Первая схема линий московского метрополитена 1935 года - с сайта transphoto.org
Почти в каждом крупном городе на планете есть метрополитен. И, вместе со своим городом, он не стоит на месте, постоянно развиваясь. Метро - живой организм, постоянно меняющийся, растущий и модернизирующийся. Метро в Москве обладает одной интересной особенностью - наверное, это единственный в мире метрополитен, так часто испытывавший на себе маховик переименований станций. Построенное большевиками метро Москвы одновременно было и общественным транспортом, и инструментом идеологической обработки масс. Поэтому и названия порой были довольно странными. Хотя, странными они могут показаться современному человеку, а тогдашнему москвичу 30-х, 40-х или 50-х годов - вполне естественными.
В
прошлый раз мы разбирали волну переименований, случившуюся в московском метро в 1989-1999 годах, в результате чего двенадцать станций изменили свои названия с идеологически-окрашенных на привязанные к именам старых улиц или районов, которые, в свою очередь, вернули тогда свои исторические названия. Станция «Ленино» превратилась в «Царицыно», «Проспект Маркса» вернул своё первоначальное имя «Охотный ряд», «Дзержинская» стала «Лубянкой», «Кировская» - «Чистыми прудами», «Площадь Ногина» - «Китай-городом», «Калининская» - «Александровским садом», «Площадь Свердлова» - «Театральной», «Щербаковская» - «Алексеевской», «Горьковская» - «Тверской», «Колхозная» превратилась в «Сухаревскую», «Ждановская» в «Выхино», а «Ленинские горы» - в «Воробьёвы горы». Сегодня предлагаю вспомнить ряд первоначальных названий станций, под которыми они были открыты, однако впоследствии переименованы самой советской властью по разным причинам и в разное время. Эти названия давно забыты, о них напоминают лишь памятные доски, имеющиеся на каждой такой станции у входа на эскалатор или лестницу. Только на эти доски никто, как правило, не обращает внимания.
Имени Коминтерна/Калининская/Воздвиженка/Александровский сад - с сайта metro.ru
Открытая в 1935 году первая очередь метрополитена Москвы имела в своей топонимике несколько названий, незнакомых нам нынешним. Уже упомянутая выше станция «Александровский сад» при СССР называлась «Калининской» лишь с 1946 года, а девять лет до этого со дня своего открытия - «Имени Коминтерна». Помешанные на мировой революции большевики тыкали эти безликие названия про Интернационал всюду, не осталось в стороне и метро. «Всесоюзный староста» Калинин умер как раз в 1946 году, поэтому станцию тогда решили переименовать в его честь. В 1990 году она официально была переименована в «Воздвиженку», однако решение осталось лишь на бумаге, и через несколько дней она стала «Александровским садом», теперь уже окончательно.
Дворец Советов/Кропоткинская - с сайта metro.ru
«Кропоткинская» открылась в 1935 году как «Дворец Советов», получив своё нынешнее имя лишь спустя двадцать два года. Циклопический храм коммунизма, который решили возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, с гигантской статуей Ленина в навершии, и дал название станции. Сама она должна была стать его первым, подземным этажом. Карты спутала война - металлические каркасы построенных первых семи этажей были разобраны и уехали на фронт, а котлован на месте взорванного собора оказался заброшен. После войны к проекту так и не вернулись - были иные заботы. А когда помер Сталин - так и вообще решили не вспоминать. Котлован переоборудовали в бассейн, а станцию переименовали, поскольку название «Дворец Советов» утратило актуальность. В 2008 году православная общественность пыталась протолкнуть для неё название «Патриаршая» в память об умершем Алексие II, но безуспешно.
Парк Культуры и Отдыха им. Горького/Парк культуры - с сайта metro.ru
Нынешний «Парк культуры» тоже назывался иначе - открылся он как «Парк Культуры и Отдыха им. Горького». Однако в 1969 году название решили упростить и сделать не таким громоздким. Наконец, станция «Охотный ряд» единственная из первых станций, открывшаяся под этим названием и его же себе вернувшая в 1990 году. Она называлась «Проспект Маркса» с 1961 года, однако сейчас мало кто помнит о ещё одном её названии. В 1955 году московский метрополитен удостоился высокой чести носить имя вождя мирового пролетариата. Однако место было уже занято - там был Лазарь Каганович, руководивший метростроевским проектом. Имя Кагановича убрали, Ленина - поставили. Но, чтобы не огорчать «первого метростроевца», в его честь и переделали «Охотный ряд» - он стал называться жутко неудобно и нелепо, «Имени Л.М. Кагановича». Спустя пару лет станции вернули прежнее название в связи с увольнением Кагановича со всех ведущих постов, а ещё через четыре года переделали в «Проспект Маркса».
Сталинская/Семёновская - прежний вид наземного вестибюля
После смерти Сталина принялись и за него. С именем Отца народов в московском метро были связаны две станции - «Сталинская», открытая в 1944 году, и «Завод имени Сталина», появившийся на карте метро годом раньше. С первой сначала в 1956 году вывезли скульптуру, известную в народе как «Сталин и Геля», стоявшую в торцевой части платформы, где предполагалось строительство второго выхода, а к 1961 году вымарали вообще все упоминания о вожде, включая само название - станция стала называться «Семёновской». Вторая поменяла название сразу в 1956 году, превратившись в «Автозаводскую». Тема «присутствия» Сталина в московском метро - отдельная и очень увлекательная история, тянущая на диссертацию.
«Проспект Мира», имеющий целых две станции (на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях), открывался как «Ботанический сад». Название было дано по расположенному рядом Ботаническому саду МГУ и Аптекарскому огороду, столь популярным среди посетителей до сих пор. Первая открылась в 1952 году, вторая в 1958-м. Принимавшая в 1957 году Международный фестиваль молодёжи и студентов Москва сконопатила новую магистраль для провоза по ней с помпой делегатов фестиваля, назвав её проспектом Мира. Через год на проспекте открылось три новых станции, одна из которых получила странное название «Мир» (очевидно, в ассоциации с самим проспектом). В 1966 году названия отчего-то решили перетасовать, избавившись от странного слова из трёх букв. Поэтому оба «Ботанических сада» стали «Проспектами Мира», оставаясь ими по сей день, а «Мир» превратился в «Щербаковскую» (в честь одного из верных сталинцев). В 1990 году она получила своё современное имя - «Алексеевская».
Ботанический сад/Проспект Мира - кольцевая
Станция «Добрынинская» отрылась в 1950 году под названием «Серпуховская» и жила с этим именем до 1961 года, когда переоделась в «Добрынинскую». Её прежнее название использовали потом, с открытием в 1983 году пересадочной станции Серпуховско-Тимирязевской линии. «Октябрьская» приняла пассажиров в том же 1950-м, но под названием «Калужская» по одноимённой площади на поверхности. К 1961 года площадь была уже Октябрьской, поэтому имя предстояло поменять и станции. Впоследствии «Калужская» открылась как вновь построенная станция на юго-западе города, в 1974 году.
Самая запутанная и непоследовательная история получилась в Измайлово. Там долгое время имелось две станции со схожими названиями - «Измайловский парк» (ныне «Партизанская») и «Измайловская». Первая открылась в 1944 году под названием «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», в 1947-м стала «Измайловской», а в 1963-м - просто «Измайловским парком». Параллельно с этим вторая открылась в 1961 году под названием «Измайловский парк», но спустя два года обменялась названиями с соседкой, став «Измайловской». Ротацию объяснили большей близостью нынешней «Партизанской» к парадному входу в Измайловский парк.
Заканчивая тему парков, была и ещё одна такая «жертва» - станция «Филёвский парк культуры и отдыха», появившаяся в 1961 году, однако, спустя восемь лет, на пару с «Парком культуры» название укоротила, став просто «Филёвским парком».
ВСХВ/ВДНХ
В мае 1958 года Москва получила новую станцию метро - «ВСХВ». Это аббревиатура, означающая Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку. Однако вскоре сама выставка, располагавшаяся на поверхности, слилась со строительной и промышленной выставками, образовав ВДНХ - Выставку Достижений Народного Хозяйства. Спустя полтора года новое имя обрела и станция, называясь по сей день «ВДНХ». В 2008 году ходили слухи, что её переименуют в «Космическую», но дальше слухов дело не ушло. А открывшаяся в пару «Новокузнецкой» Горьковско-Замоскворецкой линии в 1971 года вторая «Новокузнецкая» прожила двенадцать лет, став впоследствии «Третьяковской», чтобы увековечить на карте метро один из самых знаменитых музеев страны. Из новых станций - «Битцевский парк», открытый в 1990 году, стал «Новоясеневской» по прошествии восемнадцати лет, уступив своё имя новой станции, построенной рядом для Бутовской линии, и «Деловой центр», открытый в 2005 году, подарил своё название спустя три года новой соседней станции, став «Выставочной».
Красные Ворота - наземный вестибюль
Наконец, ещё один интересный факт. Одна из старейших станций московского метро, «Красные ворота», с 1962 по 1986 годы называлась «Лермонтовской» по одноимённой площади на поверхности с памятником поэту, который, по мнению Савелия Крамарова, нельзя посадить. Почему её не переименовали раньше или позже - совершенная загадка. Может, вы знаете?
© petrus_paulus