Строительство второго Бескидского тоннеля

Dec 25, 2014 20:54

Оригинал взят у tov_tob в Строительство второго Бескидского тоннеля


Пару лет назад мы с вами уже исследовали Воловецкий (Бескидский) перевал ( часть 1 / часть 2) в Карпатах. Спустя время появился новый повод заглянуть в эти края: не так давно началось строительство 1800-метрового железнодорожного тоннеля, который заменит собой старенький Бескидский тоннель, давно уже требующий капитального ремонта и несправляющийся с необходимой нагрузкой. За последние четверть века это один из самых крупных инфраструктурных проектов в Украине и одна из немногих строек, которая не была остановлена за последний год.

Наиболее сложной транспортной преградой между Львовом и Мукачево являются Карпаты, где железка петляет меж гор, поднимаясь на сотни метров вверх и преодолевая многочисленные мостики через местные речки. Самый тяжелый участок находится между станциями Лавочное и Воловец, где поезда поднимаются к наивысшей точке пути, а уклоны превышают 30‰. Чтобы проложить дорогу через эту местность, строителям когда-то пришлось пробить несколько тоннелей общей протяженностью более 2 км и проложить несколько высоких мостов. Здесь же находится две станции: Скотарское и Бескид, которые выполняют в основном технологическую роль по разъезду встречных составов и проверке/подкачке тормозной системы после затяжного спуска. При проходе участка Лавочное-Воловец к товарнякам цепляют до 3-х вспомогательных локомотивов.

1. Ключевым инженерным объектом и наиболее узким местом системы является Бескидский тоннель, расположенный аккурат на границе Львовской и Закарпатской областей непосредственно за станцией Бескид. Тоннель имеет длину 1746 м; в Украине он второй по протяженности после Лутугинского (2063 м), который расположен в Луганской области. Старый Бескидский тоннель был построен в 1886 г. еще во времена Австро-Венгерской империи. Внутри он имеет двускатный профиль; точка перелома профиля - высшая точка Воловецкого перевала.


При СССР на всем перевале был уложен второй путь. Одвухпутили и соседние 3 тоннеля, имеющие значительно меньшую длину, а вот Бескидский так и остался однопутным. Для Украины Бескидский тоннель имеет стратегическое значение, поскольку через него перевозится половина транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы. На сегодня он является единственным однопутным участком 5-го Панъевропейского транспортного коридора, который проходит по территории Италии, Словении, Венгрии, Словакии и Украины, а также связывает с Европой транспортные коридоры, идущие из России.

2. При восстановлении железной дороги в 1940-х годах этот тоннель стал основным камнем преткновения, поскольку в 1944 г. при отступлении немецко-венгерских войск тоннель был подорван в шести местах и сильно поврежден. В 1954-1956 гг. Бескидский тоннель был реконструирован в связи с электрификацией участка Мукачево-Лавочное, однако у тоннеля все равно остались определенные конструктивные недостатки, в т.ч. отсутствующий обратный свод. Тогда в тоннеле был выполнен целый комплекс работ по отводу воды, оборудовано электроосвещение и сооружено дополнительно 10 камер и 30 ниш. После этого реконструкция больше не проводилась.


3. Из-за деформаций обделки, разрушения дренажной системы и несоответствия габарита действующим нормативным требованиям, тоннель давно исчерпал свой эксплуатационный ресурс. Поезда по тоннелю проходят на небольшой скорости. Кроме того, Бескидский тоннель требует постоянного внимания со стороны железнодорожников: во многих местах имеются течи, которые зимой образуют на своде многочисленные сосульки и лед, представляющие опасность для движения поездов. В зимние месяцы каждый день приходится тратить множество усилий, чтобы сколоть лед и вывезти его за пределы тоннеля. Закрыть тоннель на капитальный ремонт возможности нет, т.к. движение поездов на перевале всегда было очень интенсивным и про длительные "окна" для капитального ремонта тоннеля не может быть и речи. Таким образом, тоннель требует срочной замены, не только из-за низкой пропускной способности, но и в виду своего ужасного состояния. Только в 2000-х годах наконец началось движение по созданию тоннеля-дублера, который будет проложен параллельно старому тоннелю на расстоянии 30 м от него. Кусочек портала нового тоннеля можно наблюдать на фото слева:


4. Станция Бескид, расположенная у восточного портала тоннеля. Станционные пути имеют немного странную нумерацию: средний - 1-й, тот, что справа, - 2-й, слева - 3-й.


5. Поезда, прибывающие на станцию Бескид со стороны Львова, регулярно останавливаются здесь в ожидании встречного состава, поднимающегося на перевал со стороны Воловца.


6.


7. Подготовка к строительству нового тоннеля началась еще в 2011 г. Два года назад, когда была сделана эта фотография, будущая стройка выделялась разве что частично подготовленной площадкой.


8. С тех пор много изменилось и с южной стороны станции вырос небольшой строительный городок. Предварительно была проведена сложная инженерная подготовка местности: усилена насыпь вдоль станционных путей, обустроен дренаж, укреплены берега речек. Были построены подъездные дороги, обеспечено энергоснабжение объекта, сооружены различные бытовые и строительные помещения, включая общежитие и столовую.


9. Вид на станцию и стройгородок со стороны горы, в которую уходят тоннели:


Проработка вопроса строительства нового тоннеля началась еще в 2004 г. при Кирпе, когда был заключен кредитный договор с ЕБРР. В последующие годы был проведен международный тендер по выбору подрядчика для проектирования и строительства тоннеля. В августе 2013 г. наконец был утвержден проект и титул строительства тоннеля общей стоимостью 2,2 млрд. грн. В ноябре 2013 г. началось непосредственно строительство.

10. Строительство сейчас ведется круглосуточно; работы ведет строительная ассоциация "Интербудмонтаж".


11. 108-й поезд Одесса-Ужгород прибыл на станцию в ожидании прохода встречного состава:


12. Для потребностей строительного городка проложены подъездные пути, поэтому движению поездов отгрузка стройматериалов не мешает.


13. Поговаривают, что "Чмуха" сама на перевал заехать не может. Не знаю, насколько это правда.


14. Благоустройство стройгородка. Вообще, для такого рода строек здесь очень чисто.


15. А вот со стороны западного портала пока что картинка совсем иная, да и смотреть еще особо нечего: тут пока занимаются подпорной стенкой и порталом.


16. Новый Бескидский тоннель будет двухпутным; длина тоннеля составит 1764,5 м (вместе с порталами - 1822 м). При проектировании рассматривался вариант прокладки двух одноколейных тоннелей, но двухколейный вариант был признан более дешевым и рациональным. За забором тоннель кажется не очень большим, но когда видишь размеры людей внутри него, понимаешь, что реальность совсем иная.


17. Проходка будет выполнена в два захода: сейчас раскрывается верхняя часть тоннеля (калотта) с обустройством временной крепи, затем будет разработана нижняя часть, выполнена гидроизоляция и обустроена постоянная обделка из железобетона. Ширина тоннеля составит 10,5 м, высота - 8,5 м. Уровень лотка будет расположен примерно на 3 м ниже нынешнего.


18. С учетом геологических особенностей карпатских гор, возможностей подъездных путей, а также энерго- и материалоснабжения, был выбран буро-взрывной метод проходки.


19. Цикл проходки занимает сутки: бурение шпуров, закладка взрывчатки, подрыв, вентиляция забоя, откатка породы, армирование свода и его бетонирование набрызг-бетоном (так называемый "новоавстрийский" способ).


20. Призабойная зона и машинка взрывотехников:


21. Сейчас проходчики идут с проектной скоростью 3 м в сутки. На 15 июля было пройдено 370 м, до конца года запланировано пройти 0,7 км тоннеля.


22. Забой. Во время съемки происходила закладка взрывчатки. Взрывные работы выполняются во время "окна", когда через старый тоннель нет движения, поэтому сроки выполнения работ здесь достаточно жесткие. Подрыв зарядов проводится не одновременно, а с некоторой задержкой, чтобы снизить влияние взрывных работ на старый тоннель. После каждого подрыва проводится мониторинг состояния старого тоннеля.


23. Внизу можно увидеть сложенные "колбаски" взрывчатки:


24. Собранные вместе шнуры от детонаторов:


25. Схема, дающая представление о геологическом разрезе горного массива и технологии проведения работ. На пути проходчиков чередуются песчаники и аргиллиты с углами падения пластов 65-80°. Имеется также зона разлома, при преодолении которого скорость проходки придется снизить примерно в 2 раза. Тоннель будет пролегать на глубине 182 м от поверхности Бескидского хребта (781-807 м над уровнем моря).


26. Проектом предусмотрено сооружение 49 ниш и 12 камер, расположенных в шахматном порядке через каждые 60 и 300 м соответственно. Для прохода обслуживающего персонала и возможной эвакуации людей между старым и новым тоннелем предусмотрено сооружение 3-х эвакуационных сбоек.


27. Буровая установка, с помощью которой выполняется бурение шпуров под взрывчатку:


28. Чтобы отснять полностью цикл проходки сюда нужно приезжать по меньшей мере на весь день, поэтому технику, занятую на проходческих работах, пока придется посмотреть только снаружи.


29. Бур:


30. Роль породо-погрузочной машины выполняет либхеровский погрузчик:


31. Породу из тоннеля вывозят с помощью МоАЗовских подземных автопоездов:


32. Порода выгружается неподалеку от портала, а затем уже вывозится КрАЗами на отвал.


33. Отвал с подъездной дорогой к нему:


34.


35. Недра Карпат. Порода здесь местами словно слоеный пирог, причем на воздухе она начинает стремительно разрушаться и рассыпаться на мелкие, но очень абразивные кусочки.


36. Арматурный цех:


37. Для строительства потребуется 81 тыс. кубометров бетона и более 7 тыс. тонн металла для армирования обделки, причем 40% материалов - это временная крепь.


38. Бетоносмесительная установка (БСУ):


39. Отгрузка щебня и склады для песка и щебня на заднем плане:


40.


41. Пульт управления БСУ:


42. Имеется здесь и своя лаборатория, где проверяется качество бетонного раствора.


43. Пресс, на котором образцы бетона проходят испытания на прочность:


44. Новый Бескидский тоннель позволит повысить пропускную способность участка с 47 до 100 пар поездов в сутки, а скорость прохождения тоннеля вырастет с 40 до 60-70 км/ч. Срок сдачи объекта - 1 кв. 2017 г.


См. также:
Воловецкий перевал (Лавочное-Бескид)
Воловецкий перевал (Бескид-Скотарское)

P.S. Спасибо администрации Львовской железной дороги за помощь в проведении съемки.

тоннель

Previous post Next post
Up