Авторы: Святитель Феофан Затворник; блаженный Феофилакт Болгарский; архиепископ Аверкий Таушев, Александр Павлович Лопухин
В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду при совершении общественного богослужения. Bo второй главе содержатся наставления Тимофею, как предстоятелю церкви, и в первую очередь - о церковных собраниях (о порядках при общественном богослужении). Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями, содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь выражением «итак»: убо - «частица выводная. Выше внушал, чтоб святой Тимофей всех отклонял от суесловий и направлял к жизни в духе веры по чистой совести, уверяя, что, действуя так, он будет добре вести свое воинствование. Теперь говорит: в сих видах делай то и то» (Феофан). Молю́ ýбо прéжде всѣ́хъ твори́ти… Молю - смиренный оборот речи, убеждающий, но нисколько не умаляющий силы законоположения. Чрез это не оставляется на произвол, так ли молиться или иначе, если кто захочет того. Подобная мягкая форма неотложных приказаний соблюдается и в общежитейских отношениях. Прежде всего - то есть при ежедневном богослужении; из всех увещаний, с какими хочет обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв. Апостол учит, что на церковных собраниях, т. е. на богослужениях, прежде всего должны произноситься моли́твы, молéнiя, прошéнiя, благодарéнiя за вся́ человѣ́ки, за царя́, и за вся и́же вó власти сýть (начальствующих, носителей власти), да(бы) ти́хо и безмóлвно (безмятежную) житié поживéмъ, во вся́комъ благовѣ́рiи и чи́стотѣ́ (εὐσεβείᾳ καὶ σεμνότητι - благочестии и достоинстве).
«Священник есть, - говорит святой Иоанн Златоуст, - как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу которому он поставлен». Обрати внимание на широко простирающуюся благодать. Вследствие того апостол и заповедует молиться за всех без исключения людей, не только за принадлежащих к Церкви, но и за «внешних», т. е. не принадлежащих к ней. «Из того, что мы молимся за всех, двоякое благо проистекает: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к некоторым людям, потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит; с другой стороны, и они становятся лучше, потому что при содействии молитвы прекращают свою злобу и ожесточение против нас (Феофилакт). Молитвы(δεήσεις - от: δεω) - это просьба вообще, предмету есть «прошение об избавлении от скорбного» (Феофилакт) - того, что причиняет скорбь, держит в тесноте и крайности; а по состоянию молящегося есть чувство нужды и потребности предмета молитвы, от коего (чувства) зарождается самая молитва; отсутствие коего делает молящегося равнодушным проговаривателем молитвы, а присутствие своею мерою определяет меру жара молитвенного. Хотящему молиться прежде всего надлежит запастись этим чувством и без него не приступать к молитве. Прошения (προσευχάς) - всякая молитва и просительная, и благодарственная, даже обет, «испрашивание благ» (Феофилакт), а по состоянию молящегося есть из сердца исторгающаяся, вопленная молитва, вызывающая предложение обетов и готовность на всякие жертвы, в иных же случаях сопровождаемая постами, бдениями и другими лишениями. Прошение (εντευξις, от: εντυγχανω - говорить за кого пред кем) - просьба по отдельному какому-либо случаю; по предмету - ходатайственный за других вопль с жалобою на врагов видимых и невидимых и испрашиванием помощи против них (см.: блаженный Феодорит, блаженный Феофилакт); а по состоянию молящегося есть, с одной стороны, уповательное дерзновение пред Богом, с другой - неотступность в молитве, приточно заповеданная и Спасителем. По святому Лествичнику, ходатайственный за других вопль к Богу прилично воспринимать друзьям Божиим и, следовательно, требует высокого совершенства нравственного и великой близости к Богу; неотступность же всякому не непристойна. Благодарения (εὐχαριστίας) - молитвы благодарственные, в противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими выражениями; «отличается от других и предметом, и чувством, и словом» (Феофан). Но все же общее всем сим трем есть испрашивание у Бога благопотребного, какого бы рода оно ни было; от коего прямо отлично благодарение, обращаемое обычно не на чаемые блага, а на блага уже полученные, вкушенные и вкушаемые. Василий Великий учит всякую молитву начинать благодарением, уверяя, что благодарение за полученные блага сильнее всякого прошения ходатайствует о даровании благ новых. У Апостола оно поставлено здесь после прошений, может быть, для того, чтоб, если б оно было поставлено впереди прошений, мы не подумали, что за вся человеки просить только следует, а не и - благодарить. Апостол требует, чтоб мы благодарили за других, в той уверенности, что ничто так не сильно свидетельствовать о нашей взаимной любви, оживлять ее и укреплять, как благодарение за блага, полученные другими. Почему и поставил благодарение пред: за вся человеки. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во внимание молитву Господню. Вся она может быть названа «молитвою» (προσευχάς), но в ней находятся отдельные прошения (δεήσεις). Как скоро эти прошения обращены на отдельные предметы, получается заступление (ἐντεύξεις - по-русски неточно: моление). «Благодарение» же представляет собою, например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней. Дабы проводить нам жизнь тихую... Это является не целью молитвы - молитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом именно ее прямая цель, - а результатом, плодом такой молитвы. Но во всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них самих. Особенно же надо молиться за царя (повелевалось молиться за неверных царей: они ведут войну, чтобы мы были в безопасности) и за представителей государственной власти, дабы вся деятельность их направлялась ко благу их подданных, и не только внешнему, но и внутреннему - «благочестию и чистоте» (ст. 2) - сé бо (ибо это - т. е. молитва за царя и за всех людей) добрó и прiя́тно (хорошо и угодно) предъ Спаси́телемъ нáшимъ Бóгомъ, Иже (Который) всѣ́мъ человѣ́комъ хóщетъ спасти́ся, и въ рáзумъ и́стиныи прiити́ (достигли познания истины, спасительного, истинного учения, предложенного людям Господом) - ясно, что эта молитва должна быть молитвою о спасении всех, а потому она и приятна Богу, желающему спасения всем людям. Спасти́ся не только в будущей жизни, но также и здесь, на земле, приняв евангельское учение. Догматическая важность этих слов в том, что ими опровергается безотрадное лжеучение реформатов, учащих о безусловном предопределении Божием, независимо от воли людей. Ибо зачем молиться о тех, которые все равно предопределены к вечной погибели? «Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, желай и ты, и подражай Богу; и если желаешь этого, то молись» (Феофилакт). Добрó (καλὸν) хорошо, прекрасно с нравственной точки зрения и вообще прекрасно. Из того, что Бог един, следует, что Он есть спаситель для всех людей. Точно так же один и посредник между Богом и людьми: Еди́нъ бо éсть Бóгъ, и еди́нъ Ходáтай (посредник между) Бóгу и человѣ́комъ, Человѣ́къ Христóсъ Iсýсъ, дáвыи (предавший) Себé избавлéнiе (для искупления) за всѣ́хъ - это сказано в доказательство того, что все люди, без исключения, призываются ко спасению, ради искупительных заслуг «единого ходатая человека Христа Исуса», и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь, несомненно, заключается в слове «Человек». Если посредник - человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Христос называется здесь только «Человеком» для того, чтобы подчеркнуть, что Ходатаем за нас Он стал, благодаря Своему вочеловечению, как истинный Человек. Этими словами не исключается молитвенное ходатайство за нас святых угодников Божиих, как пытаются утверждать это сектанты. Христос назван здесь единым Ходатаем в том смысле, что единственно Он Один принес за нас искупительную жертву на кресте, но этим нисколько не упраздняется молитвенное ходатайство за нас людей, достигших спасения и желающих своими молитвами помочь нам достигнуть его. Еще более побуждает нас молиться за всех людей то обстоятельство, что Христос отдал Себя как выкуп за всех людей, а именно, по толкованию святого Иоанна Златоуста, предал Себя на смерть за всех людей. (Таково было) свидѣ́тельство времены́ свои́ми (в свое время) - свидетельство о том, что Мессии-Искупителю надлежит пострадать за людей было дано еще в древних пророчествах. Не все даже иудеи находили в пророчествах предсказание о Мессии, язычникам же об этих предсказаниях ничего не было известно. Поэтому-то своевременно и было открыто или засвидетельствовано о том, что Христос есть спаситель всего человечества, за всех людей принесший искупление. «Свидетельство, то есть Его страдание. Ибо Он пришел свидетельствовать об истине даже до смерти. Он открыл Отца, истинное учение и Сам проводил истинно ангельскую жизнь» (Феофилакт). Для проповедания этой-то великой истины был призван и сам Павел, «чтобы проповедовать о нем, то есть о кресте и смерти Христа. И поставлен не просто проповедником, чтобы проповедовать в одном каком месте, но и апостолом, чтобы обходить всюду с проповедью» (Феофилакт). Чтобы уверить в этом читателей, апостол клянется: Въ нéже (для которого) постáвленъ бы́хъ áзъ проповѣ́дникъ(ом) и апóстолъ(ом), т. e. для проповеди об этом свидетельстве я и поставлен. Клянется он в том, что Бог действительно послал его проповедовать о всемирном спасении; эта клятва была нужна ввиду того, что некоторые продолжали думать, что спасение будет дано одним иудеям или прозелитам: и́стину глагóлю о Христѣ́, не лжý, учи́тель(ем) язы́(чни)комъ въ вѣ́рѣ и и́стинѣ. Слова: в вере и истине - указывают или на предмет проповеди и учения: я учитель языков, поставленный учить их вере и истине (см.: Амвросиаст); или на характер учения: не умствовать учу, а веровать, и не умствованиями доказываю свое учение, а предлагаю его вере, удостоверяя, что оно истинно. «Не в силлогизмах, говорит, или логических доказательствах, но в вере. Потом, чтобы ты не подумал, что в этом заключается обман, он прибавил: в истине. Преподаемое хотя вере преподается, но преподается в истине. И способные к вере веруют: чем доказывается сила проповеди» (из святого Златоуста, блаженного Феофилакта, Экумения перифраз). Учение не верно только и истинно, но и удостоверительно. Эти слова относятся к выражению учителем язычников и показывают характер деятельности Павла как учителя язычников. Он поступал как верный и истинный служитель Христов. Таким образом, собственная деятельность апостола Павла, обращавшегося с проповедью о спасении ко всем людям, дает ефесским христианам побуждение молиться также за всех людей, без исключения.