Былое и думы: на что претендуют некоторые европейские пенсионеры?

Jan 06, 2021 13:58





Когда-то, совсем недавно, всего каких-то сто семьдесят лет назад, почти все страны Европы управлялись монархами - императорами, королями, герцогами, князьями и царями. В это трудно поверить, но действительно так и было - на европейской карте имелось тогда всего два республиканских пятна - Швейцария и Сан-Марино. Всё остальное - монархии…. Сейчас ситуация изменилась с точностью почти до наоборот - повсюду царствует республика, лишь двенадцать стран продолжают хранить свою монархическую идею и её воплощение в коронованном главе государства. Однако монархи эти, как известно, скорее похожи на реликты, поскольку никакой реальной власти больше не имеют. Теперь они - лишь напоминание о традиции власти, принятое в той стране, где они смогли выжить.

Но что же случилось? Почему за столь короткий по историческим меркам период вся Европа вдруг переоделась из горностаевой мантии в республиканский хитон? Нас убеждают, что почти все народы Европы добровольно отказались от «услуг» своих монархов либо в результате революции, либо референдума. Формально - безусловно. Но все эти революции и референдумы были кем-то инициированы. Толпа ведь никогда сама по себе не идёт на штурм очередной Бастилии - всегда нужен крикун, заводила, лидер. Тот, кто выбьет искру и зажжёт пламя ненависти. Тот, кто направит толпу куда надо. Но куда надо? И главное - кому?



Мы ранее неоднократно обсуждали, кто стоит за всеми этими революциями и переделами власти. Слившаяся с банковским и промышленным капиталом аристократия, принявшая форму масонских лож, преобразовалась в могучую силу, способную низвергать неугодные режимы в тот момент, когда этого будут требовать интересы братства. Старые европейские династии - Бурбоны, Габсбурги, Романовы, Гогенцоллерны, Османы - все они стали основными врагами и антагонистами лож. Конец их известен - война, революция, низложение. Однако в некоторых странах Европы тронам удалось простоять намного дольше, чем упомянутым выше. Но и они не устояли, пав по итогам референдумов.

Сегодня предлагаю взглянуть на четыре страны, путь которых к низложению своих монархов одновременно и различен, и схож, и в этом удивительность ситуации. Это Португалия, отменившая монархию по итогам революции 1910 года, Италия и Греция, расставшиеся со своими королями по итогам референдумов 1946 и 1974 годов соответственно, и Болгария, отменившая царя по настоянию товарища Сталина в 1946 году.

Сразу зададим вопрос - почему в этих странах монархии пали, а, например, в Великобритании, Дании или Норвегии сохранились по сей день? Ответ на него можно найти при рассмотрении каждой страны по отдельности и, вместе с тем, сравнивая их. Начнём с Португалии как с первой «пострадавшей».

Правившая в Португалии в начале XX века династия именовалась Браганса-Кобург, что отражало союз двух семей - Браганса как старой вымершей династии и Кобург как пришедшей к власти новой, Саксен-Кобургской. Про этих Саксен-Кобургов мы уже подробно говорили - почти все они были масонами и использовались ложами для установления контроля власти не только в Португалии, но и Великобритании, Бельгии и Болгарии. Незадолго до начала Первой Мировой войны, которая должна была стать для лож инструментом глобального передела мира, ими было решено провести репетицию революции и обращения старой европейской монархии в республику. На Франции уже нарепетировались - опыт оказался не очень, слишком уж кроваво. Поэтому выбрали тихую подконтрольную страну - Португалию. Первоначальный план был такой - публичное убийство всей королевской семьи. Свалить всё на террориста, а потом произвести мягкую революцию. Но королеву и одного из принцев до конца убить не вышло, поэтому Португалия получила в 1908 году нового короля - Мануэла II. Он был последним из живых детей короля Карлуша и последним потомком этой династической линии. Революция состоялась через 2 года, прошло всё довольно гладко, и низложенный король Мануэл уехал жить к родственникам в Великобританию, где и скончался в 1932 году. Как говорится, Кобурги сделали своё дело - Кобурги могут уходить. Но в Португалии осталась и другая линия династии, уже чистой, без примеси Кобургов!

Мы уже довольно подробно разбирали альтернативные династические линии претендентов на престолы Франции, Испании и Великобритании. В Португалии сложилась похожая ситуация. После мигелистских войн, бушевавших в стране после наполеоновских, верх взяла конституционная партия, приведшая к власти последнюю представительницу из прямого рода Браганса Марию II и её мужа Фердинанда Саксен-Кобургского. Её дядя, теперь уже бывший король Мигел, навсегда покинул родину, оставшись, тем не менее, лидером партии мигелистов, т.е. монархистов в изгнании. Это была параллельная Марии династическая линия, прямая в мужском колене, как требовало салическое право. Именно поэтому многие португальцы эту линию и поддерживали. Мигел оставался лидером партии до смерти, наступившей во Франконии в 1866 году. Партию возглавил его сын, Мигел II. Он оказался последним прямым потомком этого древнего рода в мужском колене и оберегался мигелистами как зеница ока. После изгнания из Португалии короля Мануэла Мигел встретился с ним. Они решили, что после смерти бездетного Мануэла Мигел и его потомки будут главными претендентами на трон Португалии. Даже подписали два пакта - один в Дувре, другой в Париже. Мигел II отрёкся от своих прав в 1920 году, а Мануэл II умер в 1932 году. Так единственным претендентом на трон стал «король» Дуарте II, сын Мигела.

Учитывая монархические симпатии диктатора Салазара, пришедшего к власти в Португалии перед Второй Мировой и во многом бравшего пример со своего испанского «коллеги» Франко, Дуарте и всей семье Браганса было позволено вернуться в Португалию в 1950 году. Они вернулись спустя два года, однако ни на какой престол уже не претендовали. Дуарте женился на представительнице угасавшей прямой линии Браганса из Бразилии, где они тоже были низложены из императоров. Так обе конкурирующие линии соединились. Плод этого брака - нынешний претендент на португальскую корону и лидер мигелистов с 1976 года Дуарте III. Однако есть часть монархистов, которые не признают его прав по сей день - они готовы признавать их за какими-то внебрачными детьми кобургской линии, лишь бы не за мигелистом. Вспоминая испанскую, французскую и британскую возню в кругах претендентов, это выглядит совершенно нормальным - жить в вымышленных мирах порой гораздо проще, чем в реальных.



Дуарте III, король Португалии по версии мигелистов

В Италии всё прошло по совершенно иному сценарию. Савойская династия, правившая объединённым королевством в середины XIX века, была низложена по итогам референдума, состоявшегося в июне 1946 года. Монархический юг страны проиграл республиканскому северу и центру. Отрёкшийся от престола по причине запятнанности сотрудничеством с режимом Муссолини король Виктор Эммануил III передал корону своему сыну Умберто II. Он стал последним королём Италии, поскольку через месяц после принятия им короны в стране прошёл референдум. Умберто, окрещенный «майским королём» (всё его правление пришлось на май 1946 года) был низложен и покинул страну вместе со всей семьёй - Савойским отныне было запрещено появляться на территории Италии. Однако сразу возникает вопрос - какие ассоциации с Португалией? Всё очень просто - и Саксен-Кобурги, и Савойские полностью контролировались масонскими ложами. Пьемонт со столицей в Турине - один из главных центров масонства в Европе, и, вместе с тем, ядро Савойского королевства. Так что вопрос низложения династии состоял лишь во времени. Король был необходим Италии для поддержки боевого духа во время Второй Мировой, этакий символ нации, за который сегодня выдают, например, Елизавету II в Великобритании. Не оправдал надежд - проваливай. Так уж повелось…

Изгнанный король Умберто возглавлял монархическую партию Италии в эмиграции до 1983 года, пока не умер. Правительство Италии всё-таки разрешило ему вернуться на родину, правда, лишь в гробу - его с почестями похоронили в Пантеоне посреди Рима. Ему наследовал его сын, именовавшийся Виктором Эммануилом IV. Однако статуса главы партии и претендента на престол он лишился благодаря своему морганатическому браку и причастности к делу об организации коррупционных схем, вовлечении женщин в проституцию и подделке документов. Вместе с ним прав на престол лишился и его сын, принц Эммануил Филиберт. К делу был причастен и двоюродный брат Виктора Эммануила, бывший болгарский царь Симеон. Но о нём несколько позже.

Тем не менее, Виктор Эммануил IV продолжает считать себя до сих пор главным претендентом на итальянскую корону. И не отказывается от всех своих титулов, включая мифические короны Кипра, Армении и Иерусалима. Большая же часть монархистов признаёт наследником престола герцога Амадея Аостского, троюродного дядю Виктора Эмманиула. Тоже очень колоритный персонаж - до 2006 года не расставался с титулами короля Хорватии и князя Боснии и Герцеговины…. Эта ветвь дома не подлежит опале, поэтому Амадей родился во Флоренции и проживает в Тоскане по сей день, занимаясь виноградниками. Безусловно, такой кандидат для итальянских монархистов более удобен. На сегодня ему 77 лет.



Король Италии Амадей I по версии легитимистов

У нас остались Греция и Болгария. И здесь - самое интересное. Правивший в Греции датский дом Глюксбургов и уже прекрасно известный нам немецкий дом Саксен-Кобургов в Болгарии - «выданные» этим балканским государствам династии по результатам раздела Балкан немецкими князьями. Об этом разделе мы поговорим в другой раз - тема крайне захватывающая. Но и те, и другие состояли в таком тесном родстве с Савойским домом, что рябит в глазах. Перечислять всех не буду - просто не имеет смысла - но каждая вторая итальянская принцесса была либо греческой, либо болгарской, и, наоборот, каждая вторая греческая принцесса была итальянской. Очень похоже, как некогда Габсбурги дружно переженивали между собой испанскую и австрийскую линии, ведя к деградации и вымиранию обе. Через Савойский и Саксен-Кобургский дома масоны контролировали, таким образом, и Апеннины, и Балканы. Достаточно сказать, что жена предпоследнего царя Болгарии Бориса III и мать её последнего царя Симеона II, о котором уже говорилось выше, была родной сестрой Умберто II, а мать претендента Амадея Аостского - дочерью греческого короля Константина I и сестрой греческих же королей Георга II, Александра I и Павла I. То есть они там не просто родственники, а очень близкие родственники. И держали их в королях и царях лишь благодаря этому.

Симеон бы пробыл царём Болгарии ещё долго, если бы не товарищ Сталин. После того, как Болгария оказалась в зоне советской оккупации, в 1946 года там устроили референдум о целесообразности монархии. Его исход, как это обычно бывает у коммунистов, был известен заранее. Девятилетний низложенный царь уехал жить сначала в Египет, потом в Испанию. В 2001 году он явился на историческую родину, выиграл выборы и стал премьер-министром страны, при этом не отрекшись от престола. То есть юридически он продолжал и продолжает оставаться царём Болгарии. Во время своего премьерства ему удалось провести закон о земельной реституции, что сделало его одним из крупнейших землевладельцев в стране - он получил назад всю свою царскую собственность! Сейчас ему 83 года.



Симеон II, царь Болгарии и её бывший премьер-министр

Дольше всех трон удалось сохранять Константину II, последнему королю Греции. Лишился он его благодаря своей несговорчивости с капиталом, осуществлявшим контроль над Европой уже полностью из США. Пытавшись выторговать себе больше полномочий, Константин получил в ответ военный переворот праворадикальных «чёрных полковников», вынудивший его сбежать в Италию. Полковники провели референдум, низложивший Константина, а вместе с ним и всех Глюксбургов. Однако после их падения потребовался повторный, дабы подтвердить его результат. Это произошло в 1974 году. Однако сами греки были несколько удивлены итогам повторного референдума, отменившего монархию - многие из них по сей день остаются монархистами. А итоги - с ними и так всё ясно…

До 2013 года низложенная греческая королевская семья жила в Лондоне, а потом, получив разрешение вернуться в Грецию, поселилась в городке Портохелион у моря. Константин II жив, ему 80 лет, и он никогда не отрекался от престола, так что формально, как и Симеон II Болгарский, продолжает оставаться королём Греции. Ему будет наследовать его сын герцог Павел Спартанский, который, как говорят, хочет отречься от своих прав.



Константин II, король Греции

Словом, жить в вымышленном мире с королями во главе государства не так уж и плохо. Причём, напомню, официально от престола короли отреклись лишь в Италии и Португалии - в Греции и Болгарии старики по-прежнему считаются действующими монархами. Вместе с ними мечтают вернуть все свои привилегии и множества других людей, так что список претендентов на «повышенную пенсию» в Европе выходит гораздо больше за рамки списка самих низложенных пенсионеров и их наследников.

(c) petrus_paulus

монархия, масоны, Италия, Болгария, Греция, Португалия, история

Previous post Next post
Up