Идея этой экспедиции родилась год назад, когда мы с
karpukhins проехали 2000 километров зимника, ведущего от Удачного до Юрюнг-Хая и обратно, чтобы побывать у долганов (позор мне, что я до сих пор не рассказал про ту поездку). В этом году мы решили продолжить исследовать зимники Якутии и добраться до Сасыра. Сам по себе Сасыр нас мало интересовал, но дорога туда проходит через горный массив Черского, а точнее через хребет Улахан-Чистай, фотографий которого, прямо скажем, не много. Кроме того из Сасыра мы планировали попасть к эвенам, которые пасут оленей в Момском хребте.
1. Стартовать мы решили в Магадане, а ехать в этот раз мы решили на Урале, в котором и жили. Были мысли поснимать по дороге пейзажи Колымы (Тенькинская трасса весьма красива), но погода подвела. В Магадане мы садились в шторм, который сдул весь снег с деревьев до самой Якутии. Это, кстати, удивительно - в середине февраля в Магадане штормов быть не должно. Поэтому красоты начались, когда мы свернули на зимник "Арктика". Первые километров 40-50 он идёт по руслу реки Бурустах, где мы решили заночевать. И где показали неплохой зимний закат. Наверное, в этих местах и осенью красиво.
2. На следующий день потеплело до -20 или даже -15 градусов. Это на столько тепло в тех краях, что можно было ходить без куртки, шапки, шарфа и перчаток. Но и снимать было особо не интересно. С другой стороны, нас ждали в Сасыре в определённое время, поэтому и хорошо, что погоды не было. Хотя пару панорамок я снял. Вот, кстати, наш отель на колёсах.
3. Хоть погода и была так себе, но она позволяла оценить места для съёмок на обратном пути. В этом месте у нас будет стоянка.
4. Я не буду описывать, что было в Сасыре и у оленеводов в Момских горах - это тема отдельного поста. Пока скажу, что всё было круто. А здесь расскажу, как мы ехали назад. Из Сасыра мы выехали днём. Первой нашей целью была река Терехтях, по которой проходит зимник. С неё открывается красивый вид на хребет Улахан-Чистай, куда и уходит дорога.
5. Прогноз обещал самую холодную ночь. До -50 в Сасыре. У нас же температура опустилась почти до -55 градусов. Тут, наверное, стоит немного сказать о нашем Урале и его водителе. Виктор, наш водитель - человек опытный, многие десятилетия работающий дальнобойщиком в условиях крайнего севера. Историй про разные погодные катаклизмы и как с ними бороться у него на несколько месяцев рассказов хватит. Так вот в тот вечер на Терехтяхе он спокойно заглушил мотор, подкинул угля, который мы собирали по дороге, в печку, постелил постель и лёг спать.
6. Утром мы пошли снимать, а Виктор начал потихоньку заводить машину. Что характерно, завёл. Тосол был как пластилин, дизель тоже был вязковат, масло просто замёрзло, а на полу кунга, в котором мы ночевали, был лёд. В Урале на двигателе стоит котёл, который завёлся с трудом. Но завёлся. Если бы не завёлся, пришлось бы доставать тепловую пушку - это уже на крайний случай. Ещё пришлось коробку передач и раздатку греть газовой горелкой. Но это норма. А что наши камеры? Ну вот оказалось, что Nikon менее приспособлен к таким морозам, чем Canon. Так что я в целом не испытывал никаких проблем, если не считать, что 5D Mark IV страшно тупил) Но работал!
7. Вечером, ещё до того как мы заглушили мотор, у нашей машины остановился Камаз. Это был Паша, дальнобойщик из Сасыра. Мы с ним успели познакомиться в посёлке и обменяться полезной информацией: Паша собирался в Магадан, спрашивал про заправки (а их на трассе нет! но если надо, то есть...), а мы интересовались местными дорогами, куда реально проехать летом и осенью на Урале, куда только зимой.
8. Этот разговор продолжился в кунге нашего Урала. Хотя мы как раз поужинали, но не смогли отказаться от строганины из чира, которую принёс Паша. Разговор шёл про летние разливы на реках Тирехтях и Бурустах, про Мраморную гору, про пик Победа, озеро Бугачан, дорогу на Среднеколымск и зимник на Хонуу. Тут Паша вспомнил, как ему срочно надо было улететь в Якутск, а "Аннушка" из Сасыра в Хонуу, откуда есть регулярные рейсы в столицу республики, летает раз в 2-3 недели. Паша взял байдарку, погрузил в неё вещи и еду и отправился в Хонуу по Моме. Что вы знаете о дороге в аэропорт?..
9. Отснявшись у въезда в горы, мы поехали дальше. Кстати, не везде на трассе деревья были такие белые, как на этих фотографиях. Но удивительным образом они были белые везде, где мы планировали снимать.
10. Наша следующая остановка - перевал Поярков. Точнее сразу две остановки. Одна на подъёме, вторая на самом перевале. Тут было всё знакомо, так как успели походить тут по пути в Сасыр.
11. В первый вечер, когда стояли на подъёме на перевал, была хорошая погода. Неожиданно был довольно яркий закат, что зимой бывает не часто.
12. Но как это часто бывает, яркий закат стал предвестником очередного потепления и, как следствие, мряки на небе. Поэтому утром мы ничего не снимали.
13.
14. Следующий переезд был совсем короткий - 2 или 3 километра. На столько короткий, что нам пришлось кататься по местности, чтобы немного зарядить аккумулятор (его довольно ощутимо разряжает запуск котла для прогрева двигателя утром). В какой-то момент мы заметили, что одно из колёс Урала чуть спустило. Бывает. Встали подкачаться. Тут навстречу ехала Буханка в Среднеколымск. Конечно же остановилась, чтобы убедиться, что всё нормально и помощь не нужна. Удивило количество народа в Буханке. Их было человек 10, да ещё и куча вещей. Даже не представляю, как так можно ехать по зимнику (средняя скорость движения - 10-15 км/ч) несколько сот километров. Зато им там точно тепло спать)))
15. Наверное можно было бы и не переезжать на 2-3 км, а ходить пешком, но в сильный мороз (а через день после заката снова похолодало до -40) да с вещами и по горкам не особо-то хочется ходить. К тому же хочется иметь возможность быстро вернуться в тепло)
16. На самом перевале Поярков мы стояли две ночи, благо запас времени позволял. В первый день погода была так себе (это после того заката), ничего толкового не сняли. Зато исходили перевал вдоль и поперёк. А вот во второй день была хорошая съёмка от рассвета до заката. В какой-то момент ближе к вечеру увидел такое вот явление...
17. Что-то я ничего не написал о трафике на зимнике. Он небольшой. В редкий день мы встречали больше 10 машин. Почти все они - грузовики. Бензовозы, дорожники, длинномеры с грузом в Среднеколымск или аж в самый Певек, где сейчас реконструкция аэропорта (хотя основной завоз там, сколько понимаю, морем). Встретили пару маршруток из Усть-Неры в Зырянку и Среднеколымск. Были и пара легковых машин.
18. Здесь осенью, конечно, тоже очень круто должно быть. Но сочень сложно проехать.
19. Вечером был классный свет.
20. И небольшой туман, оставшийся с утра. Это говорит, что температура опустилась за -40. Но переносилось это очень легко (мы-то не в тумане были).
21. И снова горы Улахан-Чистая окрасились в розовый свет.
22.
23.
24.
25. После перевала ехали практически без планов что-то поснимать. В каком-то ущелье ближе к вечеру остановились перекусить. Заодно сняли такой кадр.
26. На закате случилась внезапная съёмка перед перевалом, за которым уже начинается Бурустах. Здесь на наледи было стадо оленей - где-то рядом стояли оленеводы. Наледь сильно парила. Низкое солнце окрасило туман в золотой цвет.
27. Это было классным завершением наших съёмок.
28. Ночью на технической стоянке первый раз за всю поездку показали северное сияние, но его негде было там снимать. Эх, знать бы, надо было ещё на одну ночь остаться на Пояркове. Но всего всё равно не снять)
Про эвенков из Момских гор будет отдельный рассказ. А мы с Сергеем потихоньку обдумываем, куда бы ещё поехать в таком же формате.
Запрещается использование фотографий без письменного разрешения!
Мой сайт,
Instagram,
Facebook