О пожарной безопсности

Mar 27, 2018 13:11

Информация не для охов-ахов, а для иллюстрации настоящего положения дел.

По специфике моей работы мне приходится иметь дело с пожарной безопасностью на "объектах с массовым пребыванием людей". Что в этой области хорошо, и что плохо?

Хорошо то, что с развитием технологий появились большие возможности для предотвращения пожаров, их тушения, эвакуации людей. Спринклерная система, системы сигнализации и оповещения, при условии нормального функционирования, вообще исключают возможность крупного пожара и жертв.

Плохо то, что всё это работает примерно на половину. Например, в гостинице не должно быть никаких горючих тканей (по большому счёту - никаких горючих материалов вообще). Хорошо. Вот нужны шторы на окна. Приезжает поставщик с образцами и всеми сертификатами. В сертификатах с гербами и подписями сказано, что "не поддерживает горение". Берём зажигалку, образец - и оказывается, что горит за милую душу... Или наконечники спринклеров - красные должны разрушаться при 68град, но на деле даже в пламени той же зажигалки (800град) начинают плавится не сразу. И таких примеров множество. Это то, на что руководство хоть как-то может повлиять, или хотя бы заметить - но над тем, что приносят в номера гости никакого контроля ни у кого нет. И за 15 лет работы в гостинице тут насмотришься всякого.

За каждой вещью, использующейся для "конечного потребления" существует длинная цепочка поставщиков, при этом некачественность как правило закладывается на самых первых этапах, которые труднее всего проконтролировать, и где у производителей нет никакой ответственности. К какой ответственности можно привлечь химзавод, выпускающий "негорючие" полимеры, которые горят "по поводу и без"?

Часто оказывается невозможно понять, работает какое-то пожарное оборудование, или уже давно вышло из строя. Например система вентиляции включена постоянно - и если что-то в ней ломается - это сразу заметно. А система дымоудаления работает в штатном режиме только в случае реального пожара, в комплексе с другими системами, а 99% времени она выключена. Допустим, её испытывают каждые N месяцев - и на очередном испытании выявили неисправность - как узнать, сколько времени она находится в неработоспособном состоянии? Возможно, она сломалась уже на следующий день после предыдущей проверки. И такой риск не исключить никаким контролем десятка чиновников.

Или вот ещё проблема: есть множество материалов, которые действительно не горят, т.е. не соединяются с кислородом. Но при высокой температуре они разрушаются с выделением веществ, которые убивают быстрее огня. На этот счёт есть какие-то нормы, но на практике - попробуйте поджечь любую пластиковую вещь и понюхать, чем это пахнет.

К чему всё это сказано?

Контроль за конечными местами предоставления услуг по сути такое же "назначение стрелочников", о котором сейчас модно говорить. У руководства торгового центра или гостиницы возможности по обеспечению безопасности очень ограничены. Они вынуждены доверять сертификатам и заключениям экспертов, которые проверить не могут, но в случае чего оказывается "крайними". Таким образом можно получить большое число "посадок", но обеспечить безопасность таким образом нельзя. Нужна культура производства во всех сферах - тогда только и будут положительный результат.

отчет

Previous post Next post
Up