Jul 12, 2008 11:43
Ханс Магнус Эрценбергер после посещения исследовательского центра на границе Франции и Швейцарии назвал LHC “Собором физики”. Другие видят в нем “современный эквивалент пирамид” или просто “сложнейшую вещь в мире” [здесь добавлю от себя - да, но после нашего мозга. p.f.]
Каждый, кто пытается описать новую машину, похоже не в состоянии скрыть свое восхищение. Один видит в ней машину времени, благодаря которой возможно путешествие в прошлое. Другой описывает ее как небывалый микроскоп, позволяющий заглянуть внутрь атомных ядер. Шукрафту и его команде она нужна как самая жаркая печь, хотя в то же время в ней скрывается самый большой в мире холодильник.
Несмотря на все это, каждого, кто проедет семь километров от женевского аэропорта мимо рапсовых и картофельных полей, ожидает разочарование. Посетителей встречает скучный ансамбль из функциональных построек: бетонные бункеры, жестяные бараки, давно не ремонтировавшиеся офисные здания. Вдоль дороги валяются забытые кабельные катушки, газовые баллоны и стальные балки. Время от времени встречаются ржавеющие предупреждающие знаки. Повсюду визжат, гремят или воют вентиляторы охлаждающих установок.
На углу дороги им. Резерфорда на крыше заросшего травой бункера пасутся две овцы. На дороге им. Планка, сразу за вычислительным центром, сквозь асфальт пробиваются корни тополей.
И это должна быть Мекка десяти тысяч физиков со всего мира?
Кто хочет понять очарование этого места, должен спуститься почти на 100 метров вниз. Там вплоть до подножия горного массива Юра пролегает туннель, в котором скоро начнет биться новое сердце CERN'а. Для посетителей доступ к этому сектору уже закрыт. Только время от времени можно увидеть техника на велосипеде с противогазом в сумке на случай утечки, катящего вдоль двух стальных труб длиной 27 км, в которых по кругу будут носиться частицы.
Все здесь с нетерпением ждут того момента, когда предположительно в начале августа на эту подземную гоночную трассу будет запущен первый протонный пакет. Пока что доступ в кольцо закрывает блок из графита. Он ловит протоны, которые вылетают из предускорителя в направлении LHC.
В день X этот блок будет сдвинут в сторону. За ним пучок частиц будет принят установкой, цель которой задать ему нужный курс сильным электрическим импульсом.
Тогда наступит очередь магнитов. Десять тысяч магнитов окружают трубы ускорителя. Их задача - усмирить протонный луч и держать его в пучке на кольцевом курсе. Протоны будут пролетать 11200 раз в секунду из Франции в Швейцарию и обратно, и каждый раз радиоволны будут подкачивать энергию в протонные пакеты.
“Приходится контролировать 1700 независимых электрических цепей”, говорит Рудигер Шмидт, наблюдая за мониторами через плечи коллег в контрольном центре. Он занимается разработкой и контролем ускорителей уже 20 лет. Он заслужил один из немногих автомобилей с зеленым номерным щитком, свидетельствующем о статусе дипломата, разрешенных организации CERN в силу их особого положения. LHC поражает даже настолько опытного специалиста: “не устаю вновь и вновь удивляться невероятной сложности этой машины.”
lhc,
наука и техника,
пресса,
космос