Всякий метрополитен, как уважающее себя подземелье, просто обязан иметь секреты. Или привидения - это тоже вполне в духе таинственного подземелья. В московском метро такие привидения имеются, однако они вполне материальны, их можно увидеть и потрогать. Это - станции-призраки.
Таких станций в метрополитене Москвы довольно много, точнее - десять. Рассматривать строящиеся и готовящиеся к открытию станции смысла нет - быть призраками им осталось недолго, скоро их ждут свет ламп, шум поездов и толпы пассажиров. Я же предлагаю взглянуть на станции, которые так и останутся призраками навсегда. На некоторые из них, кстати, можно попасть вполне официально в рамках экскурсий, которые организовывает метрополитен.
Станции-призраки московского метро можно разделить на три категории:
1) Построенные, но так никогда и не открывшиеся или открывшиеся, но спустя много лет и под иным именем;
2) Построенные и открывшиеся, но впоследствии закрытые и ликвидированные за ненадобностью;
3) Запланированные и даже начатые строиться, но, в связи с изменением планов, заброшенные и забытые.
Платформа и тоннель станции "Троице-Лыково"
Первая категория - здесь всего две станции, «Троице-Лыково» и «Волоколамская». Никогда не ловили себя на мысли, что перегон между «Крылатским» и «Строгино» невероятно долог - едешь, едешь, а станции всё нет, будто поезд мчит тебя в какую-то бесконечность? Такой же эффект испытывали пассажиры метро в Москве в 60-70-х годах на перегоне между «Октябрьской» и «Ленинским проспектом», когда не была ещё построена и открыта станция «Шаболовская», находящаяся теперь между ними. Когда станция открылась в 1980 году - всё встало на свои места. А вот Арбатско-Покровской линии повезло меньше - запланированная и построенная платформа для станции «Троице-Лыково» аккурат между «Крылатским» и «Строгино» по сей день остаётся технической и обслуживает лишь персонал метрополитена. Она построена в 2008 году и никогда не откроется как пассажирская станция (хотя может стать ею в любой момент), поскольку станция с таким же названием запланирована для новой Рублёво-Архангельской линии в 800 метрах к юго-западу.
Выход на поверхность со станции "Троице-Лыково"
Станция «Волоколамская» была построена между «Щукинской» и «Тушинской», но так никогда и не открылась. Виной тому Тушинский аэродром, который находился прямо над нею. Станцию запланировали и построили, поскольку аэродром решили закрыть, но решение это как-то впоследствии рассосалось, а станция почти сорок лет так и мелькала своими едва уловимыми силуэтами в окнах проносившихся мимо поездов. Шли годы, на карте метро появилась новая «Волоколамская», правда, уже в совершенно другом месте, на Арбатско-Покровской линии, между станциями «Мякинино» и «Митино». А потом закрыли и аэродром, построив на его месте Открытие-Арену. Новый стадион и развивающаяся вокруг него инфраструктура потребовали станции метро, поэтому платформу расконсервировали и открыли в 2014 году под названием «Спартак».
Платформа "Волоколамская", превратившаяся впоследствии в "Спартак"
Вторая категория - здесь тоже две станции. Обе они носили названия, которые имеются на карте метро и сегодня, только вот располагались совершенно в других местах. Первая - «Первомайская», действовала с 1954 по 1961 годы и следовала за нынешней «Партизанской», тогда именовавшейся «Измайловской». Это была наземная крытая станция, замыкавшая линию. Её закрыли, поскольку линию решено было продлевать до Гольяново и совершенно по иному маршруту. На вновь построенном участке появилась своя «Первомайская», действующая и поныне, а прежняя была разобрана и переоборудована в тупик. Теперь там ремонтное депо. Бульвар, ведший к вестибюлю, застроен, а сам вестибюль зажат среди новых зданий, сегодня в нём расположен актовый зал для работников метрополитена.
Так выглядела первоначальная "Первомайская"
Вторая - «Калужская», действовала с 1964 под 1974 годы и следовала за «Новыми Черёмушками». Она, как и «Первомайская», была наземной, крытой и конечной. Когда линию проложили под землёй и до «Беляево», надобность в ней отпала. Название досталось новой подземной станции, а платформа - складу метростроя. Обе «Калужские», действующая и закрытая, расположены недалеко друг от друга, не более, чем в 10 минутах пешком.
А так - первоначальная "Калужская" - с сайта wikipedia.com
Наконец, третья категория, самая многочисленная - здесь целых шесть станций. Рассмотрим вкратце каждую из них, поскольку стать полноценными станциями им не суждено никогда.
«Советская» - планировалась в самом начале истории московского метро, между «Маяковской» и «Площадью Свердлова» (ныне «Театральная»). Однако, сделав задел под станцию, от её строительства отказались, перенеся планировавшуюся платформу к Пушкинской площади и открыв её в своё время как «Горьковскую» (ныне «Тверская»). Из несостоявшейся же «Советской» сделали бункер штаба Гражданской обороны, который стоит там и по сей день.
«Российская» - планировалась к строительству в 50-х годах на Кольцевой линии между «Краснопресненской» и «Киевской» на том месте, где теперь стоит Белый Дом. Задел под неё был готов и спал в законсервированном состоянии вплоть до 2017 года, пока от планов строительства станции в этом месте окончательно не отказались.
«Покровские ворота» - была запланирована на Арбатско-Покровской линии между «Курской» и «Площадью Революции» на месте Хохловской площади, ныне печально знаменитой в Москве как «Яма». Её даже начали строить, но, наткнувшись на остатки стены Белого города, строительство свернули. Когда в наши дни на этом месте пытались построить торговый центр и вырыли котлован, на стену наткнулись вновь. Слава Богу, что додумались не залить всё бетоном, как обычно, а выкопать и устроить вокруг культурное пространство вместо очередного магазина. Правда у тех, кто в этом пространстве теперь отдыхает, о культуре представление крайне своеобразное.
Нынешний вид Хохловской площади с фрагментом стены Белого города
«Хмельницкая» (в первоначальном плане «Ильинские ворота») планировалась в паре с «Покровскими воротами» между «Курской» и «Площадью Революции» и должна была расположиться рядом с Политехническим музеем. Впоследствии её хотели связать пересадкой с построенной потом «Площадью Ногина» (ныне «Китай-город») и даже построили площадку для возведения платформы, однако в целях экономии решили временно не строить - на дворе стоял 1935 год. Экономить решили и дальше, так что станция, которая могла бы носить имя Богдана Хмельницкого (Маросейка тогда называлась улицей Хмельницкого), так и осталась на бумаге.
«Ульяновская» - планировалась к строительству в 50-х годах на Кольцевой линии между «Курской» и «Таганской», площадка для строительства платформы здесь тоже была готова. Однако в связи со сложностью рельефа и предполагавшимся слишком глубоким заложением станции от её строительства отказались.
Наконец, «Якиманка». Её строительство было запланировано в 80-е на Калужско-Рижской линии между «Третьяковской» и «Октябрьской». Предполагалось, что она будет связана пересадкой со станцией «Полянка» соседней Серпуховско-Тимирязевской линии. Построили площадку для платформы и шахту. В 2005 году планы по строительству этой станции были окончательно отменены, шахта зарыта, а на её месте возведён жилой комплекс.
В истории московского метро есть ещё много станций-призраков, которые вовсе остались лишь на бумаге и даже никогда не начинали строиться, однако это уже совсем иной сюжет и тема для разговора.
(c) petrus_paulus
Ещё об истории Московского Метрополитена
Московское метро: новые имена для старых станций Московское метро: забытые имена знакомых станций