Я так понял, что даже до высшего духовенства начинает доходить мысль о том, что они на земле не совсем одни живут, и если им можно, то почему другим нельзя?
И вот надысь патр. Варфоломей принял под свой омофор протодиакона Кураева, постановив, что все наказания, наложенные на него в МП «никоим образом не вытекают из церковных критериев».
Хотя и раньше патр. Варфоломей охотно принимал опальных клириков МП, они были в основном из заграничного служения (как прот. А. Кордочкин), или из бывшей РПЦЗ, то Кураев - самый что ни есть московский, да ещё и бывший на административной работе, ну т.е. точно не из шаталовой пустыни.
В этом контексте интересно вот что. История показывает, что имиграинтские сообщества долго не живут (о «них» см. ниже). Первое поколение ещё там чего-то там переживает, а второму и третьему-то что искать прошлогоднего снега? А вот религиозные - они могут оставаться активными очень долго. И сюда-то как рад относится еврейский народ, который сохранился в рассеянии. Или вот взять РПЦЗ, например. Да, они пошли на слияние с МП, но сколько они смогли выторговать за это? Одна канонизация Николая 2-го чего стоила! Кто помнит Курай того времени, хорошо понимает, что без «принципаильной позиции» РПЦЗ канонизации не было бы. Плюс предано забвению сотрудничество РПЦЗ с НС и т.п.
И тут вопрос: а не являемся ли мы свидетелями созникновения новой РПЦЗ (хотя бы и под омофором Вселенского патриархата)? Думаю, это было бы благом для Церкви, поскольку постоянная трансляция кремлёвских политических нарративов через МП уже раздрожает весьма большое число верующих людей.