Наконец-то, дождались! На телеканале «Россия-1» завершился показ очередной порции псевдоисторической ахинеи про Екатерину Великую. На этот раз называлось «Екатерина. Самозванцы».
Пару недель назад говорящие головы означенного телеканала восторженно брызгали слюной с каннского кинорынка о том, дескать, что на сериал оный спрос в мире невиданный, и что купили его для показа почти половина стран мира, от людоедских племён чуть ли не до самой Америки!
В англоязычной версии называется сей шедЁвр «Catherine. The pretenders». То есть претенденты. А не самозванцы. Русский язык вообще горазд навешивать ярлыки, причём зачастую очень обидные. В связи с чем предлагаю разобраться, кто же эти люди всё-таки были - самозванцы или претенденты. Или и то, и другое сразу.
Екатерина Великая - единственная из правивших русских монархов, которой приходилось отбиваться от «чудесно спасшихся» покойных супругов и невесть откуда взявшихся детей Елизаветы Петровны, как от роя мух. Даже Годунов с Шуйским в своё время сражались только с тремя-четырьмя Лжедмитриями, а тут можно целую летопись писать! Одних только воскресших Петров Федоровичей было не менее сорока - самые известные Асланбеков, Евдокимов, Колченко, Кремнев, Чернышов, Рябов, Богомолов, Кретов и, самый уж знаменитый среди них, Пугачёв. Несколько заговоров с попыткой освободить томящегося в темнице Иоанна Антоновича. Целый отряд незаконнорожденных или, возможно, законнорожденных, если церковный брак императрицы Елизаветы и графа Разумовского действительно имел место, детей покойной государыни во главе с княжной Таракановой. Наконец, куча всяких прощелыг и пройдох, орудовавших в России в высших кругах. Однако в каждом случае угадывается источник, откуда это всё появлялось. Масонское братство не намерено было отступать и готово было отомстить Софии Фредерике Августе за измену и разрушение всех планов (об этом я упоминал в своих предыдущих постах и напишу ещё потом). Так взглянем на каждый пункт по порядку.
Для начала «чудесно спасшиеся» Петры Федоровичи. Некоторые историки пишут, что традиционно среди русского крестьянства бытовала традиция воспринимать скоропостижно скончавшегося после восшествия на престол царя как живого. Ну не мог, дескать, Богом поставленный государь так быстро помереть! Значит, где-то прячется. Поэтому и целых сорок человек себя объявили императором. Однако не стоит забывать, что и слишком долго правивший царь после смерти традиционно воспринимался как «изведённый» боярами или придворными. Русский царь в глазах простого мужика просто не мог умереть! Только вот никто себя ни Иоанном Грозным, ни Петром Великим, ни Алексеем Михайловичем не объявлял при этом после смерти оных. И Петром II, Феодором Михайловичем или Феодором Годуновым тоже, несмотря на их краткие царствования. А вот Петров III - целых сорок!
Разумеется, никакой доказательной базы связи такого букета самозванцев, например, с британской разведкой (о её роли в российской истории подробнее в другом посте) или с агентами масонских лож, нет. Однако, если заняться исследованием путешествий в первую очередь иностранцев по России во второй половине XVIII века или русской аристократии в русскую провинцию (самозванцы все происходили оттуда) - возможно, откроются интересные подробности. Пока что это лишь гипотеза, очень уж подозрительно совпадающая с целым рядом обстоятельств.
Первые восемь из упомянутых выше «чудесно спасшихся» императоров не представляют большого интереса по своей сути, чего не скажешь о последнем - Емельяне Пугачёве. Этот на первый взгляд обычный донской казак, родившийся, кстати, именно в той станице, где в своё время появился на свет Стенька Разин, однако, служа в армии, успел не раз побывать за границей - в Пруссии во время Семилетней войны и в Польше, где отлавливал беглых староверов. Его возможную связь с западной агентурой необходимо серьёзно исследовать, прежде чем делать какие-то выводы. Важно оценивать тенденцию - влияние, которое распространяли среди простого русского народа заезжие иностранцы и сами русские аристократы, принадлежавшие к ложам, в массовом порядке подталкивало крестьян и казаков объявлять себя «анператорами». По свидетельству множества современников, большинство людей и не верило, что эти самозванцы - настоящие императоры, но исправно шло за ними, потому что им втемяшили в голову одно - петербургская царица Екатерина незаконна и несправедлива, надо бы её скинуть! Уже тогда эта масонская машина по смене правящих режимов начинала делать свои первые шаги, причём так успешно, чего уж говорить про наши дни… За двести с лишним лет технологию отточили до универсальности! Люди шли за самозванцами не потому, что перед ними стоял якобы «чудесно спасшийся» государь, а потому, что их убедили в незаконности существующей власти, взывая к их обыденным чувствам - люди стремились к лучшей жизни! Им сказали, что заменив Екатерину на воскресшего «анператора», они станут жить лучше. С тем лишь отличием, что тогда сулили справедливый суд, отмену крепостного права и еду досыта, а сейчас сулят безвизовый въезд в Евросоюз, возможность получить там хорошую работу и кучу европейских товаров по низким ценам. А в сущности, ничего не изменилось…
И, если те сорок человек имели небольшую аудиторию и попользовались статусом «анператора» лишь недолго, Пугачёв совершил настоящий прорыв - собрал целую армию и захватил ряд крупных городов, среди которых Оренбург и Казань, а также почти все уральские заводы, чуть не лишив Екатерину важнейшего промышленного и горнодобывающего плацдарма. Если Пугачёв был масонским проектом - трон её был очень сильно поколеблен, однако, очевидно, братство вовремя оценило ситуацию, отказавшись от его продолжения, предпочтя использовать иные методы. Это очень характерно видно на личности человека, который Пугачёва разгромил - Иван Михельсон был очень известным масоном. Эта миссия была изначально возложена на русского военного гения Александра Суворова, однако того искусственно задержали в военном походе, чтобы разгром и пленение Пугачёва производил именно Михельсон - для пущей уверенности в результате, наверное. Суворов поспел лишь к принятию уже пленённого Пугачёва и доставил его в Москву.
К слову сказать, большинство казаков, составлявших «двор» Пугачёва, опять же не верили в его царское происхождение. Именно поэтому, когда стало ясно, что разгром армии бунтарей на подходе, они сами явились вязать его. В ответ на удивлённое «Вы что, мужики, я ж анператор!» Пугачёв получил циничный ответ «Знаем мы, каков ты анператор!» и был повязан, после чего сдан Михельсону. Казнили Пугачёва в Москве в 1775 году и стёрли всякую память о нём - всех ближайших родных заточили по крепостям, дальняя родня сменила фамилии на Сычёвых, а станицу, где Пугачёв родился, нарекли в честь князя Потёмкина. В довесок к этому даже название Яик было отнято и у реки, и у казачества, которое по берегам оной проживало - ведь именно это казачество стало основной ударной силой пугачёвской армии. Так появилась река Урал и уральские казаки. Вот такой конец…
В советское время историки любили говорить, что самосознание простого народа росло с годами, и, дескать, именно поэтому народные восстания против ненавистного царизма в XVII веке были намного скоротечнее тех, что случались в последующем столетии, вылившись в итоге в крестьянскую войну под предводительством Пугачёва. Народ развивался, дескать, и прогрессировал, что обусловило лишь во второй половине XVIII века появление таких самородков, как Кулибин, Полозов да Черепановы. Оценивая же картину критически, а не идеологически окрашено, становится ясно, что всё это глупости - русский народ не менялся веками, просто при первых Романовых большинство народных выступлений было стихийным и никем не направляемым, поэтому все эти Соляные и Медные бунты гасли так же молниеносно, как и вспыхивали. А столетие спустя с людьми уже начали работать «гастролёры» и прочие деятели, что привело к таким затяжным конфликтам, как пугачёвский бунт. А самородков-изобретателей на Руси всегда хватало, их просто сами же односельчане забивали до смерти, думая, что ежели он крылья смастерил и летает с избы на избу, то не иначе как с чёртом в сговоре. Во времена просвещённого абсолютизма отношение изменилось в связи с промышленной революцией, которая хоть и медленно, но приходила в русскую деревню. И в конце концов - Пугачёв, как и Разин, не шёл против монархии, как его позиционировали советские историки - его целью была смена режима, он желал сместить действующую императрицу, заменив её цесаревичем Павлом. А уж кто стоял за ним на самом деле - предстоит выяснять.
Теперь вернёмся к карте Иоанна Антоновича, которую тоже пытались разыграть, дабы расшатать Екатеринин трон. За два первых года её правления случилось несколько попыток освободить томящегося в Шлиссельбурге сверженного императора, причём все были организованы дворянами или военными. Последний заговор, во главе которого стоял поручик Мирович, положил конец всем дальнейшим попыткам - низложенный узник был убит охраной при попытке освобождения согласно инструкции. При изучении биографии Мировича вообще всё становится ясно - внук сторонника Мазепы, сбежавшего вместе с мятежным гетманом в Польшу, и сын агента польской, а возможно и прусской, разведки. За такие дела отец Мировича был сослан в Сибирь. У заговорщика были личные счёты не столько с Екатериной, сколько с правящим домом вообще. Копирка с источника возникновения масонства, о чём говорилось мною ранее. Не исключено, что Мирович был и с масонами связан. Так или иначе, карта Иоанна Антоновича оказалась бита, а Мирович казнён.
Далее - новый тип самозванцев, а именно возможные дети покойной императрицы Елизаветы. Мы уже говорили, что она, возможно, вступила в тайный брак с графом Разумовским, от которого, возможно, имелись некие дети. Однако никаких документальных доказательств ни тому, ни другому нет, в отличие от доказанного материнства Екатерины Великой в отношении её незаконнорожденных детей от разных мужчин. Таковые «отпрыски» государыни Елизаветы появлялись в России регулярно, однако их давили почти сразу при появлении. Но через десять лет после восшествия Екатерины на престол в Париже объявилась некая принцесса Вольдомирская, которую молва тут же переделала во Владимирскую, которая уже через год в Лимбурге назвалась княжной Азовской, при этом постоянно упоминая о несметном своём наследстве в России. Ещё через год эта дама уже в Венеции объявила, что она княжна Елизавета, дочь императрицы Всероссийской и законная наследница престола в Санкт-Петербурге. Не правда ли, довольно забавная эволюция? Предлагаю взглянуть на претендентку более детально.
Собрав самую элементарную информацию о «принцессе Владимирской» становится ясно, что она была отпетой мошенницей и авантюристкой, не имевшей никакого отношения к Елизавете Петровне. В историческую и литературную традицию эта женщина вошла под именем княжны Таракановой. Имя связано с искажённой фамилией Дараган, которую носили племянники графа Разумовского, за дочь коего она себя выдавала, обучавшиеся в Швейцарии и, возможно, имевшие с нею контакты. Кто была эта женщина - так доподлинно и неизвестно, по крайней мере российское следствие этого не сумело выяснить даже под пыткой, претендентка оказалась крепким орешком. Имя княжны Таракановой к ней «приклеилось» благодаря французскому дипломату Кастера, который первым так назвал её, хотя сама себя она так никогда не именовала. Она была очень хорошо образована, владела рядом европейских языков, однако не знала ни одного славянского. Поначалу жила в Берлине под именем фройляйн Франк, потом в Генте как фройляйн Шелль. Затем связалась со знаменитыми аферистами того времени ван Турсом и бароном фон Шенком и выплыла уже в Лондоне под именем мадам Ля Тремуй. После этого в Париже и начинается её история с претензиями на российский престол. Между этими событиями - всего два года. В Париже она начинает тесно общаться с польской оппозицией, отчаянно сопротивляющейся разделам Речи Посполитой и видевшей в России и в Екатерине Великой в частности своего главного врага. Очевидно, именно здесь она и была примечена и завербована масонами. Затем последовали Франкфурт и Лимбург, где она выдавала себя за персидскую принцессу, а потом Венеция, где она и превратилась в Елизавету Всероссийскую. Испытывая финансовые трудности и связавшись с польскими авантюристами, из Венеции она бежит в Дубровник, где на фоне пугачёвского бунта появляется новая история о том, что, дескать, матушка Елизавета Петровна её хотела сделать императрицей, а злодей Пётр III вознамерился её отравить, но сам был убит, а новая императрица выслала её в Сибирь, где её спас некий священник, откуда она и попала в Персию, да сразу ко двору шаха. Пугачёва же самозванка объявила «князем Разумовским» (хотя надо было графом), сыном её якобы отца от первого брака, то есть сводным своим братом. Там же в Дубровнике для неё подделали завещание Елизаветы Петровны, по которому она должна была получить российский престол. Оттуда она вознамерилась ехать в Константинополь просить турецкого султана отправить братскую османскую поддержку сражающемуся с узурпаторшей Пугачёву, однако после его разгрома и параллельного подписания русско-турецкого мира все планы рухнули, и из Дубровника Тараканова перебралась в Неаполь, а оттуда в Рим. Здесь и настиг её посланный Екатериной граф Алексей Орлов. Он встал со своей эскадрой на якорь в Ливорно и выманил самозванку в Пизу, где встретился с ней, чтобы составить первое впечатление. И вот здесь в бумагах Орлова есть очень интересные мысли - он пишет, что за нею, а, возможно, и за Пугачёвым, стоят французы! А мы помним, что Франция на тот момент - одна из двух самых сильных масонских держав Европы. Прямых доказательств этому пока не обнаружено, однако версию о том, что братство подобрало в один прекрасный момент мыкавшуюся по Европе аферистку и использовало её в своих целях, отметать не стоит. Скажу больше - на фоне всего вышесказанного версия эта более чем правдоподобна.
Чем закончилась история княжны Таракановой - известно всем. Орлов пригласил её посмотреть русский флот в Ливорно, та согласилась, где и была арестована и доставлена в Петербург. Там, в Петропавловской крепости, её долго пытали, но она так ни в чём и не созналась, скончавшись от туберкулёза в том же году (это официальная версия, скорее всего просто замучили насмерть). После её смерти ещё долго ходили слухи, что она якобы спаслась, но жизнь их оказалась скоротечной.
Наконец, упомянем и о той армии проходимцев, атаковавших российский высший свет в эпоху Екатерины Великой. Проникать в Россию они начали ещё при Елизавете. Официальный предлог - общение в высшем свете, истинная миссия - распространение идеологии масонства среди русской аристократии. Самым известным среди них был шевалье д’Эон, двойной агент, параллельно работавший на французскую разведку и масонов Франции. До сих пор не выяснено, кто он был на самом деле - мужчина или женщина, потому что первую часть жизни он именовался шевалье и носил камзол, а вторую - мадам и носил платье. Словом, гениальный конспиратор. Вместе с подобными д’Эону людьми в Россию хлынул поток и обычных жуликов, которые попросту дурили людям головы, набивая себе карманы и скрываясь невесть куда. Во времена Екатерины этот поток усилился, а вместе с ним усилился и другой поток - именно тех, кто нёс в аристократическую среду идеи масонства. Очевидно, вместе с этим они ещё и собирали информацию об «этой загадочной» России. Маскировались эти агенты под обычных прощелыг, а ещё лучше под «великих магов» или знаменитых бонвиванов - словом играли роль медийных персон, выражаясь современным языком. Их роль в дестабилизации обстановки в России, к сожалению, недооценена, и напрасно. Не воспринимая их всерьёз, люди и в ту пору, и сейчас относились и относятся к ним поверхностно, чего они и добивались. Два самых известных масонских агента, наследивших в России - «кудесник и чудотворец» граф Калиостро и «великий и знаменитый» Джакомо Казанова. Фигуры спорные и вполне беллетристические, однако оба были масонами высоких степеней и их деятельность в России не оставляет никаких сомнений в цели их визитов. Не личное обогащение и не собственный пиар, так сказать. Единственный человек, с которым Калиостро имел тесные контакты в России - Елагин, Великий Мастер по нашей стране! Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что истинная причина визита Калиостро в Россию - не сотворение золота, а подробные инструкции относительно дальнейших действий российских масонов, которые он привёз Елагину. Казанова пытался протолкнуть идею государственной лотереи с тем, чтобы, судя по всему, попытаться вернуть потраченные масонами деньги на подготовку Екатерины к восшествию на престол и, разумеется, потерянными, однако был из России государыней выдворен. Выводы здесь очевидны.
Так что, дорогие мои, английское название сериала нашего вполне оправдано - самозванцы были именно претендентами, имея за своей спиной неслабую поддержку. А сериал... Сказано там, о чём здесь написано?.. Вот и я о том же.