Игра в колдунчики

Sep 05, 2022 18:45





Дети обожают подвижные игры. Когда дети вырастают, не из всех получаются взрослые - некоторые предпочитают играть всю жизнь. При этом, даже если из детей выходят толковые взрослые, то и они оставляют игре определённое место. Потому что вся наша жизнь - игра©)) Человек без игры - что птица без крыльев. Кто-то продолжает играть в машинки, постоянно меняя их и хвастаясь перед друзьями, кто-то зависает с консолью перед монитором компьютера, кто-то уходит с головой в коляски и пелёнки, а кто-то играет в «меня хрен перепьёшь» (правда, в эту игру долго играть вряд ли получится). Люди играют на полном серьёзе в карты, в шахматы, в «мафию», проигрывая миллионы и выигрывая золотые медали. Но чем старше становишься, тем менее подвижными становятся игры. И все эти колдунчики, салочки, вышибалы и прочие прелести детства растворяются в закоулках памяти, превращаясь в нечто волшебное и недосягаемое.



Как часто многие говорят себе - эх, вернуться бы в детство, как по мановению волшебства, ощутить бы ещё разок ту беззаботную негу, когда не нужно думать о том, где взять денег на ремонт, как не поругаться с тёщей/свекровью и что завтра нужно идти на нелюбимую работу. Люди ищут волшебства в любом возрасте. И одним из инструментов, позволяющим оторваться от реальности и хоть ненадолго погрузиться в иной мир, стало искусство. Музеи, концертные залы, театры сделались порталами в иное измерение, проводниками в волшебство. Больше всех отличилась опера, предложившая публике игру, правила которой охотно были приняты всеми без исключения. Условность, красота и чувственность - вот те три качества, позволившие опере завоевать сердца людей и подчинить их своим правилам. Игра эта, порою витиеватая, порою прямолинейная, подобно колдунчикам, приводила оказавшихся в опере в восторг, а уж если шоу было сдобрено отборной дозой волшебства - это был полный триумф.



Армида охмуряет Ринальдо - гравюра XVII века, иллюстрирующая 2 акт оперы Люлли "Армида"

Многие, в принципе, воспринимают оперу саму по себе как волшебство. Однако игра была бы неполной, если бы на сцене не происходило волшебство настоящее (речь не о музыке, а о драматургии). Музыкальный театр предполагает не только музыку, но и спектакль, поэтому опера, сочетая в себе два этих компонента, стала универсальным средством для развлечения в XVII-XVIII веках. А композиторы с либреттистами часто выбирали сюжеты с участием всяких волшебников и магов. О волшебниках-мужчинах мы уже говорили ( здесь можно почитать), сегодня же речь о женщинах. Точнее, об одном персонаже, обеспечивавшим соблюдение правил игры на протяжении более чем трёхсот лет, играя параллельно на двух столах - и со зрителем, и с судьбой композитора.



Ринальдо валит от Армиды - фреска Джованни Батисты Тьеполо на вилле Вальмарана, что под Виченцей

Мусульманская волшебница Армида - героиня эпической глыбы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Это одно из основополагающих литературных произведений эпохи Возрождения. Вместе с поэтическим эпосом Лодовико Ариосто о Роланде оно составляет костяк рыцарской литературной мифологии, ставший квинтэссенцией средневековых рыцарских романов, раннесредневекового национального эпоса и трубадурской лирики. Мифология эта была настолько волшебна, что производила на умы людей совершенно взрывное впечатление. Некоторые, как дон Кихот, даже ехали кукушкой на этой почве. Армида - родственница дамасского царя Гидраота, держащая оборону против крестоносцев, прущих на Ближний Восток с Первым Крестовым походом. Захваченных сарацинами в плен рыцарей вызволяет Ринальдо, могучий воин, один стоящий десятерых. Армида насылает на него свои чары и усыпляет, чтобы зарЭзать во сне, но Ринальдо так красив, что волшебница «поплыла» и унесла его на магический райский остров, где решила грешить с этим ненаглядным до конца своих дней. Но любовь-то у него к ней ненастоящая! А Армида втрескалась не на шутку, и это её жутко бесит. Она вызывает демона ненависти, чтобы покончить с этим, но прерывает ритуал, не в силах сопротивляться чувству. Крестоносцы тем временем на выручку Ринальдо отправляют двух рыцарей, Убальда и Ожье-датчанина, которых христианский маг (!) снабдил алмазным щитом и золотым посохом. С помощью посоха они рассеивают защитные чары, а с помощью щита возвращают Ринальдо память. Он спешит к своему войску и громит сарацин, а раздавленная Армида крушит свой остров от безысходности и летит мстить беглецу. Однако он, видя её искреннюю любовь к нему, отвечает всамделишной взаимностью, так что хэппи-энд и всепобеждающее чувство!



Разрушение дворца Армиды - картина кисти Шарля Куапеля, 1737 год

Отличный сюжет для оперного шоу! И чувственность через край, и волшебники всякие, и чудеса, и машинерии есть где развернуться для пущих спецэффектов - потрясающая игра со зрителем! Поэтому Армида стала практически ровесницей самого оперного жанра - первую оперу на сюжет о ней сочинил Клаудио Монтеверди аж в 1627 году. Однако партитура её, как и многих других его произведений, до нас не дожила, остались лишь свидетельства и описания современников. Потом в архивах была обнаружена кантата «Поединок Танкреда и Клоринды» того же Монтеверди, которая в точности копировала структуру утраченной «Армиды» и сочинённая на такой же рыцарский сюжет из Тассо, что дало повод некоторым музыковедам предположить, что это - часть потерянной оперы Монтеверди. Ну, а если и не часть, то, по крайней мере, по ней можно понять, как могла выглядеть и звучать растворившаяся в коридорах времени первая оперная «Армида». У Монтеверди она, кстати, называлась «Покинутой Армидой» и заканчивалась на грустной ноте расставания её с Ринальдо и полном разочаровании в жизни и любви.

«Поединок Танкреда и Клоринды» Монтеверди привожу полностью - музыка и голоса просто космические. Запись сделана в 2008 году в аббатстве Сен-Дени, поют финский тенор Топи Лехтипуу, итальянское сопрано Патриция Чофи и мексиканский тенор Роландо Вийясон (которого у нас принято обзывать Виллазоном)

image Click to view



Следующим заметным воплощением сюжета стал шедевр Жана Батиста Люлли «Армида» - его последняя и самая гениальная и мощная опера. Он сочинил её в 1686 году по заказу Людовика XIV как финал трилогии по Тассо (после «Амадиса Галльского» и «Роланда») и во славу монарха - пролог оперы прославляет деяния Короля-Солнце. Люлли, как и Монтеверди, закончил её на трагической ноте расставания, при этом она вполне могла бы стать рядовым произведением, если бы не текст либретто. Его написал Филипп Кино (к кинематографу никакого отношения не имеет, по-французски пишется Quinault), человек, имя которого в истории французского театра и драматургии стоит в одном ряду с именами Мольера, Корнеля и Расина. Только в отличие от них он сочинял не только пьесы для обычного театра, но ещё и либретто для опер. Фактически, в истории оперы Кино стал первым, предложившим новую модель спектакля с осмысленным, драматургически последовательным текстом, чтобы превратить действо из концерта кастратов и примадонн, состязавшихся в вокальной эквилибристике, в полноценную музыкальную драму. Его идею в Италии быстро подхватил Апостоло Дзено, по стопам которого пошёл и Метастазио, окончательно преобразив оперную драматургию. Благодаря сочетанию великолепного текста и грандиозной музыки «Армида» Люлли стала одним из самых захватывающих произведений в истории оперы (ну, и про волшебную игру не забываем). Вообще, Люлли - композитор довольно сложный для современного уха, вы входите во вкус к его музыке лишь на третьей-четвёртой опере, поэтому с «Армиды» начинать знакомиться с его творчеством не стоит. Зато потом гарантирован совершеннейший и всепоглощающий кайф!

Так звучит одна из самых ярких Армид за всю историю оперы - французское сопрано Вероник Жанс поёт фрагмент из оперы Люлли, запись 2018 года

image Click to view



В XVIII веке барокко несколько сменило приоритеты, найдя себе два других сюжета для игры с публикой - на тему несчастной брошенки вперёд выдвинулась карфагенская царица Дидона, коварно покинутая троянским героем Энеем («Покинутых Дидон» было написано несколько десятков, а самым знаменитым стал шедевр Генри Пёрселла «Дидона и Эней»), а на тему влюблённой волшебницы на пьедестал взошла Альцина, тоже героиня Тассо, но в первую очередь Ариосто - роландовский цикл стал преобладать в позднем барокко. Так что с Армидой мы встречаемся теперь нечасто. Самыми впечатляющими стали реинкарнации в произведениях Генделя (его версия называлась «Ринальдо» на либретто Джакомо Росси, ставшая первой оперой композитора, сочинённой в 1711 году для Лондона), в которой он значительно видоизменяет сюжет, вводя дополнительную любовную линию Ринальдо и Альмирены и увеличивая удельный вес волшебства для более яркой игры со зрителем, выводя на сцену и того самого христианского мага, и сладкогласых сирен, усыпляющих Ринальдо, и фурий, вызываемых Армидой; Вивальди (его версия называлась «Армида в Египте» на либретто Джованни Палаццо и была представлена на карнавале в Венеции в 1718 году), которая стала приквелом для истории вышеупомянутых опер, поскольку там волшебница сражается на египетских полях и ведёт дела с каирским халифом; и Грауна (здесь просто «Армида», представленная в Берлине в 1751 году), фактически дублировавшая сюжет Кино/Люлли.

Армида вызывает фурий по сценарию Генделя - клип на знаменитую арию из «Ринальдо» в исполнении немецкого сопрано Анны Прохазки. В поздней редакции Гендель переписал партию под контральто, отчего она обросла дополнительным мясом и стала ещё сочнее и звучнее

image Click to view



С началом эпохи рококо приоритеты меняются - театру и публике нужно больше чувственности и даже сексуальности, ведь помешанный на сексе галантный век диктует новую культурную модель. Дидона порядком всем уже надоела, а Альцина не так чувственна и страстна, как Армида - игра меняет правила, вновь выводя мусульманскую волшебницу на вершину пьедестала. Несколько попыток сделать главной звездой оперы Медею провалились - в Медее оказалось меньше экзотики, а рококо, просто двинутое на стиле тюркери, требовало как раз её в качестве загадочной восточной шарады. Именно поэтому рококо стало самым насыщенным периодом сценической жизни Армиды - опер о ней было написано несколько десятков, но мы остановимся лишь на самых впечатляющих.

Армида может быть и романтичной - фрагмент из оперы Карла Генриха Грауна исполняет российское сопрано Юлия Лежнева, запись 2017 года

image Click to view



Томмазо Траэтта, один из самых успешных итальянских капельмейстеров Екатерины Великой (подробнее о нём у меня здесь), в 1761 году для Вены сочинил небольшую, но очень яркую оперу на либретто Джакомо Дураццо. Никколо Йомелли в 1770 году открыл настоящее десятилетие «Армид», когда ежегодно где-нибудь в Европе давалась новая опера на этот сюжет. Его «Покинутая Армида», сочинённая для Неаполя на либретто Франческо де Рогатиса, отличалась от предшественников наличием двух любовных линий, Ринальдо/Армида и Танкред/Эрминия (вспоминаем Монтеверди) и была названа Моцартом, побывавшем на премьере, «красивой, но старомодной» - дело портили сразу три кастрата, задействованные в постановке, а рококо постепенно стремилось отказываться от их услуг. Год спустя в Вене свою версию «Армиды» представил молодой Антонио Сальери на текст главного венского либреттиста Марко Кольтеллини. Она стала второй оперой для композитора и первой, сочинённой в стилистике сериа - её успех закрепил за Сальери репутацию многогранного сочинителя, способного как к сериа, так и к буффа. Музыкально его «Армида» была выстроена полностью по глюковским лекалам, которые стали для композитора основным ориентиром в творчестве. Ещё год спустя в Милане была представлена «Армида» Антонио Саккини, одного из главных композиторов эпохи, практически забытого в наши дни. Он отличился тем, что использовал этот сюжет трижды! Его игра в волшебство заключалась в поступательном совершенствовании истории, каждый раз раскрывавшейся с разных сторон - если две первых версии, миланская 1772 года и лондонская 1780 года (называлась «Ринальдо») шли в сюжетной канве Тассо, то парижская версия 1783 года «Рено» (это Ринальдо по-французски) уже была сиквелом истории, где Армида и Ринальдо обретают гармонию и любовь.

Великолепная ария из «Армиды» Сальери, раскрывающая композитора как мастера симфонизма и декламации, в исполнении итальянского меццо-сопрано Чечилии Бартоли

image Click to view



И, чтобы разбавить женские голоса, фрагмент из «Покинутой Армиды» Йомелли в исполнении французского тенора Жиля Рагона - это у нас рыцарь Танкред так звучит

image Click to view



В 1773 году Падуя рукоплескала «Армиде» Иоганна Готлиба Наумана на либретто Джованни Бертати, а вот 1777 год стал для волшебницы настоящим триумфом, потому что за неё взялись два европейских гения, преподнесших историю публике с двух противоположных точек зрения - игра в догонялки, кто кого «сделает», достигла апогея! Для Глюка «Армида» стала одной из последних опер - после неё он сочинил лишь «Ифигению в Тавриде» и «Эхо и Нарцисса». При этом либретто он использовал старое, вышедшее из-под пера Кино - Глюк сделал ремейк для шедевра Люлли, только с новой музыкой и без пролога-панегирика. Его целью было утереть нос французским оперным традиционалистам, протестовавшим против новой модели оперы, изобретённой Глюком из симбиоза итальянских и французских театральных приёмов. Взяв старый текст Кино, так обожаемого французами, и положив на него новую, свежую, яркую и эмоциональную музыку, Глюк доказал всему Парижу, что преемственность существует и что игра может менять правила, если это улучшит саму игру. Успех его оперы был феерическим. В тот же год в Неаполе Чимароза представил свою «Воображаемую Армиду» на либретто Джузеппе Паломбы - это стало настоящим венцом рококо как насмешка над жанром. Композитор сочинил потрясающую оперу-буффа, где безумная маркиза Фисбея воображает себя Армидой, покинутой Ринальдо. Её окружают не вполне здоровые психически слуги, корсар, мечтающий на ней жениться, и психиатр, преследующий свои корыстные цели. Все влюблены друг в друга (по закону жанра мыльной оперы), превращая шоу в балаган с переодеваниями, особенно, когда маркиза желает выйти замуж за самого Тассо. Закончилось всё, тем не менее, прекрасно.

«Армида» Глюка - самая французская из его опер и одна из самых любимых, где им был применён принцип музыкальной живописи. Текст старый, от Кино, но звучит теперь иначе - сравните с фрагментом из Люлли выше. Исполняет французское сопрано Мирей Делюнш

image Click to view



Играя всеми гранями, сюжет развлекает публику по максимуму, но и ему когда-то должен прийти конец. Поэтому рококо постепенно начинает расшаркиваться перед Армидой, как бы намекая, что скоро уже всё. Провал «Армиды» Йозефа Мысливечека в миланском Ла Скала в 1779 году стоил ему жизни - композитор так распереживался, что спустя год умер. Опера оказалась чересчур барочной для позднего рококо - она требовала сразу четырёх кастратов. А ведь последнее творение Мысливечека имело в основе драму Кино, с сокращениями переведённую на итальянский Джованни Мильяваккой… Данная в 1784 году в придворном театре князя Эстерхази в Айзенштадте «Армида» Гайдна на либретто анонимного автора, под которым музыковеды подозревают Якопо Дуранди, автора текста «Армид» Саккини и Анфосси, самим композитором именовалась лучшим из того, что он сочинил. Полностью глюковская по структуре, музыкально она напоминает «Юлия Сабина» Джузеппе Сарти, дававшегося у Эстерхази за год до этого. Сам же Сарти сочинил свою версию истории под названием «Армида и Ринальдо» в 1786 году для Санкт-Петербурга, где трудился главным придворным капельмейстером. В его основе лежало либретто Кольтеллини, некогда написанное для Сальери - там всего четыре персонажа. Так или иначе, миф об Армиде уходил в прошлое - Европу ждали колоссальные перемены.

У Гайдна Армида виртуозно переходит от ненависти к любви и обратно - фрагмент в исполнении американской певицы Джесси Норман, великолепно работавшей в двух регистрах, сопрано и меццо-сопрано

image Click to view



Французская революция, захватившая сознание Старого Света спустя три года, диктовала новую мораль и новое отношение к жизни - тут уж не до игр и не до волшебства. Откачав моря крови и разгребя горы трупов, Европа стала понемногу стала приходить в себя, глядя в рот новому гению эпохи - Наполеону. Его время вновь ненадолго обратило свой взгляд на старую игру в колдунчики, мимолётно вернув Армиду на сцены, словно ностальгируя по былым временам. В 1802 году в Лондоне была представлена «Армида» Франческо Бьянки, невероятно плодовитого композитора, оставившего нам более семидесяти опер. Автором либретто стал Лоренцо да Понте, давно уже живший в английской столице и покинувший Вену, где обрёл свою славу вместе с Мартин-и-Солером и Моцартом. Успеха опера не имела, а после у композитора начались проблемы в семье, приведшие его к самоубийству - мусульманской волшебнице оказалось мало Люлли и Мысливечека. Год спустя в Берлине был представлен «Освобождённый Иерусалим, или Армида сражается с франками» Винченцо Ригини, успевшего послужить главным капельмейстером у австрийского императора, прусского короля и майнцского архиепископа. Опера на этот сюжет у него уже имелась, и вновь на либретто Кольтеллини, использовавшегося Сальери и Сарти и поставленная в Вене в 1782 году, но для Берлина нужно было нечто более масштабное, поэтому Ригини взял новый текст от Антонио де Филистри да Карамондани, значительно расширив список персонажей и усилив роль хора. А в 1817 году Европа распрощалась с Армидой - тогда публика услышала одну из самых необычных опер великого Россини. Неаполитанский Сан-Карло, разрушенный в ходе наполеоновских войн, был восстановлен, и для премьеры открытия композитор сочинил оперу всего с одной женской партией и аж шестью (!) теноровыми. Такого доселе не делал никто и никогда. Единственная женщина здесь, разумеется, Армида, а теноры - рыцари-крестоносцы, включая Ринальдо, Готфрида и Убальда. Премьеру пела Изабелла Кольбран, с трудом вытянувшая эту сложнейшую физически партию. Собственно, никто после Люлли не сочинял такой продолжительной партии для главной героини, на которой держалось бы всё действие. После премьеры опера была практически сразу отправлена в архив, потому что заполучить для постановки сразу шесть высококлассных белькантовых теноров и выносливейшее сопрано оказалось не под силу ни одному из импрессарио. «Армида» Россини, получив статус эксперимента, которые так обожал композитор, покоилась в забвении до 1952 года, пока за неё не взялась Мария Каллас.

Сложнейший дуэт Армиды и Ринальдо из оперы Россини исполняют американские солисты - сопрано Рене Флеминг и тенор Грегори Кунде, запись с фестиваля в Пезаро 1993 года

image Click to view



Опера вспомнила об Армиде лишь через сто лет после Россини - в 1904 году в Праге была дана «Армида» Дворжака на либретто Ярослава Врхлицкого. Он вновь взял за основу текст Кино, однако это не спасло её от провала - спектакль был скверно отрепетирован, а музыка не соответствовала чаяниям публики. Начавшаяся эпоха модерна требовала от композитора иной, импрессионистической и веристской музыки, а Дворжак представил масштабное четырёхактное полотно в любимом им вагнерианском стиле. Будучи последним романтиком, он и сюжет выбрал романтический, давно забытый, в надежде всколыхнуть струны душ аудитории, но безапелляционно надвигавшаяся эпоха «Саломеи» и «Паяцев» смяла Дворжака. Его «Армида» выдержала всего семь спектаклей, а сам композитор покинул премьерную постановку, даже не дождавшись конца. Он скончался всего через несколько недель после этого. Правила игры изменились, и те, кто их не принял, становились жертвами колдуньи.

Вновь Рене Флеминг, прекрасно освоившая чешский язык - «Армиду» Дворжака она записывала после его же «Русалки»

image Click to view



Спустя ещё столетие Армида вновь ожила, интегрировавшись в современность - Джудит Уир в 2005 году представила в Лондоне свою версию истории. Здесь Ринальдо командует американской военной частью в Ираке, а Армида - мегавлиятельная журналистка арабского телеканала, берущая у него интервью. Ну, дальше всё понятно)). Здесь мифическая волшебница превращается в волшебницу реальную, которая творит свою магию с помощью микрофона и камеры, подчиняя себе миллионы людей, но не в состоянии подчинить того, кому отдано её сердце. Колдовство рушится, когда появляются настоящие чувства, правдивые и искренние, способные превратить злые чары в волшебство созидательное.

Игра в волшебство, длившаяся благодаря невозмутимой, словно Сфинкс, Армиде на протяжении нескольких столетий, удивительным образом определяла судьбу многих композиторов, обращавшихся к ней за помощью. Кому-то она давала путёвку в жизнь, став одной из первых для Сальери и Керубини и определив весь долгий лондонский путь для Генделя, кому-то, как Мысливечеку, Люлли и Дворжаку, стоила жизни, а для кого-то стала квинтэссенцией всего творчества, как это произошло с Глюком, Гайдном и Саккини. Каждый из них, образно догоняя предшественника, искал в ней близкие ему черты и детали, продолжая эту бесконечную, прекрасную и захватывающую игру. Игру, которая напоминает нам о детстве.

Закончим сегодня самым знаменитым фрагментом из «Ринальдо» Генделя, ставшим сверхпопулярным благодаря знаменитому и незабываемому фильму «Фаринелли-кастрат». Эта ария для женщины - Альмирены, соперницы Армиды за сердце прекрасного Ринальдо. Фаринелли никогда в реальности не исполнял её, зато какая красивая история получилась... Поёт американское меццо-сопрано Джойс ДиДонато

image Click to view



(c) petrus_paulus

Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.

Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в YouTube и в RuTube.

Люлли, Чимароза, #рококо, Йомелли, опера, #история, #гендель, Сальери, Граун, #музыка, #театр, #романтизм, Монтеверди, Дворжак, рококо, #опера, Мысливечек, #композиторы, Траэтта, музыка, Литература, театр, Вивальди, Россини, Гайдн, #классическаямузыка, барокко, бельканто, Сарти, Гендель, композиторы, Глюк, #игра, #барокко, Саккини, Романтизм, история

Previous post Next post
Up