Mar 27, 2024 11:06
Литургия Преждеосвященных Даров всегда была тяжёлым бременем для меня. Я встречал людей, которые были от неё в совершеннейшем восторге, но мне в ней всегда чего-то не хватало. Первые года священства я бывал совершенно разбит после служения ЛПД, но всё менялось по субботам, когда Великим постом служится первая "нормальная" Литургия. Это навело меня на мысль, что дело именно в совершении Таинства, что на "обычной" Литургии происходит Пресуществление (Преложение) Даров посредством моих грешных рук, я оказываюсь соучастником и свидетелем явления совершенно неотмiрного, невозможного и непостижимого... А на ЛПД это уже свершившийся факт, я беру что было сделано ранее и раздаю верующим для Причастия. Именно отсутствие Таинства и моего в нём участия давало такой странный внутренний эффект.
В целом, понадобилось чуть более 10 лет служения у Престола, что бы начать относится к ЛПД хотя бы нейтрально. Участие в ней более не выматывает меня так, как раньше, не создаёт тягостного чувства на душе, но вместе с тем Литургия Преждеосвященных остаётся для меня чем-то холодным.
Желая примирить в себе ЛПД, я даже рассматривал её как более глубокий вариант Адорации (т.е. католической практики поклонения Святым Дарам, когда освященный Евхаристический хлеб - облатку - выставляют для поклонения верующими), когда ты не только смотришь, но и причащаешься Христовым Телом, однако я всё-равно не стал фанатом и сторонником ЛПД. Честно признаюсь, что по возможности стараюсь избегать служить её, никогда при этом не отказываясь служить "обычную" Литургию.
Здесь же стоит упомянуть и ещё один момент, об который уже сломано сотни копий. Я не считаю, что на ЛПД вино пресушествляется в Кровь Христову посредством простого механического погружения в неё заранее заготовленного Тела Христова. Да, я знаю все аргументы "за", но всё-равно не могу это внутренне принять и признать. Считать, что вино в Чаше неким "волшебным" образом становится Христовой Кровью от одного только погружения в неё Частицы - это какой-то нигилизм по отношению к самой Литургии. Зачем тогда вообще её служить? Давайте тогда "обычную" Литургию будем совершать однажды в год, в Страстной Четверг, например, и заготавливать запасные Дары (как, собственно, мы и делаем в этот день). А затем во всякий день года просто опустим готовую частичку в Чашу с нарезанным хлебушком и вином, и - вуаля! - перед нами полная Чаша даров! Ну, раз оно так просто от механического соприкосновения всё освящается, то к чему все эти сложности? Служить там чего-то? И ведь тысячу лет спустя такое запросто может быть и наши потомки будут оправдывать такую практику, дескать, в первые века только епископ совершал Богослужения! Вот он, дескать, и сейчас один совершает раз в год, а нам всем, понимаешь, делегирует Частицы...
В общем нет, для меня вино в Чаше на ЛПД - это только вино. Да, возможно в нём есть микроэлементы подлинной Крови Христовой, попавшие туда с освящённой Частицы, которую мы напояем Кровью на "нормальной" Литургии, и поэтому к данному вину стоит относится со всем почтением ради этих молекул, но само оно остаётся лишь вином. И поэтому младенцев на ЛПД я не причашаю, а священники, считающие, что всё нормально и это прям Христова Кровь, кажутся мне пришельцами с другой планеты.
Вот такие мысли родились после первой для меня ЛПД в этом году.