May 16, 2022 12:53
На ночь читаю ребятёнку "Копи царя Соломона" - как три британца рванули вглубь Африки за мифическими (как потом выяснилось - нет) алмазами. Даю свои комментарии по поводу организации их вояжа, стараясь не цитировать Лаврова хотя бы вслух. Как истинные англосаксы, они решили, что оружие даст им всё, и увешались им с ног до головы. В дороге выяснилось неприятное: оружие не защищает от палящего зноя на равнине и леденящего холода в горах, а также не находит воду. Эти придурки остались живы исключительно потому, что карта (а точнее, крок 300-летней давности) оказалась точной плюс несколько счастливых случайностей.
По пути они оказываются втянутыми в вооружённый госпереворот местного значения и вступают в бой на стороне мятежников. Главгерой, оказавшийся в гуще схватки, пишет: "Вероятно, всякий, кто читает эту историю, давно уже понял, что я трусоват и совершенно не стремлюсь ввязываться в сражения... иногда даже не стесняясь удирать, если здравый смысл подсказывал мне, что это необходимо. Однако в этот момент я впервые в жизни почувствовал боевой пыл в своей груди. Отрывки воинственных стихов из легенд Инголдзби вместе с кровожадными строками из Ветхого Завета вырастали в моей памяти, как грибы в темноте. Кровь моя, которая до этого момента наполовину застыла от ужаса, начала бурно пульсировать в венах, и меня охватило дикое стремление убивать, никого не щадя..." Далее - как его глаза застлало кровавым туманом и он ничего больше не помнил.
Это я к тому, что нами правят очень древние и очень мощные инстинкты, которые включаются в экстремальных ситуациях. И им посрать, на чьей стороне и за что ты воюешь, какие ценности исповедуешь и чему тебя учила мама. Ты находишься в бою и у тебя в руках оружие - отрубается светлый человечек и включается Внутренний Крокодил, отвечающий за выживание любой ценой. Многое из того, что происходило и происходит в зоне боевых действий, не имеет вообще никакой идеологической подоплёки: просто огромные массы вооружённых людей перешли в режим "мистер Хайд" - а он есть у любого из нас, поверьте. И в этом ужас любой войны.
Котёныш,
читаю,
размышляю