В отраслевом журнале "Рынок электротехники" №1-2 за 2011 год вышла моя статья, посвященная конкурентной разведке.
Ниже- небольшой фрагмент из нее:
"Какие ассоциации вызывает словосочетание «конкурентная разведка» у обычного человека? Чаще всего она ассоциируется с культовой фигурой Джеймса Бонда, «жучками», погонями, стрельбами и черными масками. Конкурентные разведчики, по убеждению некоторых людей, вскрывают сейфы компаний в поисках секретной документации, подкупают сотрудников, взламывают корпоративные сети, и все с одной целью- предоставить заказчику ценную информацию.
Насколько этот стереотип соответствует истине? Действительно ли для получения нужной информации нужно идти на нарушение закона? Для ответа на эти вопросы обратимся к теории.
Всю информацию можно условно разделить на три части: открытую, условно открытую и закрытую. Открытая информация находится в свободном доступе, и для ее получения специалисту не нужно обладать какими-то уникальными знаниями либо финансами; для получения условно открытой информации нужно иметь специальные знания, умения и навыки, а иногда и финансовые средства для оплаты доступа к этим сведениям; наконец, закрытая информация защищается законодательством, и неправомерный доступ к ней чреват конфликтом с законом.
Следует отметить, что даже спецслужбы, например, ЦРУ, в основном работают с открытой и условно открытой информацией, которая составляет до 90% от общего количества источников. Зарубежная коммерческая практика оперирует сходными цифрами, что же касается России, то нет никаких оснований полагать, что положение дел в этой сфере кардинально отличается от зарубежного опыта. Оставшимися 10% информации, которую нельзя получить из незакрытых источников, довольно часто можно пренебречь.
Поэтому неудивительно, что за рубежом появилось целое направление деятельности- Competitive Intelligence, что несколько неточно переводится как «конкурентная разведка». Это междисциплинарная деятельность, сочетающая в себе адаптированные методы спецслужб, методики маркетинговых и социологических исследований, информационные воздействия, наработки психологов и другой инструментарий. Основная цель конкурентной разведки- достижение устойчивого конкурентного преимущества на рынке."
Прочитать текст статьи
Конкурентная разведка. Мифы и реальность можно на сайте Дмитрия Петряшова
Маркетинг и конкурентная разведка