Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ...

Sep 09, 2012 23:08


Во второй половине 17-го века карта восточной Европы стала более-менее складываться во что-то относительно определённое. Русское царство, едва-едва выкарабкавшись из пучин смутного времени, уже расправило плечи, и двуглавый орёл начал хищно смотреть одновременно на запад и на восток в поисках новой добычи. Благодаря прогулке Ермака Тимофеевича по Сибири сто лет тому назад, каких-либо вменяемых соседей там уже не осталось, поэтому в том направлении можно было засылать сколько угодно колонизаторов. Аборигены тоже не особо парились по поводу государственности, поэтому башкиры, чукчи, якуты, ханты и прочие малые народы легко входили в состав будущей Российской империи. В целом, создавалось впечатление, что Русское царство справа на карте лопнуло.


Это вам не Москву расширять. Зелёным цветом - земли, захваченные Русским царством буквально за 70 лет.



Только в 1654 году русский посол смог добраться до Пекина, столицы империи Цин, чтобы договориться о будущих границах между двумя державами. Однако, как это часто бывает, посол Фёдор Байков оказался полным отражением своего государства, и вместо того, чтобы поклониться императору, как того требует протокол, послал китайского императора в хуй. Повоевав по этому поводу для приличия, оскорблённые китайцы поняли, что с русскими этот номер ну вообще не прокатывает - находясь за семь тысяч километров от столицы, в полной изоляции и без какого-либо подкрепления, русские гоняли отважных китайских солдат вдоль Амура пенделями, совершенно не собираясь сдаваться. Только когда войска манчжуров в количестве пятнадцати тысяч человек смогли осадить Нерчинский гарнизон, в котором заперлось полторы тысячи русских солдат, наши в 1689 году с неохотой подписали некое подобие мирного договора с указанием границ между государствами. К слову, благодаря невнятности описания этих границ (ну, типа, там, где клён шумит над речной волной), русские впоследствии смогли оттяпать у китайцев ещё нехилый кусок территории.



Алексей I Михайлович Тишайший из рода Романовых, устроивший всю эту заварушку с китайцами. Ну очень тишайший. Подписывать мир пришлось уже его сыновьям

Таким образом, на востоке Россия довольно быстро приняла привычные свои очертания, приписав себе все те земли, которые не может освоить до сих пор, и дело осталось за весьма аппетитными и плодородными землями западных государств. На западе же основным врагом России выступала Речь Посполитая, границы которой русские принялись методично долбить, пытаясь расправиться с тогда ещё сильным соседом. На юге главные сражения с чуркобесами ещё предстояли - Османская империя обоснованно чувствовала себя самой главной в мире, даже не предполагая, что спустя каких-то 250 лет невоспитанные русские туристы будут орать в отелях на обслуживающий персонал, и кидать на тёплых турецких пляжах окурки мимо урн. Хотя, пусть скажут спасибо за тот жалкий кусок земли, который всё-таки остался у них. Однако, во второй половине 17-го века вся Кубань, Азов и Дон, а также все земли южнее, пока считаются законно турецкими. Попытки повоевать с турками пока не особо внятны, и даже результат стычек не особо определён, то ли мы победили, то ли они.

Но разговор наш пойдёт не о России и не о Турции. И даже не о Речи Посполитой. Мне почему-то захотелось немного рассказать об Украине. В представлении обывателя об Украине борются между собой две диаметрально противоположные точки зрения - первая, что не было никогда такого государства «Украина», сие всегда были русские земли, и точка. Вторая - что страшные русские оккупанты столько лет держали в неволе свободный украинский народ, который всегда пытался сохранить свою государственность. Как всегда в таких случаях, истина где-то рядом. Украина в те времена не была единым государством. Она даже государством не была. Земли украинские постоянно подвергались набегам различных чурок, начиная с осман и заканчивая крымчанами. В таких условиях единственно кто хоть как-то мог выжить - это хутора, помешанные на милитаризации населения. Только если в этом хуторе у каждого мужика под подушкой лежит заряженная гаубица, и он, не задумываясь, пустит её в ход, чурки во время набега обойдут хутор стороной. Любые попытки дипломатически решить вопрос с чурками, сто процентов заканчивались отрезанными ушами парламентёра, сожженным хутором и угнанными во полон семьями. Только война. Bellum internecium. la Résistance.



Запорожский казак. Реконструкция костюма

Естественно, что со временем число хуторов росло, и между ними возникало не только экономическое, но и военное взаимодействие. Возникали объединённые войска, которые в свою очередь стали совершать набеги на земли соседей. Соседями же оказались в аккурат Крымское ханство, Речь Посполитая,  Русское царство и Османская империя. И если с Крымским ханством, почти вся экономика которого была построена на работорговле, отношения у казаков изначально ну вообще никак не сложились (само казачество, собственно, и сформировалось как противодействие крымским набегам), то с остальными тремя игроками на политическом рынке казаки готовы были вступать в переговоры. И, собственно, в эти переговоры активно и вступали. То одно то другое государство пытались привлечь казаков с их землями на свою сторону, обещая различные ништячки. Казаки же, выступая в роли наёмников, этаких наземных корсаров, совершенно не парились по поводу того, под чьим флагом они идут в бой. В конечном итоге, вычленить среди всего этого винегрета вооружённых бандформирований какие-то отдельные государства - дело совершенно неблагодарное. Периодически сформировывались полноценные армии типа той же Запорожской Сечи, которые без особых заморочек распадались на отдельные полки, после чего формировались заново в единую армию с новой столицей. В целом, это больше походит на анархию Карибских островов того же времени, с отважными пиратами и бесстрашными корсарами, чем на полноценное государство.



Ищи свищи, где у этих казаков там столица

К середине 17 века более-менее на этой территории в ходе внутренних разборок сформировалось несколько независимых друг от друга областей - Правобережная Украина, Левобережная Украина, Слободская Украина и Запорожская Сечь. Все они потом поочерёдно вошли в состав Российской Империи, откуда вышли спустя не одну сотню лет уже единым государством, наделённые в довесок старшим братом кучей областей, до этого украинскими никогда не считавшиеся (тот же Крым, к примеру). Но на тот момент каждая из этих областей считала себя отдельным государством, активно воюя как друг с другом, так и с более крупными соседями. Особенно в этом плане отличалась Запорожская Сечь. Запорожские казаки, не особо парясь условностями, во время войн легко меняли стороны, выступая то за Россию, то за Польшу, то за далёкую Швецию, дотянувшую до этих земель своими безупречными войсками, не знавшими поражения.
 

Иван Сирко, кошевой атаман Запорожской Сечи. Реконструкция портрета с черепа

Наиболее характерным представителем Запорожской Сечи можно назвать Ивана Сирко (Серко). Отважный воин, не проигравший в жизни ни одного сражения. С 1663 года 12 лет подряд Сирко избирался кошевым атаманом Запорожской Сечи, в остальное время служил полковником, наводя страх и ужас на своих врагов, гоняя поочерёдно то русских под польским флагом, то поляков под русским флагом. В 1676 году османский султан Мехмед IV, желая, чтобы запорожские казаки приняли от него вассалитет, написал казакам полный пафосного елея официальное письмо. Что характерно, в письме султан не угрожал войной, не дерзил и не хамил, как это было принято у турок. Простенько и очень вежливо он предложил примерно следующее:

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мехмед IV.



Мехмед IV.

Казаки, получив данное письмо, огорчились весьма, ибо ну как не огорчиться, когда столь влиятельный муж пишет им такие безапелляционные приказы. И, огорчившись, сели писать ответ. Процесс написания ответа как раз и был изображён Ильёй Репиным в его замечательно картине «Казаки пишут письмо турецкому султану». Вот она, собственно:



Казаки пишут письмо турецкому султану. Оригинальная картина. В середине с хитрым прищуром - Иван Сирко.

Картина была столь успешной, что Репин сел писать вторую такую же, но уже чуть меньшего размера, но более исторически достоверную, и предназначенную только для своих. К сожалению, второе полотно оказалось незаконченным и выглядит сейчас вот так:



Казаки пишут письмо турецкому султану. Вторая картина Репина

Как мы видим по картине, казаки испытывают колоссальное удовольствие от написания письма. Собственно, на саму идею картины Репина натолкнул именно текст этого письма, с которым он случайно ознакомился в 1880 году. О, ответ казаков был поистине шикарен! Вот он в русском переводе и, как говорится, без купюр:

Запорожские казаки турецкому султану!

Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою ёб.
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в сраку нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским

Собственно, сей слог идеально описывает, какие нравы царили среди запорожских казаков. Обидевшийся на енто послание Вавилонский повар и Александрийский козолуп пошёл очередной войной на запорожцев, где и отгрёб от них очередных люлей. Запорожская Сечь стала последним присоединённым к России кусочком Украины, и прекратила своё существование только в 1775 году, присоединившись к Новороссийской губернии по манифесту Екатерины II.

Тема написания данного письма до сих пор не оставляет умы творческих людей. Не раз и не два данное письмо практически слово в слово копировалось для написания посланий врагам, вплоть до послания пинских партизан Адольфу Гитлеру. Слава Репина также не даёт покоя многим. Вот, к примеру, в Краснодаре был сделан в честь этого события целый барельеф. Кубанцы нашли способ примазаться к великому событию, указав, что барельеф поставлен «в честь кубанцев, послуживших прототипами для картины». Хотя, сам барельеф получился весьма удачным, слов нет, как и другие работы краснодарского скульптора Валерия Пчелина.



Кубанцы позируют для создания картины «Запорожцы». Валерий Пчелин.

Собственно, на написание этого постав мне как раз и сподвигло то, что я с семьёй, прогуливаясь по Красной улице, вчера наткнулся на данный барельеф. Но так как на всех фотографиях поголовно оказался малой, то сидя на бочке, то на лавочке, то хватаясь за предметы на столе, я заимствую чужую фотку, дабы читатель насладился и данным произведением искусства.

В общем, дипломатия в 17-м веке была просто изумительна, и сочетала в себе как пафосные лизания, так и откровенности, которым может позавидовать любой современный глава государства. Что ещё тут можно добавить? Гарного вам настрою, дорогі читачі!

Исторические заморочки

Previous post Next post
Up