Образцово-показательное вытьё

Oct 05, 2022 18:07





Вытьё в нынешней общественной, политической и культурной обстановке можно назвать хэдлайнерским понятием. Чуть что случись - сразу поднимается вытьё. Что про Красный Лиман, что про Пугачёву с Галкиным и замком, что про переход нескольких украинских регионов на русскую сторону, что про концерты всякие. И не спрячешься никуда от этого вытья, даже если очень захочешь. В этой связи предлагаю заменить его на вытьё образцово-показательное, высокохудожественное. Потому что некоторые аспекты культуры вполне способны заместить собою сиюминутную и до жути надоевшую повестку, размолов все политические мозоли даже несмотря на свою собственную в некотором смысле политизированность, которая с течением времени исчезла вместе с той повесткой, в которой они возникали.



Вшивый, как говорится, про баню, а я всё про оперу! Да, высокохудожественное вытьё можно найти именно там. При этом его даже можно умудриться полюбить и (о Боже) научиться получать от него удовольствие. Я не про восприятие оперы рядовым слушателем, привыкшим к музыке типа Шуфутинского и проч. Для него опера - вся, целиком, любая - одно сплошное вытьё. Непонятное, нечленораздельное, жутко раздражающее. Помню, когда врубил как-то тёще «Роланда» Генделя, она вся напряглась и сжалась как от спазма и пробормотала «это что за ерунда?..» Вытьё, одним словом. Так что сегодня смотрим на лучшие образцы такого вот образцово-показательного вытья)).

Долго думал, какого же композитора выбрать в качестве примера. Безусловно, это должно быть барокко - лучше специалистов по заунывному и жалостному вою в истории музыки не сыскать. И, раз уж упомянут был Гендель, то на нём и остановимся. Тем более, что он - один из главных и самых могучих спецов по вытью. У него даже есть оперы, которые практически из одного такого вытья и состоят («Флоридант», например). Однако мы сегодня посмотрим на пять совершенно разных произведений, некоторые из которых стали для Генделя программными и входят в обязательную программу для афиш большинства театров мира. Вот в них-то и есть те самые фрагменты, ставшие эталонными - на них теперь учатся, как правильно выть и страдать.



Георг Фридрих Гендель

В позднебарочной опере (это первая половина XVIII века) структура спектакля выстраивается по принципам, изобретённым драматургами-либреттистами Апостоло Дзено и Пьетро Метастазио. Герои располагаются в чёткой иерархии. Наверху - правитель (мудрый, разумеется), исполняемый тенором или басом. Весь сюжет закручивается вокруг него, расползаясь на две пары других персонажей, основную и дополнительную. Основную исполняют prima donna (сопрано) и primo uomo (кастрат), второстепенную - seconda donna (меццо-сопрано) и secondo uomo (кастрат или контральто, в зависимости от бюджета импрессарио, потому что нанимать петь женщину стоило в десять раз дешевле, чем кастрата). Наконец, внизу кто-то из «прислуги» (не в смысле «кушать подано», а в смысле малого размера партии) - обычно, это один или два персонажа, исполняемые басами или басом и тенором. Количество арий тоже строго регламентировано - prima donna и primo uomo получали минимум по пять арий каждый, правитель - три-четыре, seconda donna и secondo uomo по три (реже четыре), и «прислуга» по две максимум, но чаще по одной, а то и вообще без арий. Распределялись арии и по темпу: печальная, бравурная, parlante (в ровных тонах, полу-разговорная), полу характерная и блестящая (в смысле, наиболее демонстрирующая вокальные возможности певца). Таким образом, способности солистов раскрывались слушателю во всех красках. Один певец никогда не мог исполнять две арии подряд, поскольку действие выстраивается так, что персонажи постоянно сменяют друг друга на сцене. Вся интрига строится на двух треугольниках, вершинами встречающихся в точке правителя, которому одному под силу разрешить любовный антагонизм между двумя парами.



Королевский Театр Хэймаркет в Лондоне, ставший последней театральной площадкой для Генделя

Гендель был признанным мастером по сочинительству печальных арий. Другие, впрочем, у него ничуть не хуже получались, однако серьёзных конкурентов по печальным у него не было. Не в том смысле, что другие композиторы не умели или не сочиняли таковых - и умели, и сочиняли - а в том, что эмоциональный накал и раскрытие чувственного страдания у Генделя достигают наивысшей точки. Арии эти, как правило, длинные, порой по десять и даже более минут, однако не выпускают ни на секунду, заставляя слушателя проникаться терзаниями героя до самых глубин души. В этом заключалось гениальное дарование Генделя. С помощью этих арий композитор, который был ещё и талантливым бизнесменом и продюсером, содержавшим оперную компанию в Лондоне, позволял работавшим на него солистам раскрывать свои голосовые возможности в полной красе, демонстрируя публике мощь голоса, его устойчивость и, вместе с тем, подвижность.



Оперный спектакль в театре эпохи барокко на французский манер

Страдание по утраченной невесте, похищенной коварным врагом, и страстное желание вызволить её из плена - один из лейтмотивов оперы «Ринальдо», первой итальянской оперы, сочинённой Генделем для Лондона в 1711 году. На премьере партию Ринальдо со знаменитой печальной арией Cara sposa исполнял популярнейший тогда кастрат Николини. В этой арии соседствуют и страдание, и страсть, и надежда - целый фейерверк человеческих эмоций. Переходя от заунывного вытья к экспрессии и потом вновь возвращаясь в упадничество, Ринальдо словно проходит несколько стадий бытия, и всё это всего за десять минут - прожита будто целая жизнь… «Ринальдо» суждено было стать самой исполняемой оперой Генделя при его жизни, что подвигло композитора два раза редактировать её, меняя регистры для некоторых из персонажей (например, Готфрид из контральто стал тенором, а Аргант из баса - контральто) и даже удаляя некоторых из них (Евстахий) - это было связано с изменениями в составе труппы, когда некоторые голоса становились недоступными, и их приходилось заменять на другие.

Cara sposa начинается с экспрессии, поскольку Ринальдо взбешён и рвётся в бой, но когда начинается пение - меняется и настрой. Французское контральто Натали Штуцман не только проникновенно исполняет этот фрагмент, но и сама дирижирует оркестром

image Click to view



Страдание иного рода видим мы в «Роделинде, королеве лангобардов», премьера которой состоялась в Лондоне в 1725 году. Здесь в арии Dove sei, amato bene? сверженный с престола король Бертарид скорбит и о потерянном троне, и о любимой, доставшейся вероломному Гримоальду. При этом музыка и постепенное нарастание звука от от pianissmo до fortissimo, то есть от самых тихих до самых громких нот, с последующим затуханием в точной такой же, только обратной, прогрессии, ясно даёт нам понять, что жена для него гораздо важнее короны. Партия Бертарида была написана для великого кастрата Сенезино, работавшего в оперной труппе Генделя много лет и ставшего её украшением.

Арию Dove sei, amato bene? привожу в исполнении величайшей американской певицы, меццо-сопрано Мэрилин Хорн, про которую говорили, что она - самый лучший контртенор. Уровень вокальной культуры у неё был совершенно запредельный

image Click to view



Разгневанный и обманутый мужчина, да вдобавок ещё и рыцарь - страшное дело. Разумеется, если он не сумасшедший, как Роланд. Нормальный рыцарь, которому изменила любимая, скорбит и идёт вешаться. Вот так и у Генделя в «Ариоданте» главный герой, узнавший, что его возлюбленная, принцесса Гиневра изменила ему с герцогом Полинессом, мучается и решает покончить с собой, не зная при этом, что в Гиневру была переодета её фрейлина, чтобы лишь вызвать у него ревность. Scherza, infida - поистине одна из самых мощных и проникновенных печальных арий во всём репертуаре барокко. Опера была дана впервые в том же Лондоне в 1735 году, и использовала либретто Антонио Сальви, на которое уже было сочинено несколько опер другими композиторами. Однако в истории осталась лишь версия Генделя. На премьере партию Ариоданта исполнял знаменитый кастрат Джованни Карестини.

Арию Scherza, infida привожу в исполнении французского контртенора Филиппа Жарусски, обладающего невероятным тембром, который позволяет ему звучать практически идентично канувшим в прошлое кастратам

image Click to view



Но что-то мы всё о кастратах да о кастратах)). Печальные арии сочинялись Генделем и для других голосов, например - для тенора. В 1724 году в Лондоне Гендель представил своего «Тамерлана», либретто для которого написал Никола Франческо Хайм, постоянно сотрудничавший с Генделем и использовавший для своего текста фрагменты из сочинений Пьовене, Метастазио и Прадона. Оказавшийся в плену у Тамерлана турецкий султан Баязид готовится к смерти и прощается со своей дочерью. Ария Figlia mia, non pianger, no вся исполняется на полутонах, даже не вполголоса, а ещё меньше, что требует от певца максимальных драматических способностей и великолепного владения своим голосом. Именно поэтому на премьере у Генделя Баязида пел Франческо Борозини, самый знаменитый итальянский тенор того времени. Он работал при дворе в Вене и был приглашён Генделем в Лондон для исполнения «Тамерлана». Борозини славился не только своими вокальными способностями, позволявшими ему охватывать диапазон вплоть до драматического баритона, но и способностями актёрскими, благодаря чему Баязид в его исполнении прошёл просто на ура.

Арию Figlia mia, non pianger, no исполняет английский тенор Марк Падмор - ему удалось передать все нюансы и переходы на почти баритональные низы, которые были прописаны Генделем для Борозини - это даётся далеко не каждому тенору

image Click to view



Наконец, одна из самых знаменитых мелодий, когда-либо написанных Генделем и, наверное, вторая по популярности после «Аллилуйи» из «Мессии» - это Ombra mai fu из оперы «Ксеркс», впервые представленной публике в 1738 году. Написанная в темпе larghetto, она стала чем-то вроде одного из маркеров западной музыкальной культуры и используется довольно часто и в культуре массовой - в кинематографе, рекламе и масс-медиа. А в оригинале - это грустное обращение персидского царя Ксеркса к платану (а не к тополю и не к ясеню), в тени которого забываются все невзгоды и несчастья. Ария грустная и лиричная, но становится отправной точкой комического развития всей оперы, поскольку подданные начинают подшучивать над Ксерксом, что он, дескать, в дерево влюбился - вытьё превращается в буффонную мыльную оперу. Текст этой арии звучал ещё в XVII веке в опере Франческо Кавалли «Ксеркс», часть либретто которой было использовано впоследствии Сильвио Стампальей. А на премьере её исполнял последний великий кастрат, работавший с Генделем - непревзойдённый Каффарелли.

Великолепное звуковедение от немецкого контртенора Андреаса Шолля - он работает в иной технике, нежели Жарусски, поэтому звучит как контральтист в противовес сопранистам

image Click to view



Так что выть можно не только на луну или на зраду - есть и более интересные варианты)). Слушайте классную музыку несмотря ни на что!

(c) petrus_paulus

Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.

Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в YouTube и в RuTube.

#музыка, театр, Гендель, #театр, #классическаямузыка, опера, #кастраты, #опера, #история, #вокал, #гендель, кастраты, музыка, вокал, история

Previous post Next post
Up