"Спасите меня от моих друзей!" - карикатура на Шуджу-шаха
Глядя на происходящую сейчас в Афганистане жуть, невольно приходят мысли о нереальности происходящего, а, скорее, о каком-нибудь очередном фильме-катастрофе типа «Экипажа», когда народ пытается свалить с горящей (во всех смыслах) земли всеми правдами и неправдами. Однако, если взглянуть на историю вопроса, многое становится понятным. И здесь нужно смотреть не на времена Наджибуллы, Амина или натовской оккупации - смотреть нужно в самое начало. Потому что уже в XIX стало ясно, что любой, сунувшийся в Афганистан, будет уносить оттуда ноги с позором. При этом оставляя в дураках исключительно мирное местное население.
Действуя в алгоритме
колониальных войн, который был запущен испанцами и португальцами ещё аж в XV веке и вышел на совершенно новый качественный и количественный уровень к середине века XVIII, Россия шла по пути эсктенсивной колонизации, присоединяя к себе всё лежащее вокруг неё. В XIX веке настала очередь Средней Азии, куда Российская империя двинулась навстречу другому тяжеловесу колонизаторства, Великобритании. Та развивалась по иному сценарию, интенсивному, завоёвывая заморские территории и создавая самую большую в мире колониальную империю.
Обосновываясь в казахской степи и среднеазиатских ханствах, Россия продвигала свои границы навстречу своему главному антагонисту по колониальной политике - Великобритании. Та же в ответ двигала свои границы навстречу России, и слиться в экстазе противостояния им было суждено в Афганистане, который оказался как раз между российской Средней Азией и британской Индией, которая тогда включала и современный Пакистан.
Британцы к тому времени владели уже почти половиной мира, однако единственным орешком, который оказался им не по зубам, стал Афганистан. Они начали примериваться к Афганистану ещё в эпоху Наполеоновских войн, когда «корсиканский гений» договорился с Персией о проходе французской армии и армий её союзников (в том числе и русских казаков Павла) через её территорию для овладения Индией. Афганистан мог бы стать выгодным форпостом на персидской границе для обороны Индии - сам он британцев совершенно не интересовал, они готовы были его полностью уничтожить вместе с местными, лишь бы уберечь главную жемчужину своей короны. Однако Наполеон совершил роковую ошибку, связавшись с Россией и закончил всем известно как - афганский проект англичан в связи с этим временно законсервировался. Его пришлось расконсервировать, когда Россия начала активное наступление в казахской степи на юг, в перспективе угрожая британским владениям в Азии. А в Афганистане как раз очень удобно началась междоусобица правителей - эмир Шуджа-шах противостоял своему родственнику Дост-Мухаммад-хану. Англичане вывезли Шуджу-шаха в Индию и стали снабжать его деньгами, собирая для него сикхскую армию для вторжения в Афганистан и возврата себе законной власти (опять бы всё не своими руками сделать - сикхов ведь не жалко!), а Дост-Мухаммад вступил в переговоры с Россией. Так началась «Большая игра».
Дост-Мухаммад-хан с семьёй
Вопрос причин начала междоусобицы в Афганистане изучен плохо. Так что достоверно неизвестно, крылись ли они во внутридинастических противоречиях рода Дуррани. Вполне возможно, что началось всё именно с подкупа Россией Дост-Мухаммада или Великобританией Шуджи-шаха. Первый вариант более вероятен, поскольку Дост-Мухаммад происходил из младшей, не главной линии династии. Так или иначе, но Афганистан стал той трясиной, в которую британскую армию засосало первой. А трясина оказалась смертельной - лишь с гигантским трудом выбраться из неё смогли на протяжении почти двух столетий и британские колонизаторы, и советские «интернационалисты», и американские «миротворцы».
В 1838 году Персия, всё ещё отрабатывавшая перед Россией свою вину за убийство Грибоедова (его природу я разбирал
подробно), двинула по настоянию русского посла свою армию к Герату. Великобритания объявила протест и войну Дост-Мухаммад-хану - напрямую воевать ни с Персией, ни с Россией англичанам не хотелось. Вместе с Шуджой-шахом в Афганистан явилось несколько полков британцев, сформированных в Калькутте и Бомбее, а также сикхская армия из Пешавара. Русская армия на поддержку своего ставленника не успевала физически никак, а персидская годилась лишь для устрашения - воевать иранский шах совсем не желал. Поэтому британцы довольно быстро продвинулись вглубь Афганистана, заняв Кандагар и Газни. Дост-Мухаммад предпринял несколько отчаянных попыток сопротивления, но, видя, что остался один, бежал в Афганский Туркестан. Британцы торжественно заняли Кабул и реставрировали на престоле Шуджу-шаха.
Успех породил эйфорию. В целом не встретив жёсткого противостояния на своём пути, британцы расслабились и отправили половину своего контингента обратно в Индию. Вторая половина вместе с сикхами и верными Шудже-шаху войсками остались в Кабуле, живя на деньги британской Ост-Индской компании, которая предпочла осмотреться на местности и понять, может ли она здесь как-нибудь поживится. И тут происходит совершенно невероятное и необъяснимое событие - Дост-Мухаммад-хан добровольно сдаётся в плен! Над его разгадкой ломают головы до сих пор, хотя ответ, скорее всего, очень прост - видя головокружение англичан от собственных успехов, русские по примеру Кутузова решили изобразить смиренное признание поражения и уговорили беглого эмира сдаться, чтобы ещё больше расслабить британцев. И это сработало - Дост-Мухаммад мирно отправился жить в Индию, сохранив себе жизнь, а англичане, совершенно обрюзгнув, принялись строить себе на афганской земле дома, разводить сады и парки, выписывать из Индии семьи, а некоторые, особо охочие до восточных девушек, и про семьи свои позабыли, обзаведясь настоящими гаремами. Словом, боеспособность такая армия потеряла полностью. Этого и ждали - в конце 1841 года афганцы подняли всеобщее восстание против англичан, а возглавила его, естественно, родня Дост-Мухаммад-хана. Оно стало одной из самых гигантских катастроф для непобедимой британской армии - практически весь её военный контингент был истреблён всего за пару месяцев - из шестнадцатитысячного отряда, располагавшегося в Кабуле и окрестностях, до Джелалабада живым добрался один лишь истерзанный полковой врач. Вскоре англичане были выбиты из Газни, Шуджа-шах убит, а Дост-Мухаммад покинул Индию и вернулся в Афганистан, заняв трон. Британская пресса требовала жестоко наказать афганцев и бросить туда дополнительные силы, но индийский вице-король, правильно оценив обстановку, приказал отступать. Остатки британского колониального корпуса покинули Афганистан через Кабул, полностью разграбив его и оставив свои заградительные отряды лишь в южной части страны. Первая англо-афганская война закончилась полным фиаско и стоила Лондону более восемнадцати тысяч жизней своих подданных.
"Остатки армии" - картина кисти Элизабет Батлер
Такой крупный провал Великобритании позволил России спокойно продолжать завоевание Центральной Азии, которую она именовала Туркестаном. К 1878 году Россия уже вовсю воевала в Туркмении, подмяв под себя Казахстан, Хиву, Бухару и Коканд и вновь опасно приближалась к британским владениям в Азии, попутно щедро финансируя афганского эмира Шир-Али. Помня о своём невероятном фиаско, Великобритания, тем не менее, решила рискнуть повторно и направила в Афганистан новую армию, которая разбила войска Шир-Али и вынудила его бежать в Россию. Эмиром стал его сын Якуб-хан, принявший у себя британского посла и уступивший ему часть страны, однако после этого посол удивительным образом был убит вместе со всей свитой. Говорили, что это опять дело рук России, поэтому Якуб-хан, очень боявшийся за свою жизнь, бежал в Индию, питаясь по пути исключительно сцеженным у окрестных женщин грудным молоком, дабы не быть отравленным. Теперь британской армии пришлось сражаться сразу с несколькими кандидатами на престол, которых им подкидывала Россия. Последним стал Абдур-Рахман, прибывший из Самарканда и добившийся успеха, став новым эмиром и выдворивший англичан из страны, заверив их в своём нейтралитете. Вторая афганская война стоила Великобритании всего около двух тысяч жизней - Лондон стал осмотрительнее и осторожнее с этим диким, непокоряемым краем.
Абдур-Рахман-хан - фото
Несмотря на формальный протекторат Великобритании над Афганистаном, установленный после второй войны, страна по-прежнему оставалась самостоятельной, сохраняя дружескую позицию по отношению к России и страхуя её южные рубежи в Таджикистане, на которые та как раз вышла в 80-х годах. Так что Афганистан стал ничьей в противостоянии Россия-Великобритания в Средней Азии, однако последняя заплатила за эту ничью несоизмеримо бОльшую цену.
Советское руководство, судя по всему, в запале социалистического строительства забыло о провалах британцев, наступив со своими «воинами-интернационалистами» в Афганистане на те же грабли, чтобы потом с позором сбежать оттуда с тысячами гробов и брошенным на произвол судьбы мирным населением. Как бегут сейчас и американцы, отмахиваясь от надоедливых напуганных местных как от назойливых мух. Россия же, очевидно, уроки выучила и пытается дружить с теми, кого ещё вчера называла бандитами. Потому что понимает, что Афганистан - гиблое для нашей цивилизации место, которое никто и никогда не покорит.
(c) petrus_paulus
Если возникнет желание поддержать продолжение ведения этого блога - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!