Хочется рассказать вам немножко про спектакль, линк

Jan 11, 2011 09:34

на который я дал в прошлом посте.
Я так понимаю, мало кто скачал, мамло кто смотрел, мало кто помнит.
Жаль.
Там юный, худой, обаятельный Макс Леонидов.
Дмитрий Рубин (песни Именины у Кристины, Привет, помните)
Ирина Селезнева, Татьяна Рассказова, Елена Кондулайнен, Анжелика Неволина...
(имен еще много на самом деле)
Этих двух линков достаточно (автор статьи по второму - Андрюша Петров, когда ты мы учились в одной школе 154-й, он чуть старше и немного приятельствовали, вот сейчас случайно набрел на него)

http://guzov.ru/2009/09/spektakl-akh-eti-zvezdy/
http://www.t-portal.ru/load/43-1-0-788

Я вам наверное хочу рассказать про Утесова. То есть про Колю Павлова. Николая Гавриловича.
Он был моим первым да по сути и единственным педагогом по театральному мастерству. Не в ЛГИТМиКе, там я уже прочно встал на театроведческо-экономические рельсы, а в бытность мою студентом ЛГУ имени А.А. Мариуполя, когда еще до армии я совмещал настойчивое овладевание физикой и математикой с попытками найти себя на подмостках (желательно хотя бы к утру и трезвым)


Еще не написал, пишу вот.
По мере добавления текста буду вставлять его под линк



В Ленинграде конца семидесятых начала восьмидесятых было много хороших школ и три отличные - тридцатка, дватридевять и 45-й интернат. Этакие ПТУ для умных. Слово Лицей при совестской власти принадлежало исключительно Пушкину и его друзьям, а система, при которой в стенах учебного заведения оставались только 9-10-е классы называлась путяга. Впрочем в интернате начили с восьмого. Во всех трех учили математике и физике. В 45-м этим занимались университетские преподаватели (Бутиков, Быков Кондратьев, помните? Вот.) А не помните тоже не страшно. В школах учителя были не хуже. И еще все они утверждали первого сентября что "вы, деточки, поступили в физиком-математическую школу с углубленным изучением химии и литературы и уклоном в историю и биологию"
Коля Павлов родился и вырос в Великих Луках, где ничего особенного кроме возведения памятника Чиполлино и не было уже лет пятьдесят. Коля Павлов не мог поступить в тридцатку или дватридевять, он был не местный. А в сорокпятый его взяли. В то время знания и талант помогали не хуже связей.
Честно, я не знаю как Коля учился. Наша встреча произошла позже. Но плохиши в трех гвардейских питерских школах не задерживались. Их туда не брали просто. Педагоги умели разглядеть не только способности к учебе, но и характер. Могли не взять хорошего и умного, по ошибке. Но дерьмецо не пропускалось в стены никогда. (Ай-да Петька, ай-да сукин сын - прости, мама, - и себе комплимент сделал...
А потом Коля поступил в Университет.
А при университете оказался Студенческий Театр.
Да какой!!!
В нем начинали Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Андрей Толубеев, Андрей Краско, Вадим Голиков... имен гораздо больше. Справляли в 1984-м сорокалетие - насмотрелись.

Когда в студию от тоски и безделья пришел я, со студийцами первогодками работали Володя Котов и Коля Павлов уже закончившие театральный и вовсю игравшие в Театре Комедии, заходил Женя Ганелин - работающий в Ленкоме, он помню получил членский билет ВТО и, отмечая это событие, сумел протащить всех(!) студийцев в Дом Актера, а там как раз в тот вечер "творчески вечерил" Леонид Филатов.
Вы, кстати, знаете, как живут молодые актеры в театрах?
Нет, ну хорошо у Жени папа профессор и доктор наук
А если ты Коля Павлов из Великих Лук и у тебя жена двое детей и ставка молодого актера пусть и в академическом, впрочем, на то время еще вроде нет, театре.
Во-первых, я могу спутать мелочи, но не совру в главном, во-первых ты должен отработать 32 спектакля в месяц. Это не считая репетиций. А дней в месяце? Правильно. Народный должен сыграть пять раз, заслуженный - семь, а артист второй категории тридцать два, или тридцать шесть.
Это хорошо что есть утренники, а то б...
И вот только тогда можно получить на руки свои сто пять рублей ноль-ноль копеек...

Я актером не стал. В самом театре поиграл, но тоже немного. Зато полюбил это дело навсегда. Полюбил так сильно, что до сих пор стараюсь пореже посещать храм искусства - болит что-то внутри, когда думаю о несложившемся. Но помню...
Помню первые занятия с мастером. Моим стал Коля Павлов

- Сейчас, после того как вы рассядетесь в круг, - сказал Николай Гаврилович (по началу только так), - я задам вам очень простой вопрос.
Мы стараясь не греметь - в соседних залах шли репетиции старших студийцев - принесли полуживые деревянные стулья и напряженно расселись.
- Вот вы проходите от площади Труда до нашего особняка почти пятьсот метров, - продолжил режиссер, - а сколько магазинов вы минуете по дороге?
- Пять! - после короткого раздумья выкрикнул Сережка Барковский
- Да нет, три, - поправила его Наташка Меерсон.
Коля дал время разгореться спору. Подождал. Потом спросил какие именно магазины мы запомнили, расшевелив этим угасшую было дискусиссию. Под конец произнес:
- Ребята, это не так важно. На самом деле магазинов семь, а именно две булочные, один парфюмерный.... Просто каждому будущему актеру очень важно наблюдать и запоминать все что происходит вокруг него. Начинать надо с неодушевленных предметов, потом переходить на людей. Вы никогда не сможете сыграть семидесятилетнюю старушку восточного происхождения, если не видели ее и не запомнили как она ходит, как говорит, как садится на скамейку...

Ах как сам Коля показывал Утесова! В том легендарном выпускном спектакле. А как он играл Тигру в Винни-Пухе! Он все делал замечательно

Потом были первые этюды. Довольно типичные.
- Представьте себе что перед вами стоит корзиночка с фруктами. Каждый может выбрать из нее то что захочет и... начинайте есть. А я попробую угадать что именно вы едите... Остальные мне помогут, надеюсь.
И началась игра. Кто-то явно вытащил из воображаемой корзиночки нечто цитрусовое. Он так долго и неумело сдирал кожуру, прыская соком во все стороны. Потом положил дольку в рот и скривился. Ага! Лимон... Другой весело орудовал вытащенным из рукава как-бы ножом, разрезая на дольку маленькую дыню. Я, не напрягаясь особенно грыз яблоко, изредка утирая текущий по подбородку сок.
- Так! -сказал Коля, - теперь все остановились и выплюнули все изо рта.
Мы подчинились. Все кроме одного. Того же Сереги, который обиженно пробурчал:
- А мне нечего, я только что все проглотил.
- Никто ничего не проглотил, - ласково произнес преподаватель, - никто из вас за эти пять минут не двинул кадыком. Все что вы ели сейчас было в ваших ртах, до тех пор пока вы не выплюнули это на пол.
Детали...
...................

Этюды. Этюды. Этюды. Потом немножко массовки. Потом первые, коротенькие роли. Но главное, мы все время наблюдали за жизнью вокруг. Нельзя быть актером только на сцене или в репетиционном зале. Каждую секунду надо накапливать информацию. Смотреть как топорщит перья голубь, как отряхивается случайно ступившая в глубокую лужу собака, как садлится на скамейку, твердо опираясь на выставленную вперед, точно по центру, палку, седой старик (а может он делает это иначе - взявшись левой слегка отведенной назад рукой за спинку этой самой скамейки, чуть прогибая измученную радикулитом спину и медленно подвигая ноги)...

Самое непростительное для человека, пишущего слова на бумаге, даже если он осознает, что забава его - чистой воды графоманство, это сказать «она была так красива/ужасна что не хватало слов». Если не хватает слов - не пиши. Даже не графомань. Стиль, легкость, сюжет... это все потом. Сначала просто надо научиться описывать то что видишь. И чтоб слов всегда было достаточно. Надо наблюдать, запоминать и пытаться изображать... И все время учиться. Безостановочно.

Ох что-то я ушел в сторону.

А самому Коле Павлову стукнуло тогда лет двадцать пять, он был только чуть старше нас…

Они сейчас говорят что Коля не умел петь. То есть у него не совпадали слух и голос. Совсем. А когда в образ входил то все получалось.
Чушь.
Коля не мог петь даже входя в образ! У него напрочь отсутствовал слух.
Он мог другое. Он сказочно владел голосом и умел считать.
Поступая в театральный Коля решил не напрягать память и рассказать приемной комиссии про Волка и Ягненка, запомнишуюся с детских лет.
Каким-то образом этого хватило для первого тура, но ко второму, а только там могут появиться будущие руководители курса - в нашем случае Кацман и Додин, абитуриенту посоветовали как-то разнообразить репертуар.
Коля все равно не стал учить новые тексты.
Он просто прочел басню на три голоса. Папановым за Волка, Саввиной за Ягненка и Юрским от автора.
А пел Коля так. Технику он разработал давно еще до поступления. Коля пел и считал. В нужных местах он просто поднимал или опускал звук. Он раскладывал мелодию на счет и только так и мог исполнить десяток освоенных песен.
Каждая новая требуемая ролью, забирала несколько дней жизни

театр

Previous post Next post
Up