Apr 20, 2013 23:08
1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.
В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса - создание Международной ассоциация игры (IPA - International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру.
IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира.
IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате, которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:
- Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
- Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях всё более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных учреждений
- Дух нездоровой соревновательности, успеха и “победы любой ценой”, который царит на различных детских соревнованиях и состязаниях
- Сворачивание культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства
- Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности.
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребёнка. Эта статья утверждает право ребёнка « … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. При этом специфика игры и её ключевая роль в развитии ребёнка в данной формулировке не акцентируется.
В этой связи в мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в Комитет по Правам Ребенка ООН предложение о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах Ребенка. Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребёнка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки.
В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Игра определяется как добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.
Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.Эти меры предусматривают:
- Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей
- Создание условий для игры и игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения.
- Обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.
В образовательных учреждениях необходимо:
- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества в игре
- Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучение педагогов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми
- Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения
В семейной и общественной жизни:
- Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях
- Любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством
- Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество
- Для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)
Для создания условий для детской игры необходимо:
- Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры
- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей
- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия
- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами на всех возрастных этапах развития
- Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, адекватными игрушками, игровыми материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.
Планирование инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учётом потребностей детей. Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей
- Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, связанных с их непосредственным окружением
- При планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов. Для этого важно:
* Распространять имеющиеся знания о роли игры, о методах её поддержки среди специалистов и политических деятелей.
* Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью.
* Создавать условия для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить безопасный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам.
* Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.
После включения ООН данных дополнений в Декларацию о Правах Ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года Право Ребенка на Игру признаётся приоритетным и отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка.
родительское,
занятия с детьми