Я понимаю, что в СМИ не слишком принято в качестве итогов большого события давать лишь нашинковку цитат, но мне крайне неохота выдавать в печать какие-то собственные размышления по поводу Архиерейского Собора.
Поэтому в номер, надеюсь, пойдёт что-то типа вот такого:
Итоги реформы духовных школ
«Собор положительно оценивает итоги проведённой реформы системы духовного образования, в результате которой Церковь получила возможность готовить не только высокообразованных пастырей, но также преподавателей и специалистов церковной науки. Собор одобряет принятую Священным Синодом Концепцию духовного образования, в соответствии с которой следует активно вести работу по превращению духовных академий в центры научно-богословских исследований. Необходимо ускорить приведение программ семинарий и духовных училищ в соответствие с принятой концепцией и новыми церковными стандартами духовного образования».
Соотношение духовной и светской систем образования
«Ведётся работа с представителями государственной власти по разработке государственного образовательного стандарта, который мог бы использоваться образовательными учреждениями Церкви. Важно, чтобы этот стандарт был гармонизирован с утверждённым Священным Синодом церковным образовательным стандартом высшего духовного образования специалиста в области православного богословия».
«Святая задача духовных семинарий - это подготовка кадров для будущего пастырского служения. Все остальные задачи могут иметь хоть и важное, но второстепенное значение. Именно поэтому, при поисках компромиссных путей аккредитации духовных школ нужно не забывать этого „единого на потребу“. <...> В этом контексте необходимо отметить актуализацию функции теологических факультетов при светских вузах и богословских вузов, работающих по стандарту „теология“. Именно им следует доверить те сферы в богословском образовании, которые напрямую не связаны с пастырством. Так можно преодолеть своеобразную социальную проблему в Церкви, связанную с реальной потребностью вовлечения во многие аспекты церковной жизни тех христиан, которые по объективным причинам не могут принять священный сан».
«Члены группы высказались за дальнейшее развитие разнообразных форм высшего образования, подчеркнув, что необходимо чётко определить место богословских факультетов государственных учебных заведений в системе религиозного образования Русской Православной Церкви».
«В настоящее время решается вопрос о введении Теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК. Если это совершится, то в результате аккредитации получившие государственные дипломы выпускники ПСТГУ и теологических факультетов смогут получать учёные степени кандидатов и докторов теологии, а также звания доцентов и профессоров, признаваемые государством, т.е. смогут полноценно участвовать в научной и образовательной деятельности нашей страны».
Повышение уровня научных исследований
«Требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, а также процедуры написания и защиты работ приводятся в соответствие с уровнем требований в светских научных и учебных заведениях. <...> Дипломные работы выпускников Семинарии теперь оцениваются не только научным руководителем, но и назначаемым рецензентом; кандидатские диссертации проходят апробацию в виде предзащит на кафедре и обязательной публикации автореферата и статей по теме исследования на портале „Богослов.Ru“».
«В ближайшее время необходимо создать Высшую Церковную Аттестационную Комиссию, в задачи которой входит рассмотрение результатов защит диссертаций, а также ходатайства учёных советов о присвоении учёных званий».
«Сегодня Академии в полной мере не являются научно-богословскими и исследовательскими центрами. <...> Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава в них не оплачивается и не является в силу этого обязательной. <...> Развитие научной деятельности Академий не может быть реализовано в одночасье - это серьёзная задача на несколько лет вперёд».
«В качестве конкретных шагов по реализации этой задачи в ближайшие несколько лет можно предложить следующее. В Академиях при кафедрах учреждаются должности научных сотрудников. План исследовательской деятельности научных сотрудников определяется кафедрами и утверждается Учёными советами исходя из тематических приоритетов научных работ, определяемых Учебным комитетом. Из бюджетных и внебюджетных средств формируется фонд научных исследований Учебного комитета, выделяющий на конкурсной основе гранты для осуществления научных исследований и публикаций, научных командировок и научно-методических работ, финансирующий проведение научных семинаров и конференций»9.
«На должном уровне должна осуществляться комплектация библиотек, в том числе подписка на современную научную периодику. Необходимо также обеспечивать доступность интернет-ресурсов».
«Собор счёл полезным создание общецерковного книжного коллектора для формирования библиотечных фондов духовных учебных заведений и воскресных школ».
«Сочтено полезным создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатленной в материальных памятниках прошлого».
«В ходе заседания группы Архиерейского Соборы были также предложен ряд мер по совершенствованию системы духовного и религиозного образования Русской Православной Церкви, среди которых, в частности, создание православных образовательных округов, проведение дней „открытых дверей“ в духовных семинариях и академиях, учреждение совета ректоров духовных школ и Союза православных школ при Отделе религиозного образования и катехизации».
Финансирование
«Польза, которую приходы и монастыри имеют от деятельности духовных школ, других православных образовательных учреждений, епархиальных и общецерковных средств массовой информации, миссионерских и молодежных центров, - должна встречать ответную поддержку. Одной из форм решения данного вопроса видится создание попечительских советов, в которые входили бы не только светские благотворители, но и настоятели крупнейших монастырей и приходов».
«Участники Собора выражают пожелание о финансировании государственной властью высших богословских учебных заведений Русской Церкви по аналогии с финансированием духовного образования иных религиозных общин».
Новые дисциплины
«Собор приветствует подготовку квалифицированных специалистов для церковных средств массовой информации в светских учебных заведениях, в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви, а также на базе церковных информационных структур».
«Решено включить в программы духовных школ основы агиологии новейшего времени, чтобы глубже ознакомить студентов с историей гонений 1920-х - 1930-х годов, подвигом новомучеников и особенностями их почитания народом в годы советской власти».
Воспитательный процесс
«Необходимо коренным образом пересмотреть институт курсового наставничества. Труд наставника курса должен быть признан самостоятельной, полноценной работой, позволяющей преподавателю ежедневно посвящать себя вверенным ему студентам».
Документы, на основе которых составлен сей материал (к цитатам, конечно, будут расставлены сноски):
- Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 24 июня 2008 года
- Доклад архиепископа Верейского Евгения, Председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
- Результаты работы тематической группы «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.
- Выступление епископа Бориспольского Антония, ректора Киевской духовной академии, на заседании рабочей группы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви».
- Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»