Икона Богородицы Муромская. Икона Пресвятой Богородицы Белыничская

Apr 25, 2024 00:06



Муромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином († 1129; память 21 мая). Святой Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение. В конце XIII в. в Муроме был епископом святой Василий Рязанский. Оклеветанного и заподозренного в порочной жизни святителя осудили на смерть. Св. Василий всю ночь молился в храме святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Совершив литургию, он затем отслужил молебен перед принесенной из Киева кн. Константином иконой Богоматери в храме Благовещения. Придя со святой иконой на берег реки Оки, он, сняв с себя мантию, распростер ее по воде и чудесным образом встал на мантию. Сильный ветер понес его против течения. Епископ доплыл до места, называемого старой Рязанью, где жили князья Феодор и Константин, которые вместе с духовенством и народом вышли с крестным ходом навстречу святителю. С тех пор епископская кафедра в Муроме была упразднена, а учреждена в Рязани, где и осталась чудотворная икона, которую стали называть еще «Молением св. Василия». Через три года святитель Василий избрал для жительства новую Рязань и там утвердил в 1291 году свою кафедру. Туда же была перенесена и Муромская икона Пресвятой Богородицы. Празднество чудотворной иконе было установлено в 1810 году указом Св. Синода по желанию жителей Мурома 25 апреля, в день памяти святителя Василия Рязанского. Подлинник иконы не сохранился (следы его теряются в момент перенесения из Мурома в Рязань).



С Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. Один из чтимых списков сохранялся в Соборе Рождества Богородицы в Муроме до его разрушения в XX веке. Один из чтимых списков сохранялся в соборе Рождества Богородицы в Муроме. После революции 1917 года собор был закрыт, а Муромская икона Божией Матери пропала. Наиболее древние образы Муромской иконы Божией Матери были написаны в XVI-XVII веках и относятся к произведениям московских иконописцев. Также известны следующие списки с Муромской иконы Божией Матери: список, написанный Симоном Ушаковым в 1677 году; список, написанный около 1900 года и ныне находящийся в Муромском историко-художественном музее. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской», глас 4. Днесь све́тло красу́ется град Му́ром,/ я́ко зарю́ со́лнечную, восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся, Тебе́ взыва́ем си́це:/ о Пречу́дная Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.






Белыничская [Белыновицкая] икона (празд. 12 апр. старого стиля), по преданию, нашедшему отражение в Акафисте Белыничской иконе (икос 2), образ был принесен иноками предположительно в XIII в. в местечко Белыничи (совр. поселок Белыничи Могилёвской обл., Беларусь) и поставлен в Илиинском храме, где чудесным образом просиял во время всенощного бдения. В 1596 г., после подписания Брестской унии, храм во имя пророка Илии был обращен в униатский, а затем разрушен. Сведения о появлении Белыничской иконы в Белыничском кармелитском монастыре, основанном в 1624 г. канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой, относятся к 1634 г. По преданию, монахи безуспешно пытались найти в окрестных местах художника, способного написать икону Божией Матери. Отчаявшись, они обратились с молитвой к Богу, и вслед за тем в монастыре появился Ангел в образе юноши-паломника, который назвал себя художником и, пока монахи пели молитву Богородице, написал на доске лики Богоматери и Младенца Христа несказанной красоты. Он же предсказал, что вскоре Богородица Сама украсит себя одеждами, и уже в 1635 г. Кристоф Завиша прислал для иконы ризу и серебряную корону, а Казимир Лев Сапега ― «золотые украшения». Еще в конце XIX в. в Могилёве сохранялись рукописные сказания о появлении и чудесах от Белыничской иконы (в основном об исцелениях во 2-й половине XVII в.). В 1655 г. Белыничская икона была перевезена в Ляховичскую крепость, и пребывание ее там, по мнению современников, позволило выдержать трехмесячную осаду войск царя Алексея Михайловича. Сказание о чудесном появлении образа и спасении Ляховичской крепости было напечатано отдельной брошюрой накануне коронации иконы. После окончания войны 1654-1667 гг. (по другим сведениям, в середине XVIII в.) икона была возвращена в Белыничский монастырь. В 1755 г. комиссия, присланная Виленским епископом Михаилом Зеньковичем, изучив записи, которые велись с 1706 г., о чудесах, происшедших от иконы, и осмотрев имевшиеся в монастыре их изображения, признала Белыничскую икону чудотворной.

20 июля 1761 г. епископ Михаил Зенькович совершил торжественную коронацию иконы, возложив на нее венцы, заказанные Огинским и Сапегами и освященные в Риме папой Бенедиктом XIV. Икона крестным ходом была перенесена в новый костел Белыничского монастыря, ставшего местом паломничества и пышных религ. торжеств, прежде всего на празднование Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной иконы Божией Матери, Рождества Богородицы, пророка Илии. 12 апр. 1876 г. монахи-кармелиты по распоряжению гражданских властей были удалены из монастыря, а здания переданы правосл. духовенству. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский муж. монастырь. Белыничская икона осталась в храме, привлекая в год до 10 тысяч паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских православных монастырей). После закрытия церкви в 30-е гг. XX в. икона, по некоторым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая ее судьба неизвестна (считается пропавшей в 1941 вместе с др. ценностями музея). Из копий Белыничской иконы, распространенных в храмах на востоке Беларуси в конце XIX - начале ХХ в., после 1917 г. сохранились только две. Иконография образа принадлежит к типу Одигитрии: Богоматерь представлена по пояс, фронтально, голова слегка повернута к Младенцу, левой рукой Она поддерживает сидящего Младенца, в правой ― удлиненный декоративный скипетр. Голова Младенца в узорчатой королевской короне чуть откинута, правая рука в благословляющем жесте, в левой ― держава. Такую же корону (бо́льших размеров) над головой Богоматери с обеих сторон поддерживают парящие ангелы. Цвета одежд протографа неизвестны, мафорий, вероятно, был сине-зеленый. Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее Ангелом, 2) осада ляховичской крепости, 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Известно 8 гравюр с иконы, старейшая из которых, сер. XVIII в., принадлежит И. Лабингеру (Львов). Наиболее ранним списком является предположительно Тарейковская местночтимая икона Божией Матери (Музей древнебелорусской культуры АН Беларуси), которая могла быть написана в середине XVII в., во время пребывания Б. и. в Ляховичах.

Новости и история Церкви, святые

Previous post Next post
Up