В гештальт терапии есть техника по переписыванию образа родителя в структуре индивида. При помощи воображения индивид представляет своего отца или мать таким, каким ему хочется - любящим, внимательным, сильным, отзывчивым; и перепроживает некоторые совместные моменты жизни. Под взглядом такого родителя внутренний ребенок обретает опору, достоинство, удовлетворенность. Подобная внутренняя работа весьма эффективна и тем свидетельствует о том, что:
1) характер и жизнь человека, его представления о прошлом и будущем определяются интернализированными образами его родителей, которые сливаются в единую структуру родитель-ребенок-взрослый.
2) эта структура пластична, а значит поддается сознательному волевому воздействию индивида. Теоретически можно переписать всю свою историю, что неизбежно преобразит качество жизни, способ взаимодействия с окружающими, цели.
3) индивид полностью ответственен за свою жизнь.
В Библии часто упоминается предстояние праведника или пророка пред Богом «Очи Господни на праведныя», «И ходил Енох пред Богом» и т.д. Одно из главных наставлений святых отцов о молитве это мысленно предстоять Богу, ходить пред лицем Его, т.е. мысленно и чувственно ощущать его взор на себе и своим духовным оком всматриваться в Него; постоянно помнить о Его присутствии и что Он, сердцеведец, знает помыслы мои и всего меня лучше меня самого. Такая молитва есть общение, животворно обогащающее душу качествами Божества, сокрушает ложные горделивые эго-структуры, преображает индивида в личность. Молитва без предстояния Богу - это просто проговаривание слов в воздух - занятие пустое и даже вредное.
Отсюда видно, что предстояние Богу и гештальт-терапия имеют внешнее сходство - они преображают качество человека при волевом усилии ума. Однако, существенное отличие в цели и направлении усилия, а также в том, что предстояние Богу истинно, т.к. Бог есть и Бог во всем. А гештальт, по сути, лишь заменяет одну картинку на другую более жизнеспособную, что не исключает пользы такой практики для полноценной жизни, но и не может быть заменой религиозной жизни.