Про детские книги что-то вдруг

Oct 12, 2012 09:57







"Ужасный мистер Бяк" является наглядной иллюстрацией к тезису о том, что вероятность создания по настоящему красивого лоскутного одеялка путём абсолютно рандомного соединения кусочков крайне мала. Автор лепит события друг на друга, совершенно не заботясь о причинно-следственных связях, лишь бы было смешно. И рассмешить читателя ему в принципе удаётся, но без вменяемого сюжета всё равно как-то тоскливо. В общем, миленькая безделица, но не настолько, чтобы я стала покупать продолжения.

"Немножко не то пожарное авто", на мой взгляд, представляет собой размышление о традиционном жанре детской литературы, где герой отправляется в некое путешествие "there and back again", претерпевает некие приключения/злоключения и возвращается в обыденный мир изменившимся (=повзрослевшим). Матильда - ребёнок, хорошо знакомый с этой литературной традицией. Она с готовностью принимает известные ей правила игры. "Наверное стоит пойти поглядеть, что странного со мной там приключится". Но все чудеса, с которыми Матильда сталкивается, оказываются чудесами захудалого провинциального ярмарочного балагана, нарочито ненастоящими, стандартными фокусами обыденного мира, совершенно неспособными полностью погрузить в мир иллюзий. Сразу вспоминаются разочарованные рассуждения одного уважаемого литературного критика, который жаждал новизны, но вынужден был удовольствоваться (а, пусть ещё раз будет) лоскутным одеялком из "тем, сюжетных ходов и ситуаций, вызывающих у читателя так называемую "радость узнавания". Но новизна - далеко не единственное, от чего можно получать удовольствие. И комбинаторный перебор старых фокусов может оказаться вполне достойным развлечением (если бы это было не так, то шахматы, например, давно вымерли бы), также, как может пригодиться и зелёная пожарная машина. И раз уж затруднительно наслаждаться тем, что, возможность радоваться тому, как, всё ещё вполне доступна.

Былины. Единственная моя претензия к этой книге - отсутствие в словаре малоизвестных и редкоупотребляемых слов таких понятий, как зелено вино, ведро и, пожалуй, хобот. Ещё я испытываю большие опасения, что книга эта не сможет выдержать проверку новым законом "О защите детей от информации..." Её герои регулярно глушат алкоголь вёдрами, бросают противника о кирпичный пол и вообще ведут себя крайне разнузданно. Опять же "обвивался змей вокруг чобота сафьянного, вкруг чулочика шелкового и бил змей хоботом по белой ноге." Никак не могу понять, как к змею-то относиться. С одной стороны налицо свершённое насилие, а с другой стороны богатыря породил. Всё польза. Хотя на самом-то деле наверняка всё было гораздо прозаичнее. "Представляешь, тятенька, пошла я в сад во зелёный, а там, понимаешь, змей... Ну и..." Повезло, что тятенька доверчивый попался. Вообще, истории про Вольгу самые чудесные, я считаю. Особенно про сошку, которую раз семь пытались бросить за ракитов куст.

книжный шкаф

Previous post Next post
Up