Ты, Моцарт, недостоин сам себя

Mar 23, 2021 16:05





Том Халси в фильме "Амадей"



Те, кто постоянно читает или посещает мой ЖЖ, наверняка заметили, что предпочитаемый мною музыкальный жанр - опера. Не всегда понятная и не всегда доступная, часто кажущаяся скучной и бессмысленной, она, тем не менее, полностью заполняет моё музыкальное пространство. Однако так было не всегда. К опере я пришёл благодаря кино.

Мой университетский приятель-одногруппник Лёха как-то сказал мне: «Хочешь, я тебе Реквием запишу!». Тогда ещё не было никаких компакт-дисков, а уж интернета и в помине - всё писалось на плёночные кассеты. Вот такие.



«Что за Реквием?», не понял я, не смысливший в классической музыке вообще ничего - хорошо, хоть имена основных композиторов знал. «Классика. Моцарт!», торжественно объявил Лёха. «А на кой он мне?», продолжал сопротивляться я, «я ж её вообще не слушаю». «Ну, вот послушаешь - и понравится!». У меня дома валялось несколько чистых, даже не распечатанных кассет, поэтому одну из них я без сожаления отдал Лёхе, пойдя на невиданный для себя эксперимент. Сам он вроде тоже страстью к классике не страдал, но, видно, чем-то моцартов Реквием его зацепил. Когда уже записанная кассета оказалась у меня в руках, зацепило и меня.

На сегодня Реквием Моцарта - единственное произведение, которое я слушал сто миллионов раз и знаю до единой ноты. Тогда, впервые услышанный на той самой кассете, он что-то повернул во мне, а душа сказала - «ХОЧУ ЕЩЁ». Кино на тот момент уже частично управляло моими увлечениями, и, узнав, что про Моцарта есть фильм, который получил в 1985 году аж целых восемь Оскаров, я незамедлительно им разжился. Он назывался «Амадей».



"Амадей", США-Чехословакия, 1984, Orion Pictures, режиссёр Милош Форман, автор сценария Питер Шеффер, композиторы Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери

Снятый знаменитым чешским режиссёром Милошем Форманом на аутентичных улицах родной Праги, этот фильм и стал моей дорогой в мир оперы. Фактически - это фильм-сказка. Хоть сказка и основанная на реальных событиях. С лёгкой руки Пушкина, запустившего в одной из своих «Маленьких трагедий» легенду об отравлении Моцарта Сальери, этот сюжет нашёл воплощение на театральной сцене в пьесе Питера Шаффера «Амадей», которую Форман экранизировал спустя пять лет после её лондонской премьеры.

Давно доказано, что никто Моцарта не травил - он сам довёл себя до такого состояния, когда путь был один - в могилу. Доказано, кто был тем «чёрным человеком», сделавшим заказ на Реквием, и кто за ним стоял. Однако сказка на то и сказка, чтобы сохранять ауру таинственности, быть зловещей и непредсказуемой. И эта сказка потрясающим образом переехала на экран, взращивая легенду Пушкина всеми возможными художественными средствами. А их здесь немало.

Во-первых, неимоверные интерьеры, воссозданные художниками-декораторами и оформителями до мельчайших подробностей, полностью погружая нас в эпоху стыка XVIII и XIX веков. Во-вторых, костюмы, от которых перехватывает дух - все они были сшиты специально для съёмок по образцам и эскизам двухсотлетней давности. В-третьих, великолепная игра актёров, среди которых первый - Ф. Мюррей Абрахам, сыгравший Сальери и удостоенный Оскара за эту роль. В-четвёртых, принцип матрёшки при повествовании - всё начинается в сумасшедшем доме, где дряхлый умирающий Сальери исповедуется священнику, рассказывая ему историю своих взаимоотношений с Моцартом. По ходу история опускается ещё на один уровень ниже, показывая нам, как усердно учился и молился юный Сальери и как разъезжал с концертами по всем европейским дворам поцелованный Богом Моцарт. Так, перемещаясь между слоями времени, мы и выстраиваем картину отношений гения и посредственности. В-пятых - Форман и его оператор Мирослав Ондржичек отказались от искусственного усиления освещения, поэтому картина была снята полностью при освещении естественном, а в помещениях так и вовсе при одних свечах, что добавило картинке реальности происходящего. И в-шестых, разумеется, собственно музыка - великая, уникальная и неповторимая. Её полностью записали заранее и проигрывали во время съёмок, чтобы актёры могли жить вместе с нею в кадре.



Сальери - Ф. Мюррей Абрахам

Однако это кино не о Моцарте. Это кино о Сальери, который на деле был самым уважаемым композитором своего времени, музыке у него учились Бетховен и Шуберт. Гайдн был с ним в прекрасных отношениях и невероятно ценил его. Бескрайнее уважение Сальери имел и со стороны Моцарта, которого публика тех лет воспринимала лишь как гениального пианиста, иногда сочиняющего неплохие симфонии и оперы. Однако сюжет и драматургия фильма требовали раскрутки пушкинского мифа, благодаря чему фильм и состоялся. Моцарт здесь - безалаберный, грубый, невоспитанный, самовлюблённый и хамоватый повеса, при этом смеющийся, как полный идиот. Эта черта попала в фильм из дневников современников композитора, описывавших его смех как скрип металла по стеклу. Роль Моцарта должен был исполнять молодой Мел Гибсон, но продюсеры заменили его на ещё более молодого бродвейского актёра и музыканта Тома Халси - им требовался исполнитель, умеющий играть на музыкальных инструментах. Думаю, фильм от этого лишь выиграл.

Я увидел в картине историю создания опер «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», сопровождавшуюся потрясающими музыкальными номерами из них. Именно тогда я и сделал свой музыкальный выбор на всю жизнь. И ничуть не жалею об этом.



Милош Форман с актёрами на съёмках фильма - с сайта kino-teatr.ru

Не каждого композитора можно назвать гением. Сальери, например, сочинил больше сорока опер, но найти хотя бы одну из них в наши дни в репертуаре хотя бы одного из театров мира сложнейшая задача. Зато Моцарт идёт на ура! Я слышал несколько опер Сальери. И могу сказать, что при всей ладности и чёткости музыки в них нет той эмоции и того крючка, которым цепляет нас Моцарт. Однажды в кассах Венской Штаатсоперы я наблюдал умопомрачительную ситуацию. Над билетным окошком (тогда ещё билеты продавались только в кассе театра) висела афиша, сообщающая зрителям, что сегодня вечером на сцене будет дана «Иродиада» Жюля Массне. Две невероятно бодипозитивные американки долго стояли, разглядывая эту афишу, а потом одна из них, засунув голову в окошко, спросила: «А что сегодня вечером дают?». Человек в кассе с жалостью посмотрел на неё и ответил: «Иродиаду». Американка вновь прочла всю афишу, потом вновь посмотрела на человека в окошке и совершила контрольный выстрел вопросом «А это Моцарт?». Людям нужен позарез только Моцарт. Даже если сегодня он - Массне.

Смотрите больше судьбоносного кино!

#любимыйфильм

(c) petrus_paulus

#музыка, #любимыйфильм, #кинематограф, #классическаямузыка, опера, #моцарт, Моцарт, кино, #кино, #опера, кинематограф, Пушкин, музыка, история

Previous post Next post
Up