Мой краткий пересказ весьма интересного материала, опубликованного на сайте BBC. Оригинал материала на английском языке доступен по
ссылке, ниже мой краткий пересказ.
У американских экономистов существует мнение, что дети из бедных семей, в среднем, достигают успеха с меньшей вероятностью,
чем дети из богатых семей. Разность стартовых позиций проявляется рано: например, к моменту начала учебы в школе дети из богатых семей уже умеют читать и писать, а дети из бедных семей реже обладают этими навыками. Девушка из бедной семьи в пять раз вероятнее будет иметь детей вне брака, чем ее богатые сверстницы.
Американский экономист, профессор Грег Дункан, решил проверить, вырастут ли шансы на успех у детей из бедных семей, если улучшить их материальное положение. Суть эксперимента следующая: он хочет составить случайную выборку из 1 000 малообеспеченных одиноких матерей с новорожденным ребенком и выплатить им 4 000 долларов в течение первых трех лет жизни детей. Другая группа матерей, контрольная, получит намного меньшую сумму.
Исследования профессора Дункана, проведененные им ранее, установили устойчивую корреляцию между жизненным опытом, полученным ребенком в первые годы жизни и его дальнейшими успехами. После пяти лет жизни разрыв в развитии между богатыми и бедными детьми уже закрепляется. Этим и объясняются условия отбора семей с детьми именно данного возраста. В это время дети развиваются особенно быстро, в это время создается их "архитектура мозга".
В условиях эксперимента отсутствует требование тратить полученные деньги строго в определенных целях, родители их могут тратить по своему разумению. Неврологи будут исследовать развитие мозга обеих групп детей. Профессор Дункан будет пытаться выяснить,только ли низким доходом объясняется разных уровень развития детей из богатых и бедных семей, или же есть другие факторы: особенности семейных отношений, индивидуальность характера, эмоциональная устойчивость, плохие жилищные условия, плохое здоровье, хаотичное воспитание детей, распад семьи. Если семьи бедняков будут находиться под меньшим финансовым давлением, будут ли родители иначе вести себя по отношению к детям?
Результаты этого исследования, которое планируется начать в 2015 году, будут очень важны для системы образования США. Ранее система образования США занимала лидирующие позиции в мире, но сейчас появились тревожные новости. В прошлом месяце Организацией экономического сотрудничества и развития были опубликованы данные исследования, согласно которому молодые люди из США обладают самыми низкими математическими навыками по сравнению с другими развитыми странами. Подобные недостатки образования оказывают очень сильное влияние на детей, рожденных в бедности.
В этом месяце независимая компания из Филадельфии Pew Research group исследовала факторы, помогающие людям подниматься по социальной лестнице. В исследовании делается вывод, что истории "из грязи да в князи" намного более распространены в голливудских фильмах, чем в реальной жизни.Но там, где люди умудряются подниматься по социальной лестнице, ключевым фактором является образование. Исследование показывает, что получение высшего образования является верным путем к социальной мобильности. У выпускников колледжа в пять раз меньше шансов оказаться у подножья социальной лестницы. На успех также оказывает влияние структура семьи. У семей с двумя родителями более чем в три раза больше шансов выйти из ситуации низких доходов, чем у семей с одним родителем.
Исследование профессора Дункана покажет, насколько повлияют деньги на успешность детей.