Те, кто два года назад следил за ходом боевых действий в Ливии, наверняка помнят эффектную, но, увы, совсем крохотную картинку, на которой демонстрировался результат воздушного налёта на склады боеприпасов в районе населённого пункта Себха:
(это вариант с
сайта газеты Guardian, на
сайте Министерства обороны Великобритании она ещё меньше)
Сейчас же благодаря Google Maps и Bing Maps у всех желающих появилась возможность проделать подобное сравнение самостоятельно.
1. Склады боеприпасов северо-восточнее населённого пункта Себха 5 марта 2011 г. (по клику открывается снимок в разрешении ~ 3000 x 3500 пикселей)
© Google (
прямая ссылка)
2. Они же после авианалёта. Снимок сделан в апреле-сентябре 2011 г. (к сожалению, Bing не указывает точную дату).
© Bing/Microsoft (
прямая ссылка)
Желающие могут посчитать и убедиться, что из 40 защищённых железобетонных хранилищ разрушены или сильно повреждены 38, тридцать девятое, несмотря на хорошо видимую дыру в крыше, в остальном выглядит неповреждённым (бомба не взорвалась?), и сороковое как будто не повреждено вовсе. Кроме того, были уничтожены боеприпасы на открытых и обвалованных площадках.
Ну и в качестве обещанного бонуса - небольшая подборка фотографий и статей об этом налёте.
3. Авиабаза Элсуорт, штат Южная Дакота (Ellsworth Air Force Base), ночь с 26 на 27 марта 2011 г. Заканчивается подготовка к боевому вылету бомбардировщика B-1B с бортовым номером 86-0138 и именем собственным 'Seek and Destroy'. Самолёт принадлежит 37-й бомбардировочной эскадрилье 'Tigers' 28-го бомбардировочного авиакрыла (37th BS, 28th BW).
Здесь и далее © US Air Force.
4. Сборка 2000-фунтовых управляемых бомб GBU-31 JDAM.
5. Бомба GBU-31 на погрузчике (не знаю, как точно перевести load jammer) перед подвеской на B-1B б/н 85-0060 'Dakota Posse'. Этот самолёт из состава 34-й бомбардировочной эскадрильи 'Thunderbirds' - не путать с одноимённой пилотажной группой! - должен быть знаком всем отечественным любителям авиации, т.к. именно он прилетал в Жуковский на МАКС-2005 (
пруфлинк; у меня где-то валяются его фото, снятые на плёночную мыльницу, если найду - обязательно отсканирую и выложу :))
6. Load jammer поднимает бомбу GBU-31 в бомбоотсек B-1B. Участвовавшие в налёте на Себху бомбардировщики несли по 24 2000-фунтовые бомбы каждый.
7. Обработка антиобледенительной жидкостью бомбардировщика B-1B 34-й эскадрильи.
8. Раннее утро 27 марта 2011 г. B-1B б/н 86-0095 'Dakota Demolition' взлетает с авиабазы Элсуорт для нанесения удара по складам Себха в Ливии. Впервые в истории бомбардировщики B-1B отправились в боевой вылет непосредственно с аэродрома базирования в континентальной части США, прежде подобные налёты только отрабатывались на учениях.
Информации о самом налёте, к сожалению, немного, а фотографий нет вовсе. Известно, что утром 27 марта из Элсуорта вылетели четыре B-1B - ударная пара и два резервных самолёта (airborne spares). После 12-часового перелёта над Атлантическим океаном и Средиземным морем бомбардировщики ударной пары сбросили свои бомбы на склады Себха. Одновременно с бомбардировкой цели на территории складского комплекса были атакованы при помощи крылатых ракет Storm Shadow британскими истребителями-бомбардировщиками Tornado. Нельзя не отметить, что применение по подобным целям столь дорогостоящего оружия - одна КР стоит несколько дороже всех 48 сброшенных в ту ночь JDAM - выглядит не слишком целесообразно, но, во всяком случае, заслуга британцев как минимум в том, что именно из их пресс-релиза мы точно знаем цель налёта, а также кто её бомбил :)
После бомбардировки складов все четыре B-1B совершили посадку на неком "неназываемом аэродроме подскока" (unspecified forward operating location) в Европе. Как это ни удивительно, фото- и радиоспоттерам, насколько я знаю, поймать их не удалось, так что остаётся только гадать, что же это была за авиабаза. Кое-какие основания для догадок, впрочем, есть: на официальной страничке 420-й аэродромной эскадрильи ВВС США, отвечающей за авиабазу Фэйрфорд в Англии (420th Air Base Squadron, RAF Fairford; грубо говоря, это что-то наподобие отечественного батальона аэродромно-технического обслуживания)
написано, что Фэйрфорд является "United States Air Forces in Europe's only bomber forward operating location".
На аэродроме подскока бомбардировщики были дозаправлены, самолёты ударной пары - перевооружены, и через 33 часа B-1B взлетели для нового удара по целям в Ливии. На сей счёт, увы, у нас уже нет британских пресс-релизов, поэтому достоверно неизвестно, какие именно "missile and vehicle maintenance facilities and command and control buildings" были атакованы во втором налёте. Известно только, что и во второй раз бомбила только одна пара. В общей сложности в двух налётах 96 управляемыми бомбами были поражены 93 цели. Бомбардировщики вернулись в Элсуорт днём 30 марта, совершив второй беспосадочный перелёт через Атлантический океан.
9. Касание
10. Торжественная встреча: вернувшийся из боевого вылета B-1B проезжает под струёй брандспойта.
11. Построение личного состава 28-го авиакрыла.
12. Экипажи ударной пары фотографируются на фоне B-1B б/н 86-0095. Под фюзеляжем бомбардировщика хорошо виден электронно-оптический контейнер Sniper.
Ссылки по теме:
-
Ellsworth Airmen join Operation Odyssey Dawn,
Ellsworth Warriors return from Operation Odyssey Dawn,
Lessons learned, Operation Odyssey Dawn (это всё статьи с официального сайта авиабазы Элсуорт; именно оттуда я утащил все фотографии, и там ещё есть);
-
Airmen return home from Libyan airstrike,
Air Force releases details of 24-hour Libya mission from Ellsworth (статьи в местной газете города Рапид Сити);
-
Bombers Over Libya (статья из журнала Air Force Magazine);
-
запись переговоров ведущего четвёрки B-1B с диспетчером на Мальте ранним утром 28 марта 2011 г.; позывной BONE (кость) - традиционный для B-1B, это такой тонкий юмор/каламбур: B-One = Bone;
-
реестр B-1B с бортовыми номерами, именами и индивидуальными эмблемами самолётов.
Чуть не забыл - вот ещё официальное видео 28-го авиакрыла, показана подготовка к вылету и возвращение самолётов:
Click to view