Оригинал взят у
diak_kuraev в
Мастер-класс Чаплина. Урок 2. О взяткахПродолжаем вслушиваться в о. Всеволода Чаплина:
«Рябцева― А бывают взятки?
В. Чаплин― А что может священник или епископ сделать, за что ему стоит давать взятку? Не знаю».
http://echo.msk.ru/programs/focus/1468446-echo/ Тут не богословские разногласия. Тут прямая ложь нашего церковного «министра». Он прекрасно знает, за что и кто дает епископу взятки. Но сначала, наверно, надо договориться о терминах.
«Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения».
Я бы добавил еще два признака:
1) это недокументируемое приношение. То есть деньги, полученные взяткодателем, не фиксируются в его финансовой отчетности.
2) это не плата за сделанную работу.
В истории Церкви и в ее канонах неоднократно говорилось о грехе симонии. В узком смысле - это посвящение в сан за деньги. В более широком - поставление на церковные должности за мзду.
В 19 веке посланник докладывал из Стамбула, что местный патриарх берет деньги за поставление епископов. И требовал канонической реакции, то есть разрыва отношений между Российской Церковью и Кпльским патриархатом.
Его письмо передали на отзыв московскому митр. Филарету. Тот не ставил под сомнение сообщенные факты, но просил подробнее рассказать об их контексте. И в своей дотошности он оказался прав. Выяснилось, что бюджет патриархии складывался из отчислений из местных епархиальных средств. Однако в тогдашний турко-османских условиях не всегда можно было гарантировать передачу крупных денежных сумм вовремя и по назначению. И поэтому патриарх условием посвящения епископа в опасно-отдаленные епархии ставил внесение епархиального налога за два-три следующих года. То есть это были заранее предписанные и официальные авансовые платежи. Это не симония. Раскола не произошло.
И все же симония многие века и довольно массово бытовала в церковной истории. Хотя бы поэтому элементарное церковно-историческое образование не должно позволять делать недоумевающее лицо «Епископ? Какие взятки?!!!».
Вот и сегодня священники на условиях конфиденциальности готовы очень много рассказать об этом.
Взятки от священников епископам делятся на два типа:
Взятки ради стабильности и взятки ради апгрейда.
К числу первых относится конверт епископу при его визитации прихода (не пригласишь и не положишь - прихода лишишься). Это же касается подарка епископу на его именины или юбилей. Еще повод для неофициальных поборов: владыке нужна новая колесница. Или на ремонт епархиальной резиденции… Поводов много, а мотив отзывчивости священников один: чтобы тебя не турнули и не перебросили на беднейший приход.
Взятка ради апгрейда - это уже инициатива взяткодателя. Он хочет получить более удобный приход (ближе к центру или более богатый и т.п.). В ряде епархий откровенно покупаются священнические награды.
Более крупные суммы порой даются: а) для получения отпускной грамоты; б) для приема в клир другой епархии.
Еще один критерий классификации церковных взяток: добровольно-ситуативные или организационно-вынужденные. Второй вариант - когда секретарь епархии или иной близкий к епископу человек обзванивает настоятелей и поясняет им, что именно нужно срочно вложить в конвертики и по какому поводу. Среди этих поводов, кстати, может быть и визит патриарха.
Все эти приношения никак не фиксируются ни в приходской документации, ни в епархиальной. Все они призваны сформировать милостивное отношение епископа к дарителю. При этом епископ все те действия, к которым поощряют его дарители, мог бы и должен был бы совершить и без дополнительных материальных стимулов.
Есть взятки и внутри самой епископской среды. Ведь епископ хочет стать архиепископом, архиепископ - митрополитом, митрополит - членом Синода… Но это уже совсем высокие отношения и очень высокие суммы.
Но я что-то не верю, что мне удалось расширить кругозор о. Всеволода и сообщить ему нечто ранее ему неизвестное.