Некоторые подробности об изделии 255А13

Dec 18, 2016 09:21

Из книги "Роль российской науки в создании отечественного подводного флота":

"В 1955-1956 гг. НИИ-1011 получил правительственное задание - создать новые мощные термоядерные заряды для установки в авиабомбу, в головные части ракет для подводных лодок и в самолет-снаряд. Эти заряды были новыми не только по времени начала работы над ними, но и по сравнению с прототипом РДС-37. Новый термоядерный заряд, согласно Правительственному Постановлению, предстояло создать в НИИ-1011 для морской ракеты Р-13, которую поручили разработать в СКБ-385 (главный конструктор - академик Виктор Петрович Макеев). В соответствии с заданием физиков-теоретиков конструкторам предстояло отразить в конструкторской документации требования теоретического задания и размещения будущего термоядерного заряда в ракете.

Однако эти два требования казались невыполнимы, так как размещение предложенного заряда в головной части не обеспечивало ее устойчивости в полете к цели. К.И.Щелкин и его заместитель В.Ф.Гречишников нашли оригинальное решение этого затруднения, предложив разместить в заряде первым по ходу полета более легкий узел (первичный) и уменьшить общий вес головной части, совместив ее корпус с металлическим слоем заряда ("кожуха") [здесь и далее выделения болдом мои - pfc_joker]. Это предложение стало общим для СКБ-385 и НИИ-1011, а их совместная работа сплотила две организации (РФЯЦ-ВНИИ технической физики им. академика Е.И.Забабахина и ГРЦ им. академика В.П.Макеева) на долгие годы, вплоть до нынешних дней.

27 февраля 1958 г. был испытан с прекрасным результатом термоядерный заряд, специально спроектированный для морской ракеты. Его тротиловый эквивалент оказался равным 1500 кт, что открыло дорогу всесторонней конструкторской работе. В 1960 г. заряд в составе ракеты Р-13 комплекса Д-2 был передан в серийное производство и принят на вооружение. Осенью 1961 г. этой ракетой был произведен боевой пуск на Новую Землю, подтвердивший величину тротилового эквивалента."

("Роль российской науки в создании отечественного подводного флота", с.492-493)

Сравним вот с этим фрагментом из воспоминаний Б.В.Литвинова:

"Соисполнителем работ по созданию ядерной боеголовки для ракеты Р-13 правительственным Постановлением был определён вновь образованный в том же 1955 год[у] наш НИИ-1011. В ходе проектных работ выяснилось, что ставшая уже привычной компоновка термоядерного заряда в ракетных боеголовках других разработчиков (С.П.Королёва и М.К.Янгеля) не может обеспечить массово-габаритные характеристики боеголовки. Владимир Федорович Гречишников, возглавлявший проектно-конструкторские разработки в НИИ-1011, предложил изменить профиль корпуса боеголовки, совместить корпус заряда с её корпусом, поменять местами узлы термоядерного заряда."

("Грани прошедшего", с.431)

Таким образом, "привычная компоновка" заряда по схеме РДС-37 в БЧ ракеты - вторичный узел впереди, первичный сзади, а в изделии 255А13 узлы поменяли местами. Интересно.

Представителями "привычной компоновки", о которых пишет Литвинов, очевидно, являлись заряды КБ-11: изделие 46 для ракеты Р-7 (С.П.Королёв) и изделие 44 для ракеты Р-12 (М.К.Янгель).

Ну и кроме того, теперь имеем официальное подтверждение, что 27 февраля ( а значит и 12 октября) 1958 г. действительно испытывалось изделие 255.

история, ядерное оружие

Previous post Next post
Up