Когда Цезарь - женщина

Sep 17, 2021 18:52





"Юлий Цезарь дарует Клеопатре трон Египта" - Пьетро да Кортона, 1679



Сегодня возникло желание дополнить предыдущий пост. Вот этот

Речь шла о традиционном противостоянии в оперном спектакле двух равноценных теноров. Даже тем читателям, которые никак не разбираются в опере и не увлекаются ею, я очень рекомендую послушать два первых музыкальных фрагмента, которые ниже. Хотя бы для того, чтобы поклониться красоте музыки.

Бывают случаи, когда два тенора появляются в опере на равных не благодаря воле композитора, а благодаря случайности. Как я уже неоднократно писал, в эпоху барокко в оперном театре лидирующее положение занимали певцы-кастраты. Ими повально увлекалась вся Европа, соревнуясь, кто сможет заполучить себе лучших. Прусский король Фридрих Великий, огромный фанат музыки, сам её, кстати, и сочинявший, и исполнявший, не скупился, желая, чтобы в его опере всё было только наилучшим. Поэтому для Берлинской оперы специально сочинялись произведения, где в спектакле должны быть задействованы сразу не менее четырёх кастратов. В целом, это не было новостью - такую практику уже применяли и в конце XVII века, и в начале XVIII в Италии, в частности в Риме (взять, хотя бы, «Артаксеркса» Леонардо Винчи или «Ниобу, царицу Фиванскую» Агостино Стеффани) - там пело и по четыре, а то и по пять кастратов за раз. Однако у Фридриха это вошло в традицию. Для сравнения - за годовой контракт в Берлинской опере кастрат получал до 4400 рейхсталеров, а музыкант оркестра мог рассчитывать на максимальное годовое жалованье в 400 рейхсталеров. Подобная расточительность однажды даже чуть не привела Фридриха к потере трона в результате заговора.

Собственно, само здание Берлинской оперы, которое по сей день радует нас своей барочной нарядностью, располагаясь на берлинском проспекте Унтер ден Линден, было построено по повелению самого Фридриха и открылось торжественной премьерой в декабре 1742 года оперой «Клеопатра и Цезарь». Музыку сочинил главный капельмейстер короля Карл Генрих Граун, а либретто - Джованни Гвальберто Боттарелли. Все, кому посчастливилось побывать на этом шоу, писали потом в своих мемуарах лишь восторженные отзывы. Даже сам Фридрих на следующий день в письме к своей сестре Вильгельмине написал: «Наши певцы ныне много лучше тех, что были в году минувшем, а балет так же хорош, как и во всей прочей Европе». Декорации были просто чумовыми, музыка - великолепной, но главным украшением стали солисты.

Граун превзошёл сам себя, написав максимум мужских партий для высоких голосов. При этом в партитуре нет ни одного тенора! Из девяти персонажей оперы пятеро исполнялись кастратами, один басом, две женские партии - женщинами и одна мужская - женщиной травести. Можно себе представить, в какую сумму влетело двору такое представление… И вот, спустя 250 лет, на той самой сцене в ознаменование юбилея театра, была вновь поставлена та самая опера. Заведовавший музыкальной частью бельгийский дирижёр Рене Якобс предпочёл не идти по пути, принятому традиционно в наши дни для реанимации барочной оперы на сцене, когда на партии кастратов приглашают контртеноров - певцов с женским тембром голоса. Якобс, который сам в прошлом певец-контртенор, прекрасно понимал, что обилие этих высоких и порой даже резковатых для восприятия голосов испортит всё впечатление от оперы и даже, возможно, вызовет раздражение публики. Перебор, так сказать. Поэтому он прибегнул к транспонированию - приёму по пересмотру музыки при замене голосового регистра исполнителя, когда происходит понижение или повышение партии на октаву. Поэтому Цезарь был исполнен женщиной (высоким меццо-сопрано), Арсак мужчиной, но высоким фальцетом (не контртенором), Секст женщиной (сопрано), а Птолемей и Лентул оба запели мужскими голосами, причём тенорами совершенно феноменальной красоты и филигранной белькантовой техники, которой добивались от своих солистов Майр и Россини. Так совершенно неожиданно в «Клеопатре и Цезаре» Грауна появляются сразу два тенора, которые конкурируют между собой на равных.

Это Птолемей в исполнении американского тенора Роберта Гэмбилла

image Click to view



А это Лентул - исполняет тоже американец, бывший тромбонист кстати - Джеффри Фрэнсис

image Click to view



Есть ещё одна очень интересная деталь в истории тенорового пения - это так называемые «странные голоса». Это когда у тенора очень специфическая манера пения или тембр голоса. Таких певцов принимают далеко не все, а многие даже ругают, но я сегодня решил показать два наиболее интересных образца, чтобы тему с тенорами закрыть. Ведь есть ещё столько певческих голосов, с которыми связаны не менее интересные истории)).

Это итальянец Антонио Сирагуза в опере Джоаккино Россини «Сигизмунд» - у него очень странный тембр, я бы сказал - эстрадный

image Click to view



А это наш, родной, Юрий Маруcин, певший в Мариинском театре - его очень часто упрекали за надрывность тембра и за как бы вымученность звукоподачи (знаменитая ария из «Любовного напитка» Гаэтано Доницетти)

image Click to view



А там уж сами судите... Если возникнет желание - напишите в комментариях, что думаете.

(c) petrus_paulus

#музыка, композиторы, #классическаямузыка, опера, #опера, барокко, #история, кастраты, #барокко, бельканто, музыка, история

Previous post Next post
Up