Наступила осень, а осенью обычно принято подводить промежуточные итоги. Тем более, что осень пролетает так же быстро, как и лето. Но, если лета мы ждём весь год и практически молимся на него как на «маленькую жизнь», то осени ждут единицы. Но она всё равно наступает, каждый раз напоминая, что скоро зима и что там уж итоги подводить придётся точно. А пока - промежуточные.
Так сложилось, что лето прошло в теме русской и псевдорусской оперы. Здесь и европейские клюквенные произведения про Россию, и ранние русские композиторы, ставшие зачинателями жанра в XVIII веке, и иностранцы, приехавшие тогда же в Россию пахать эту целину, причём некоторые так здесь и остались, обретя новую родину. Тема бездонная, обширная и невероятно интересная. Тем более, что говорят на неё крайне редко - большинство людей считает, что русская опера началась с творчества Глинки. Хотя это совсем не так - корни уходят глубоко в XVIII век, пограничное время между отмирающим витиеватым барокко и рождающимся простодушным рококо.
Этот пост для тех, кто что-то пропустил, и для новых подписчиков - подборка посвящена русской и околорусской теме в мире оперы. Фактически, это тема, доступная лишь специалистам-музыковедам, хотя её глубина и интерес способны захватить любого человека, совершенно никакого отношения к музыковедению не имеющего.
Первым сегодня ставлю пост о Висенте Мартин-и-Солере, испанском композиторе, сумевшем стать русским и даже окончившим свою жизнь в России. Ему принадлежит заслуга построения фундамента русской национальной оперы, хотя карьера его в Европе была оглушительной - ничто не мешало ему продолжать работать в Вене, например, полностью затмив собою Моцарта. Но выбор был сделан, и мы ничуть не жалеем о нём.
Далее - об итальянских композиторах, работавших придворными капельмейстерами в Санкт-Петербурге при российских монархах, начиная с Анны Иоанновны и до Александра I. Благодаря им родился русский оперный театр и были заложены основы национальной оперы, на которых Мартин-и-Солер вместе с русскими композиторами Фоминым, Бортнянским и Пашкевичем начали строить храм русской классической музыки.
А здесь, собственно, о тех самых русских композиторах - первопроходцах оперного жанра, о которых не принято говорить до Глинки. Но они были и сочиняли великолепную музыку, порой даже превосходившую европейские оригиналы.
О невероятной популярности Петра Великого в европейской опере, превратившегося там почти в комиксового персонажа. Удивительно, но Пётр стал одним из главных действующих лиц в западном музыкальном театре и, разумеется, принявшим вид развесистой клюквы. Здесь разбираем сочинения Андре Эрнеста Гретри, Джованни Пачини, Гаэтано Доницетти, Альберта Лорцинга и Никколо Ваккая.
Вершиной антирусской политической пропаганды, сочинённой по заказу Наполеона III в разгар Крымской войны и изображающей Петра и Россию как полнейший балаган, стала «Северная звезда» Джакомо Мейербера. Там всё настолько весело, что пришлось ей посвятить отдельный пост)).
Наконец, об операх, сочинённых на допетровские, бородатые старорусские сюжеты - там всё не менее нелепо и забавно. Причём подаётся публике на полнейшем серьёзе. Сравниваем творчество трёх композиторов, засветившихся на сем клюквенном поприще - Иоганна Маттезона, Жоржа Бизе и Антонина Дворжака.
(c) petrus_paulus
Поддержать продолжение ведения этого блога очень просто - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!
Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.
Подписаться на мой канал об истории и теории оперы можно в
YouTube и в
RuTube.