя в жертву Скади.
В любом случае Скади, по-видимому, приняла его намерения слишком всерьез. Связь их оказалась короткой, а разрыв ожесточил сердце Скади настолько, что после гибели Бальдра, когда Локи поймали и связали, она подвесила у него над головой ядовитую змею, чтобы яд капал ему на лицо. В этой мести чувствует гнев не только отвергнутой женщины, но и обманутой жрицы/богини. Если Локи символически воспроизвел для нее традиционное жертвоприношение консорта Богини, а Скади приняла это за чистую монету, то обычный для Локи поступок - бросить женщину, которая ему надоела, - был не просто проявлением душевной черствости, а настоящим святотатством и осквернением ритуального брака. Возможно, именно поэтому она чувствовала себя вправе обречь его на многовековые страдания. Пожалуй, то, как Локи обошелся со Скади, было худшей из ошибок, какие он когда-либо совершал. Кроме того, она продолжала помнить об участии Локи в убийстве ее отца.
Также позднее Скади сожительствовала с Одином и родила несколько сыновей, которые стали родоначальниками династий смертных королей.
Имя Скади встречается в старейших скандинавских топонимах, включая, возможно, название самой Скандинавии.
Атрибуты
* лук
* лыжи
* плащ из волчьей шкуры
* сани, запряженные белыми волками
Олицетворяет
* ходьба на лыжах по пересеченной местности, погоня
Скади на снегоступах или лыжах странствует по дикой местности.
* физическое благополучие, активность под открытым небом, путешествия
Связана с физическим телом, здоровьем и выносливостью, выживанием вдали от цивилизации, в том числе в зимнее время. Не терпит праздности и обжорства, физической лени.
* стрельба из лука, охота на диких зверей
Скади - охотница с луком - покровительствует охоте ради выживания, а не для забавы - пища, жизнь и священная смерть.
* убийство, прерывание жизни
Тесно связана со смертью физического тела, ее роль остановить жизнь, а не заботиться о душе.
* зима, холод, снег, лед, заснеженные равнины и горы
Красота Скади - это абсолютное очарование северного льда и скалистых гор.
Камни, связанные со Скади, это обработанный кварц (горный хрусталь, "ледяной камень"), чёрный серпантин (змеевик), в котором видны белые кристаллы.
* безопасность, защита, покой
Холодный покой зимних вечеров.
Может быть сострадательной, любящей и заботливой.
* плодородие в зимней ипостаси
Скади в конце осени защищает землю снежным покровом, в начале весны убирает его, чтобы земля могла оттаять под солнцем.
Любит вечнозелёную растительность и первоцветы.
* честность, правдивость, верность, верность клятвам
* прямая, безжалостная в достижении своих целей, независимая