You can watch this video on www.livejournal.com
Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский; святитель Феофан Затворник; епископ Михаил (Лузин); иерей Даниил Сысоев; протоиерей Олег Стеняев; протоиерей Александр Шаргунов
Толкование блаженного Феофилакта на сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 13, 31-34) начинается на 27-й минуте записи (26:01). Въ то́й де́нь приступи́ша нѣ́цiи от фарисе́й, глаго́люще Ему́, изы́ди и иди́ отсю́ду, я́ко И́родъ хо́щетъ Тя́ уби́ти. И рече́ и́мъ, ше́дше рци́те ли́су тому́, се́ изгоню́ бѣ́сы, и исцѣле́нiя творю́ дне́сь и у́трѣ, и въ тре́тiи сконча́ю. Оба́че подоба́етъ Ми́ дне́сь и у́трѣ, и въ о́нъ де́нь ити́, я́ко не возмо́жно е́сть проро́ку поги́бнути кромѣ́ Иеросали́ма. Блаженный Феофилакт. Проклятые фарисеи, снедаемые завистью, пытаются устрашить Господа и угрожают Ему Иродом. Они не желали видеть Его творящим чудеса, чтобы Он множеством знамений не привлек к Себе народ и силой учения не обратил его к Себе (Ин. 11, 47-48). Они выставляют в предлог Ирода и принимают вид заботливости о Спасителе. Но Он, зная сердца их, по обычаю Своему, отвечает им кротко, прикровенно, и говорит: рци́те ли́су тому́ (скажите этой лисице). По-видимому, Он называет лисицей Ирода, но если тщательнее вникнуть, то, кажется, скорее Он называет так фарисеев. Ибо Он не сказал: лису тому, но сему, употребляя некоторое среднее выражение и с особенной мыслью. Сказав в единственном числе лису, дал им разуметь Ирода, а сказав указательно тому, намекнул на коварство их самих.
Ибо фарисеи поистине выказывали (в своих нравах) хитрость и беспечность лисицы. Смотри, пожалуй, как Он отвечает на их злобу. Поскольку они наводили на Него страх со стороны Ирода по зависти своей к совершаемым от Него исцелениям, то Он, зная, что приводило их в печаль, говорит следующее: вот Я исцѣле́нiя творю́ и изгоню́ бѣ́сы. Ибо, как прежде было сказано, из-за того преследовали Его, чтобы Он, пользуясь обнаружением чудес, не уловил многих в веру в Себя. Слова дне́сь и у́трѣ (сегодня и завтра) означают большое число дней. Как мы в обычной беседе обыкновенно говорим: сегодня и завтра будет то-то, однако ж, вовсе не ограничиваем сего дела таким расстоянием, а выражаем только, что оно будет скоро, так и Христос словами: яко исцѣле́нiя творю́ (совершаю)... дне́сь и у́трѣ (сегодня и завтра)... и въ тре́тiи сконча́ю (в третий день кончу), - совсем не то выразил, будто в третий день Он непременно скончается, а то выражает, что смерть Его будет скоро. Оба́че подоба́етъ Ми́ дне́сь и у́трѣ (впрочем, Мне должно... сегодня и завтра), то есть некоторое время, пробыть здесь и совершать чудеса, а въ о́нъ де́нь (в последующий день) пойти в Иерусалим, ибо Я определил Себе там пострадать. Поскольку они (фарисеи) говорили Ему: изы́ди... я́ко И́родъ хо́щетъ Тя́ уби́ти (выйди... ибо Ирод хочет убить Тебя), - и говорили это в Галилее, которой управлял Ирод, то Он объявляет им, что и при сильном желании Ирода нельзя ему убить Его, ибо Ему определено пострадать не в Галилее, но в Иерусалиме. Чтобы мне яснее представить тебе изречение Евангелия, скажу: ты не так понимай, что сегодня и завтра должно Мне идти, но на словах дне́сь и у́трѣ (сегодня и завтра) остановись, а потом читай: и въ о́нъ де́нь ити́ (и в последующий день) идти. При отчислении времени мы часто имеем обычай говорить: в воскресенье, на другой день и на третий я выйду, не потому, что я намерен выйти в воскресенье и на другой день, но потому, чтобы, отчисляя только два сии дня, указать на третий. Подобно и Господь здесь, как бы отсчитывая, говорит: должно Мне сегодня и завтра, потом на третий день идти в Иерусалим, ибо там определена Мне кончина. Поскольку же мы выше сказали, что Господь говорит это не потому, чтобы заключал жизнь Свою в три дня, но обозначает большое число дней, если не некоторое не очень продолжительное время, то Он завидующим Ему говорит как бы так: что вы заботитесь о Моей смерти? Вот, немного спустя, настанет она. Когда слышишь, что пророку невозможно погибнуть кроме Иерусалима, то из этих слов не заключай, что иудеям делается как бы насилие и принуждение к совершению сего, но так говорится сообразно с их смертоубийственным намерением. Как если бы кто, при виде убийцы - разбойника в засаде при дороге, сказал, что невозможно быть чистой от крови дороге сей, при которой разбойник подсиживает странников, то сказал бы совершенно согласно с делами разбойника, так и в том случае, когда в Иерусалиме заседали разбойники - фарисеи и книжники, невозможно было Владыке пророков погибнуть в ином месте, как не в месте сих разбойников. Ибо они, привыкнув проливать кровь рабов, убьют и Господа. Иеросали́ме, Иеросали́ме, изби́выи проро́ки, и ка́менiемъ побива́я по́сланныя къ тебѣ́, ко́ль кра́ты восхотѣ́хъ собра́ти ча́да твоя́, я́коже коко́шъ гнѣздо́ свое́ подъ крилѣ́, и не восхотѣ́сте? Се́ оставля́ется ва́мъ до́мъ ва́шъ пу́стъ. Глаго́лю же ва́мъ, я́ко не и́мате Мене́ ви́дѣти, до́ньдеже прiи́детъ, егда́ рече́те, благослове́нъ гряды́и во́ имя Госпо́дне. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Повторением имени Господь показывает, какую Он сильную любовь имеет к ним. Ибо Он также воззывает прелюбодейную синагогу, как бы какой возлюбленный, презираемый своей возлюбленной. Объявляет Господь и о человеколюбии Своем, говоря, что Он много раз восхотѣ́хъ собра́ти (хотел... собрать) их; обозначает и безумие их, сказав: и не восхотѣ́сте (и вы не захотели). Наконец Я оставляю вас. Ибо Я столь возненавидел ваше лукавство, что и храм не называю Моим домом, но домом вашим. Ибо доколе между вами жила добродетель, тогда храм был Мой. А когда вы и его осквернили, сделали его местом торговли и пещерой разбойников, занимаясь в нем многообразной торговлей и убивая друг друга из любостяжания (ибо это дело разбоя - подсиживать брата и отнимать его собственность; так делают разбойники! они нападают на путника и потом отнимают, что у него есть); - итак, когда вы сделали храм пещерой разбойников чрез разные торговые сделки, которые вы производили в нем - доме молитвы, - то он уже не Мой дом, но ваш. Под домом можешь разуметь не только храм, но и весь род иудейский. Ибо Писание иногда и род называет домом, например: Дом Левиин! благословите Господа (Пс. 134, 20). Поскольку и здесь можно разуметь так: домъ, то есть род ваш, оставляется Мной. Подобно как и в другом месте говорит чрез пророка: оставил Я дом Мой, оставил наследие Мое. Здесь домом называются израильтяне. Господь показывает, что и прежде сего Он же хранил их и избавлял от врагов. Слова указывают на второе пришествие. Ибо тогда и против воли исповедают Его Спасителем и Господом. Только не будет им никакой пользы. Что ж? Неужели они не видели Его с того времени, как Он сказал это? Точно так. Когда Он говорит, что не и́мате Мене́ ви́дѣти (не увидите Меня) отныне, то не тотчас обозначает, но время после креста. Он как бы так сказал: с того времени, как вы распнете Меня, вы уже не увидите Меня, пока не приду во второй раз.
Святитель Феофан Затворник
Се оставляется... дом ваш пуст (Лк. 13: 35), - сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.
Епископ Михаил (Лузин). Ответ сказавшим Ему о злоумышлении против Него Ирода (31-33) и скорбь об Иерусалиме (34). Лк. 13: 31. В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. «Пришли некоторые фарисеи» и пр.: под видом дружбы и заботливого участия в лице и деле Христовом, фарисеи советуют Господу удалиться из пределов Ирода Антипы; но, без сомнения, тут действовала не дружба и не доброе участие. Из того, что Господь в ответе своем им назвал Ирода лисицей (ст. 32), некоторые не без вероятности заключают, что эти фарисеи подосланы были самим Иродом, с целью застращать Господа и удалить Его из пределов Галилеи. Господа постоянно окружал народ, и Ирод мог опасаться, как бы из-за Него не произошло какого-либо народного волнения. Он не задумался бы поступить с Господом так же, как поступил с Иоанном Крестителем, но Галилеяне слишком любили Иисуса Христа, слишком привязаны были к Нему, чтобы Ирод мог рассчитывать, захватив Господа, не произвести сильнейшего народного возмущения, из которого он едва ли вышел жив и цел. А потому он и придумал удалить Господа из пределов своих, и лучшим средством для этого счел застращать Его, а лучшими орудиями для этого счел фарисеев, которые, без сомнения, и сами желали удалить Его из тех мест, где Он имел такое величайшее влияние на народные массы. - «Ирод хочет убить Тебя»: речь их могла казаться не невероятной после того, как поступил Ирод с Крестителем; может быть, они и намекнули Ему на это. Лк. 13: 32-33. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. «Пойдите, скажите этой лисице»: так безбоязненно Господь отвечает на лукавое застращивание Его Иродом и фарисеями. Лисица - образ хитрости и лукавства, а равно и кровожадности. Если Ирод действительно подослал фарисеев, то в этом обнаруживается действительно его хитрость и лукавство, а умерщвление Крестителя указывает и на кровожадность его. - «Се, изгоняю бесов» и пр.: скажите, что Я творю чудеса в его области и совершаю Мое дело, и буду совершать его до времени, не боясь ни его угроз, ни хитрости, ни ненависти. - «Сегодня и завтра, и в третий день окончу»: кажется это было народное присловие, означающее, что известное положение или действие будет продолжаться до известного времени, впрочем, недолго (ср. Феофил.). Но так как Господь в это время направлялся к Иерусалиму (выше ст. Лк. 13: 22) и это были последние дни пребывания Его в пределах Галилейских, то что препятствует предположить, что Господь повелевает сказать Ироду, что Он на днях действительно оставляет область его, окончив в ней Свою проповедь и Свои чудотворения? Присловием народным Господь воспользовался может быть для того, чтобы выразить Ироду свое действительное намерение. - «А впрочем, Мне должно» и пр.: т. е. но Мне нужно еще несколько времени здесь ходить, проповедовать и творить чудеса, для достижения Моих высоких целей, а потом Я удалюсь, но не потому, чтобы Я боялся Ирода, страшился его угроз или не видел его хитрости и лукавства, а потому, что Мне скоро предстоит умереть; умереть же Мне, как Мессии, должно в Иерусалиме. - «Ибо не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима»: глубоко-грустная священная ирония! Этот святой город, где храм Бога истинного, где центр всей религиозной жизни народа и пр., имеет грустную перед другими городами привилегию - насильственно умерщвлять пророков. История показывает, что насильственной смертью умирали пророки большей частью в Иерусалиме (2 Мак. 11: 18). (В форме речи употребляется целое вместо части: все пророки погибали в Иерусалиме вместо - многие пророки насильственно умерщвлены там). Лк. 13: 34-35. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Этот взгляд на пророко-убийственный город и предчувствие близости насильственной смерти и Его Самого там вызывает в Господе выражение глубочайшей грусти об этом святом городе: «Иерусалим, Иерусалим» и пр. и пр.: см. Мф. 23:37-39. Изречение это в настоящем случае вероятно повторено Господом (или, может быть, в первый раз произнесено было в несколько видоизмененной форме), но ев. Лука излагает его так, как оно произнесено Господом в Иерусалиме, вероятно, в одном из притворов храма, и как оно записано у ев. Матфея, ибо в этой форме оно особенно поразительно.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иерей Даниил Сысоев
Толкование на сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 13, 31-34) начинается на 54-й минуте записи (53:12). Текст Евангелия:Тогда пришли некоторые из фарисеев к Исусу и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: протоиерей Олег Стеняев
Толкование на сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 13, 31-34) начинается на 2-й минуте второго часа записи (1:01:28). Текст Евангелия:Тогда пришли некоторые из фарисеев к Исусу и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Мiр всё время замышлял против нашего Господа, потому что дьявол не мог спокойно смотреть, как спасение Божие распространялось по земле. Казалось бы, Христа предупреждают, причём фарисеи, что есть опасность от Ирода. И в третий день кончу. Опять третий день. А блаженный Феофилакт нам уже показал: первый день - от Адама до дарования Закона, второй день - времена ветхозаветной церкви от Закона до Христа, третий день - день, в котором мы живём, тысячелетие Христово. О Святом Причастии Он так и сказал: сие творите в Моё воспоминание, пока Я не приду. А впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день. Конца действию Христа не будет.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: протоиерей Александр Шаргунов
Тогда пришли некоторые из фарисеев к Исусу и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Когда Господь прибыл в Галилею, «в тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя». В Евангелии не сказано, чем руководствовались они. Мы знаем, что не все фарисеи были враждебно настроены ко Христу. Может быть, и эти хотят предупредить Господа об угрозе, и советуют Ему удалиться в безопасное место. У Господа всюду есть Свои люди. Даже среди фарисеев были те, кто с изумлением и восхищением относился к Нему. А, может быть, и то, что у этих фарисеев не было никаких оснований для подобного утверждения, но они придумали эту ложь, чтобы изгнать Господа из Галилеи в Иудею, где - им доподлинно было известно - ищут убить Его. Ирод хотел избавиться от Христа, он надеялся запугать Христа, и подослал к Нему своих людей. Но Господь не страшится злобы Ирода: «Пойдите, скажите этой лисице», - говорит Он. Хитрость, вероломство и коварство Ирода были известны всем. И Господь выступает здесь в ряду пророков, тех, кто отличался свободой в выражениях при обличении сильных мира сего. «Пойдите, скажите этой лисице, что Я не боюсь его. Я знаю, что Я должен умереть. И это совершится скоро. Я ожидаю этого в третий день - значит очень скоро. Мой час приблизился. Но Я знаю, что ни он, ни кто-то иной не сможет убить Меня, пока Я не кончу Мое служение. Я изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, не обращая внимания на Ирода, на все его угрозы. Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день». Господь заповедует нам помнить, что время, отпущенное нам, коротко. И мы должны исполнять труд каждого дня - в день, данный для этого труда. Тогда перед лицом силы и злобы наших врагов мы можем утешаться мыслью, что они ничего не могут нам сделать, пока мы не закончим благословленный нам Богом труд. «Я знаю, - говорит Христос, - что Ирод не может Мне повредить не потому только, что Мое время еще не пришло, но также потому, что место, предуставленное для Моей смерти, - Иерусалим, который находится вне его власти. Потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима». Никто не испытывает пророков, кроме Великого Синедриона, всегда восседающего в Иерусалиме. И значит, если пророка предают смерти, это должно быть в Иерусалиме. И мы слышим горестное сетование Господа о Иерусалиме и возвещение Им гнева Божия на этот город. Нечестие тех, кто более других исповедует свою близость к Богу, вызывает особую скорбь у Господа. С какой горечью Он говорит о грехе и гибели этого святого града: «Иерусалим! Иерусалим!» Те, кто сподобляется сугубой благодати, если они не употребляют этот дар для духовного возрастания, перестают ценить его и в конце концов идут против него. Никто не стоит на месте. Если мы не стараемся победить наши грехи, они начинают побеждать нас. Но как милостив наш Господь, и с какой любовью Он ждет нашего обращения! «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» «Я хотел, - говорит Он, - Я много раз хотел, а вы не захотели». Это желание Господа спасти всех только ярче обозначает нежелание многих спастись. «Се, оставляется дом ваш пуст». Дом, который оставляет Христос, становится пуст. Храм пуст, если Христос оставляет его. Христос оставляет его им, пусть они возьмут его себе и украшают как хотят. Христос не потревожит их более. Христос уходит от тех, кто изгоняет Его. Они не будут собраны Им, и потому Он говорит: «Вы не увидите Меня». Страшный Суд последнего дня убедит в истине тех, кто теперь не хочет ни за что убедиться. «Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» Они не увидят Его как Спасителя мира, Мессию, прежде этого дня, когда будет слишком поздно.