Традиционная семья: киновзгляд гомосексуалиста

Jul 15, 2021 17:15





Кадр из фильм "Такая вот любовь"

В последнее время очень много принято говорить о традиционной семье и семейных ценностях. Причём чаще всего в связи с упоминанием семьи нетрадиционной, включая недавнюю историю с рекламой «ВкусВилла» про семейство лесбиянок. Любители скреп традиционно скрипят шарнирами возмущения, любители нетрадиционного традиционно извиняются. Но, если принимать во внимание, что мы живём в мире лжи, то всё сразу как-то приходит в равновесие и становится ясно, что извиняться тут, в целом, не за что.

Мужья врут жёнам, что не изменяют, хотя в большинстве случаев как раз наоборот. Жёны врут мужьям, что с радостью взяли после свадьбы их фамилию, хотя смысла особого в этом как раз не видят. Российский телевизор врёт, что в России всё прекрасно, а российские вакцины самые антиковидные в мире. Европейский телевизор врёт, что на самом деле европейские вакцины самые антиковидные, а Европа процветает благодаря мигрантам. Америка врёт, что её президент - Байден. И мы сами себе врём, что в России нет гомосексуализма (или, по крайней мере, если и есть, то в очень глубоком подполье). Это такая мантра типа заскорузлой лжи «В СССР секса нет». Был секс в СССР, иначе откуда бы мы с вами все взялись? И гомосексуализм в современной России имеется, причём продвинутый, только все делают вид, что его нет, прикидываясь приличными традиционными семьями.



Оказывается, взгляд на традиционную семью у сторонников союзов нетрадиционных порой бывает настолько яснее и проще, чем у традиционалистов, что от удивления остаётся лишь развести руками. Дело всё в непредвзятости, с которой рассматривается вопрос, что делает его препарирование элементарно честным. В этой связи интересно взглянуть на него глазами кинематографа, причём сквозь объектив камеры всего одного режиссёра, совершенно не скрывавшего при жизни своей гомосексуальности, что не помешало ему стать командором ордена Британской империи. При этом его взгляд на традиционную гетеросексуальную семью настолько тонок и точен, что режиссёры-натуралы обзавидовались. Речь о Джоне Шлезингере.



Джон Шлезингер

Он начинал работать в медиа-сегменте на БиБиСи, где делал документальные фильмы в конце 50-х - начале 60-х годов. А в 1962 году снял свой первый полнометражный игровой фильм, который сразу же взял Золотого Медведя на Берлинском кинофестивале. Он назывался «Такая вот любовь» (или «Типа любовь», или «Такого рода любовь» - кому как нравится).



"Такая вот любовь", 1962, Великобритания, Joseph Janni Production, Vic Films, Waterhall Productions, режиссёр Джон Шлезингер, авторы сценария Кит Уотерхаус и Виллис Холл, композитор Рон Грейнер

Название фильма отсылает именно ко лжи. Лжи общества самому себе. Лжи о семье, семейных ценностях, о том, как надо и как не надо, о том, какими должны быть взаимоотношения между мужчиной и женщиной (базирующиеся, очевидно, на неких толкованиях Библии). При этом во всех фильмах Шлезингера любая традиционная семья или просто взаимоотношения между неженатыми или женатыми мужчиной и женщиной показываются совершенно конкретно и чётко - мужчина мужественен, а женщина - женственна. Никаких полутонов, никаких недосказанностей, никакой фальши. И никакой нетрадиционки. Каждый берёт на себя свойственную ему социальную роль и отыгрывает её до конца. При этом очень часто семьи, из которых выходят эти мужчина и женщина, накладывают на них такой отпечаток, что им порой приходится очень непросто, а даже туго, но предстоит много усилий, чтобы выпутаться из сетей взирающей на тебя родни и найти свой собственный путь к счастью.

Это история о чертёжнике Викторе Брауне, который влюбился в коллегу по работе, блондинку Ингрид. Они хотели пожениться как все, как принято, с торжественной церемонией в церкви, но в силу молодых страстей Ингрид «залетела», и жениться пришлось впопыхах и без всяких торжеств. Так бывает в жизни, к сожалению. Но ничего не поделаешь, ведь все эти обряды - ещё одна лживая скрепа. Мать Ингрид возненавидела Виктора с первого дня, всячески стараясь расстроить их, хоть и вынужденный, союз. Она даже не говорит Виктору, что Ингрид упала с лестницы и у неё выкидыш. Это приводит практически к разрыву, но у этих мужчины и женщины хватает ума и любви вовремя остановиться, задвинуть подальше старую, обиженную на весь свет грымзу-мамашу (отца у Ингрид нет, он либо сбежал от своей вечно всем недовольной жены, либо она заела его до смерти) и выстраивать свои отношения вновь, с начала.

Модель, которую показывает в своём фильме Шлезингер, до безобразия актуальна по сей день. Родня, в особенности матери, в силу своих жизненных неудач, принуждают, вольно или невольно, проживать своих дочерей и сыновей не свои жизни. Их дети продолжают жить жизни своих матерей, которые вышли замуж не за того, за кого хотелось бы, не так, как хотелось бы, не реализовали своего творческого потенциала, потому что всю жизнь пришлось готовить-стирать-убирать, и т.д., и т.д, и т.д… Дочери копируют модель поведения матери уже в своей семье, становясь поэтому несчастными, а сыновья зачастую женятся лишь потому, чтобы от них отстали поскорее их матери, вечно зудящие про срочную необходимость женитьбы. В итоге несчастны все - и сыновья, женившиеся на ком попало, лишь бы мама была спокойна, и дочери, ломающие мозги своим мужьям по образу матерей, и матери, наблюдающие, как мучаются их дети. Шлезингер очень чётко уловил этот момент и показал его в своей картине. Она совершенно откровенна и бесхитростна, поскольку говорит ту правду, которую мы так не желаем признавать.



"Билли-лжец", 1963, Великобритания, Vic Films Productions, Waterhall Productions, режиссёр Джон Шлезингер, авторы сценария Кит Уотерхаус и Виллис Холл, композитор Ричард Родни Беннетт

60-е и 70-е были для Шлезингера одновременно и началом карьеры, и её расцветом - вскоре его ждут легендарные «Полуночный ковбой», «Марафонец» и «День саранчи». Но перед ними он успел громко объявить о себе прекрасными фильмами «Дорогуша» и «Билли-лжец». Последний - вновь о вранье, которым мы себя окружаем. Здесь даже не о взаимоотношениях мужчины и женщины, здесь вновь о той семье, которая выворачивает нам мозги и делает из нас несчастных людей своей отложенной наследственностью. Здесь о молодом человеке, который живёт с родителями и склочной бабкой, и настолько замучен их влиянием и нелюбимой работой в похоронном бюро (что тоже очень символично), что придумывает себе свой мир, свою красивую и удивительную страну. В ней он - герой, супермен и правитель, далёкий от серой реальности. Билли врёт сам себе, чтобы убежать, спрятаться и спастись от скреп, которыми компостируют ему мозги, увлекая в пучину беспробудного «так надо», «будь как все» и т.д. Здесь у Шлезингера впервые появляется Джули Кристи - безумно красивая актриса с бездонно-синими глазами, которую он снимал потом ещё несколько раз.

Я уже говорил, что у многих великих и ярких актрис - самые удачные и даже гениальные роли были сыграны у режиссёров-гомосексуалистов. Анна Маньяни, например, пронзительно-разноцветно звучит в «Маме Роме» Пазолини и в «Самой красивой» Висконти, Моника Витти попросту создаёт кино Антониони - он редко обходился без неё, а как пронзительна и трагична Алида Валли в «Луне» Бертолуччи… Они умели снимать женщин так, как никто другой. Все они - величайшие ювелиры огранки женских образов в кино. Они понимали суть женщин намного лучше своих коллег-натуралов, придавая их и без того огромным талантам ещё больший объём. Подобная история и у Кристи со Шлезингером - у него она сыграла свои лучшие роли.



"Дорогуша", 1965, Великобритания, Vic Films Productions, Appia Films Ltd., Joseph Janni Production, режиссёр Джон Шлезингер, авторы сценария Фредерик Рафаэль, Джон Шлезингер, Джозеф Дженни, композитор Джон Дэнкворт

Появляется Кристи и в следующем фильме Шлезингера - небезызвестной «Дорогуше». Эта картина попала в сотню лучших британских фильмов, когда-либо снятых. Она о девушке, которую играет Кристи и всё о том же вранье, в которое мы сами себя погружаем с головой. Она - молодая актриса, которой повезло познакомиться с рейтинговым журналистом (на эту роль Шлезингер позвал знаменитого Дирка Богарда, которого уже тогда признавали самым знаменитым британским актёром), который женат и врёт своей жене, встречаясь параллельно с героиней Кристи. А она врёт себе, плывя по волне мэйнстрима и стремясь вести светский образ жизни, хотя на самом деле хочет жить размеренно с любимым человеком. Плюс она врёт себе, что любит героя Богарда, обманывая, таким образом, и его, используя его лишь как трамплин для входа в общество, где потом у неё начинаются новые романы и новые отношения. В итоге честным оказывается лишь тот самый журналист, который бросает жену и детей, чтобы жить со совей дорогушей, которой он по сути и не нужен вовсе… И получается, что у разбитого корыта остаются все, так и не посмотрев правде в глаза.



"Вдали от безумной толпы", Великобритания, 1967, Metro-Goldwyn-Mayer, режиссёр Джон Шлезингер, автор сценария Фредерик Рафаэль, композитор Ричард Родни Беннетт

Следующий фильм Шлезингера (и его первая цветная работа) - «Вдали от безумной толпы» стоит как-то обособленно. Тут дело в духе повествования, которым смог раскрасить свой фильм режиссёр. Хотя история, рассказанная там, вполне прозаична, несмотря на викторианскую эпоху… Состоятельная наследница Батшеба Эвердин живёт одна и управляет своим приличным хозяйством, доставшимся ей от дяди. За её руку разворачивается невольная борьба трёх мужчин, каждый из которых имеет свои взгляды на ситуацию. Первый - влюбившийся в неё до беспамятства немолодой сосед-фермер Уильям Болвуд, которого совершенно не интересует её собственность, ему важна лишь она сама. Второй - пастух Гэбриэль Оук, оказавшийся на грани разорения после того, как его собака случайно согнала с обрыва в море отару овец, и принятый Батшебой на службу в качестве управляющего её фермой - он уже сватался к ней, но не из любви, а потому что так принято между соседями. Наконец, третий - кавалерист Трой, которого интересуют лишь деньги и поместье Батшебы. Знакомая ситуация? Желание взять в жёны женщину базируется либо на любви, либо на традиции, либо на корысти. Каждый из трёх выданных зрителю мужских персонажей - это одна из причин для женитьбы, принятых среди людей. Никаких других причин не бывает - мужчина женится (если вообще женится в жизни), только если любит женщину, или хочет заполучить её деньги, или потому что мама и её бесчисленные подруги уже задолбали своим бесконечным гундёжем «когда ж ты женишься». То есть фильм даёт нам актуальный срез общества и отношения в нём к браку. Интересно, что с викторианских времён ничего не изменилось)).



Фильм потрясающе красив и свеж. Николас Роуг, впоследствии сам ставший отменным режиссёром, работал здесь оператором и показал себя классным профессионалом. Его общие планы дают нам возможность насладиться природой юго-западной Англии, где краски играют всеми оттенками и погружают в какой-то параллельный мир. Его крупные планы помогают проникнуть вглубь героев картины, через глаза и мимику разобравшись в их меняющихся чувствах и переживаниях. Фильм будто дышит жизнью, молодостью, неуверенностью в себе, страхом потерять объект вожделения. Шлезингер удивительно точно сумел уловить ту эмоцию, когда один человек тянется к другому, а тот совершенно не уверен, что ему это нужно. Причём уловил он это взаимно с обеих сторон и каким-то волшебным образом вытянул это из актёров. Все четверо здесь - каждый на своём месте, и каждый выдаёт все 100%, необходимые для роли.



Батшебу играет вновь Кристи. Не влюбиться в такую женщину просто невозможно, а когда выясняется, что она ещё и умна, и богата… Её метания меж трёх кандидатов и есть суть фильма. Отвергнув ухаживания Оука и обдумывая предложение Болвуда, она неожиданно влюбляется в молодого и задиристого Троя, ведь она сама ещё очень молода, и пожилой фермер с простоватым управляющим для неё - не очень интересные (в смысле, что ей с ними не интересно) варианты. А Трой - молод, энергичен, хорош собой и сексуален - чего ж ещё желать? И ничего, что у него за душой ни гроша - у неё ведь есть деньги, она сама способна оплатить их совместную жизнь. Как современно…



Троя играет бесподобный Теренс Стэмп. Как по мне - он один из величайших британских актёров, к сожалению, разменявший себя на фильмы категории Б, подобно Майклу Йорку и Малкольму Макдауэллу. Его ранние работы в кино уникальны - достаточно вспомнить «Коллекционера» по роману Джона Фаулза или «Тоби Даммита» великого Феллини. Его роль у Шлезингера - одна из лучших. Его Трой похож на спаниеля - заносчивый, самоуверенный, гордый, самовлюблённый, шебутной. Он хочет жениться на подходящей ему по положению девушке, но она сдуру приходит не в ту церковь, и он, не зная об этом, расценивает это как предательство. Зато как он распускает потом свой павлиний хвост перед богатой фермершей! Как он лихо крутит у неё перед носом своей саблей, улетучивая из её головы последние следы здравого смысла! Ведь она для него - золотая жила, путь в безбедное будущее. Они женятся, и он начинает спускать её капитал и ссориться с работниками, изображая из себя хозяина фермы. Видя, что его никто ни во что не ставит и узнав, что его бывшая невеста умерла родами, он имитирует свою смерть в море, скрывшись неведомо куда.



Болвуда играет степенный австралийский актёр Питер Финч, который удивительно доносит до нас способность немолодого человека полюбить женщину гораздо моложе себя. Он готов бросить к её ногам всё, и терпеливо ждёт своего, казалось бы, безнадёжного шанса. И, когда Трой исчезает, он уговаривает Батшебу выйти за него. На помолвку откуда не возьмись является живёхонький Трой, не желающий упускать добро из рук, и Болвуд в порыве ярости убивает его. И Батшеба в финале выходит замуж за того, кто сватался к ней в самом начале - за пастуха Оука в исполнении Алана Бэйтса, который стал ещё одним талисманом для Шлезингера, снимаясь у него с первой картины «Такая вот любовь». Его Оук - спокойный, простецкий и бесхитростный сельский мужик, за которым она будет как за каменной стеной, без всяких там страстей и фильдеперсов.



В итоге мы имеем одного мужчину в могиле, второго за решёткой, а третьего, самого неактивного, на коне. Так и в нашем мире чаще всего случается - страсть и стяжательство губительны, любовь ждёт в заточении, а бал правит традиция. Мужья и жёны проживают всю жизнь друг с другом по привычке и взаимной надёжности, оставляя чувства и корысть за бортом. Уж не знаю, хорошо это или плохо, но Шлезингер тонко и волнующе рассказывает нам эту историю.

Посмотреть честно и открыто на отношения мужчины и женщины, на отношения в семье дано далеко не каждому. Очевидно, в силу гомосексуальности Шлезингер чувствовал эти моменты гораздо тоньше, к тому же поводов врать у него не было никаких - ни себе, ни родным, ни обществу. И именно поэтому его первые работы настолько правдивы и бесхитростны и предлагают нам взглянуть на себя со стороны и задуматься. Задуматься о том, живём ли мы той жизнью, которую хотели бы сами, или той, какую диктует нам окружение.

Смотрите больше честного кино!

(c) petrus_paulus

Для желающих поддержать продолжение ведения этого блога финансово - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!

семья, #кинематограф, #семья, Отношения, гомосексуализм, #отношения, кино, #кино, кинематограф

Previous post Next post
Up