Годунов, Пушкин и русская революция

Feb 18, 2021 08:35





Если остановить на улице случайного прохожего и задать ему вопрос «Кто главный русский писатель?», думаю, большинство людей, не задумываясь, ответит - Пушкин. А почему Пушкин? Почему не Лермонтов, не Гоголь и не Толстой? Почему не Чехов, не Булгаков и не Достоевский? Ведь Пушкин - это, в целом, для внутреннего потребления, в остальном мире русская литература известна благодаря Толстому, Достоевскому и Чехову.

Пушкина невероятно тяжело переводить на любой другой язык. Как, кстати, и Достоевского. Я как-то познакомился в Баден-Бадене с одной очень известной дамой, председателем и основателем Тургеневского общества в Германии. Она сама выучила русский, сама стала развивать обучение ему в ФРГ, всячески пиарила, как сейчас говорят, русский среди немцев. И переводила русскую литературу на немецкий. Так вот, она сказала мне, что два самых сложных писателя для переложения - это Достоевский и Пушкин. Тургенева переводить невероятно легко, его язык, несмотря на удивительную красоту, предельно прост. Большинство немцев сейчас читает русскую литературу в переводе именно этой дамы.



Язык Пушкина - самый богатый среди языков всех русских писателей, это доказали лингвисты. Наверное, поэтому Пушкин - «наше всё». И уверен, для многих людей #главнаякнига в жизни - это именно сочинение Пушкина. «Евгений Онегин» ли, «Капитанская дочка» или «Руслан и Людмила» - один из десяти этих случайно остановленных прохожих обязательно назовёт сочинение Пушкина. Да хоть любую из сказок. Для меня же, продолжая тему власти, начатую «Макбетом» Шекспира, главная книга Пушкина - «Борис Годунов».

Эта удивительная и так до конца и не реализованная при жизни автора пьеса вроде как и не пьеса вовсе - так, ряд связанных между собой сцен на заданную тему. Однако она прямое продолжение темы «Макбета» - написана таким же белым стихом, как у Шекспира, и так же препарирует тему власти. Только вот власти нашей, российской, которая, как это у нас в России обычно принято, не такая, как везде, а особенная. В целом, «Борис Годунов» - это общественно-политический код России. Поразительность пушкинского текста и событий, которые он описывает, заключается в том, что ничего не изменилось. Наверное, именно поэтому в 2011 году Борис Мирзоев снял по трагедии Пушкина фильм, перенеся место его действия в наши дни. Диалог Шуйского с Воротынским на фоне мерседесов и небоскрёбов Москва-Сити выглядит довольно забавным. Но это лишь на первый взгляд.

Всё, что происходит сейчас и происходило десять/двадцать/тридцать лет назад (т.е. в постсоветской России), описано в «Борисе Годунове». В первую очередь - очень уж модные в последнее время оппозиционные выступления. Для свержения царя Бориса необходим самозванец, на Руси всегда так! Нельзя сказать народу, что царь не нужен - очень как раз нужен. Но власть в России сакрализирована, неважно кто правит страной - царь, президент или дракон. Чтобы убрать ненужного определённым силам правителя, на его место всегда требуется самозванец. Без самозванца на Руси революции не делаются. Одного убираем, другого ставим. «Теперь ты дракон!». Этот феномен нашей страны я уже разбирал. Оппозиции нужен лидер, будущий новый царь. Его роль в пьесе играет Гришка Отрепьев. Кто играет его роль сейчас, в наши дни, сами знаете.

А что же народ? А народ, как у нас водится, безмолвствует - кого выдадите в цари, тот пускай и будет. А если надо выйти поорать под кремлёвские стены - это мы всегда за, причём даже фальшиво, как та баба, которая у Пушкина лупит и кидает оземь своего младенца, приговаривая «Ну, что ж? как надо плакать, Так и затих! вот я тебя! вот бука! Плачь, баловень!». Народ как инструмент для приведения в исполнение того или иного плана был и будет всегда.

Выборы у нас проходят точно как у Пушкина - «Борис ещё поморщится немного, Что пьяница пред чаркою вина, И наконец по милости своей Принять венец смиренно согласится; А там - а там он будет нами править По-прежнему». Это слова Шуйского, т.е. правящей элиты. Элита делает царя, а не царь элиту.

Про «мальчиков кровавых» тоже всё ясно - примеров масса, каждый выбирает себе сам, кому кто нравится. И про иностранные войска, наступающие на Москву, тоже, надеюсь, объяснять не надо - Сорос, всякие НКО, работники посольств на протестах в столице - всё, как на ладони.

Примеры можно продолжать приводить, однако стоит ли? Гениальная, пророческая и мудрая книга, которую многие читали, но отчего-то так ничему и не научились. Ай да Пушкин, ай да сукин сын!

#литература, #кино, Литература, общество, #главнаякнига, Пушкин, Кино

Previous post Next post
Up