Спокойный патриарх неспокойного семейства, бурлящего вокруг дачных шашлыков, купаний и других каникулярных поводов, под натиском правнука вспоминает детство, самый страшный и звонкий кусок - зиму 1942 года. Три последних месяца из полутора лет, в течение которых Димка бродил по пояс в грязи и снегу, конвоировал перепуганных до истерики полицаев, выменивал у немецких обозников гранаты на лендлизовскую тушёнку с Большой земли, отчаянно хотел отогреться и наесться, а ещё больше - открыть наконец счёт убитым фрицам. Опекал его эти полтора года Саныч, дерзкий пацан, трепло и боец от бога, заговорённый цыганкой от пули и фотокадра, представленный к Герою и боящийся всего трёх вещей: предательства, торфяного топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины.
Эдуард Веркин производит (и, похоже, поддерживает) впечатление холодного до аутичности литератора-профи, способного писать для детей что угодно, в любом направлении и с обеих рук. Основной рукой он в короткие сроки наколотил несколько десятков повестей в коммерчески привлекательных и не слишком тесных нишах подростковых «ужасов», фантприключений и познавательного «фикшна» - и добился успеха, признаком которого можно считать тиражи, переиздания и небольшую армию фанатов.
За этими нишами, как в целом за текущими процессами в отечественной детской литературе, я не слежу и ничего совсем уж хорошего от ниш и процессов давно не жду. Соответственно, Веркина я не читал и не собирался. Но усечённый вариант моего романа [«Убыр» - примеч. ред.] прошёл вдруг в финал конкурса «Книгуру» - и я решил, что лучшего повода изучить срез актуального «детлита» не будет.
Тут и выяснилось, что у Эдуарда Веркина есть вторая рука, которой он пишет некоммерческие тексты и получает за них (впрочем, не только за них) разные премии (но не всегда публикации). Дальше можно порассуждать про Джекила и Хайда, про Синюю папку и про сор, из которого непременно что-нибудь растёт. Но лучше сразу перейти к делу.
Дело такое: «Облачный полк» - единственная книга последнего (как минимум) десятилетия, которую должен прочитать каждый нормальный житель нашей страны, достигший 14 лет.
В роман я вошёл со снисходительным скепсисом. Потом ошарашено подумал, что это ведь почти что уровень богомоловского «Ивана». На самом деле «почти что» здесь лишнее - более того, веркинский «Облачный полк» помощнее будет.
Роман написан очень мастерски и очень просто. Читать его очень легко и очень тяжело. И не потому, что мальчишеский трёп может плавно перетечь в лютый бой до кровяных сгустков под веками, а марш по притихшим деревням заводит героев в кусочек неуместной на войне, но всё равно страшной сказки. А потому, что все ведь знают, чем в итоге завершилась относительная партизанская вольница 1942-43 годов. И ещё потому, что моё поколение помнит не только имя и фамилию дерзкого пацана Саныча, но и даты его жизни - вместе с обстоятельствами, связанными с последней датой.
Многие думают, что забыли, - но всё равно помнят. Или вспомнят. Особенно если напомнить вот так - как раньше детские писатели не напоминали:
«- А тебе нравилось убивать? - спросил я.
- Что?
- Убивать, - повторил я. - Немцев. Нравилось?
Он всё-таки достал свою папиросу, задымил.
- А нам нравилось. Вот мне. И ему тоже нравилось.
Писатель неловко стряхнул пепел, прямо в салон, на кожаный диван.
- Видишь ли… - Виктор курил и кусал губы. - Про «Убей немца» сейчас не очень… своевременно. Эренбург сам не любит вспоминать. И общество…
Писатель сделал рукой круговое движение, взволновал дым. Послюнявил пальцы, потёр место ушиба.
- Мы ведь сейчас с ГДР очень дружим.
- А я не дружу, - сказал я. - Я вот лично не дружу.
- Я не знаю…
Писатель сломал папиросу, выкинул в окно.
- Я считаю, что всё ещё не закончено, - сказал я. - У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто лет родится даже, каждый немец нам должен.
- Ну да, за то, что они у нас тут сделали…
- Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали».
Ещё раз: это не лучший исторический роман, не подростковая книга года, не игра в патриотический проект брежневской эпохи.
«Облачный полк» - это мощная, пронзительная, горькая и гордая книга, подлежащая обязательному прочтению каждым нормальным человеком.
Шамиль Идиатуллин
http://bibliogid.ru/