Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский
Память святого мученика Петра Апселама. Или, согласно другим свидетельствам, Авселама (в Месяцеслове Русской Православной Церкви он именуется Авессаломитом). Мы воспроизводим статью Евсевия Кесарийского (Палестинские мученики X, 2 / / SC 55, 152). Но именно «Синаксарь» св. Никодима уточняет, что Петр принял смерть в огне. Св. Петр, также называемый Апселам, жил на рубеже III-IV вв. Он происходил из городка Анея, возле Елевферополя в Палестине. Молодой и решительный, он презрел все земные удовольствия и блага, чтобы вступить в битву за благочестие. Сперва он проводил аскетическую жизнь, а после исповедал перед язычниками истинную веру. Петр был арестован в Кесарии Палестинской. Представ перед трибуналом, он с благородной решимостью противостоял уговорам судьи и присутствовавших, которые просили его пощадить свою юность. Предпочтя самой жизни упование на Бога Вседержителя, св. Петр принял смерть в огне 11 января 309 г. Православная энциклопедия: Святой мученик Петр Авессаломит (Анийский; † ок. 309-310), называемый в разных месяцесловах также Авессаломитом, Авселамом, Апселамом, жил на рубеже III-IV веков. Сведения о нём разноречивы. Согласно Евсевию Памфилу, св. Петр происходил из селения Анеи возле Елевферополя в Палестине. Молодой и решительный, он презрел все земные удовольствия и блага, предпочтя им благочестие. Во время гонения на христиан был схвачен в Кесарии Палестинской. Напрасно убеждали его судья и народ почтить языческих богов, чтобы избавиться от мучений.
«Тогда я истинно помилую себя, когда не отступлю от Евангелия и не принесу жертвы идолам», ― отвечал святой, и был сожжен на костре. Это произошло 11 января. По актам мученическим Анастасия библиотекаря Петр Авессаломит схвачен в городе Авлоне, при судье Севере и распят; по мартирологу Флора распят в Авкларе (Аuclara). По Рабану Мавру, Нотверу, Узуарду он был сожжен в Авлоне. По сему некоторые различают двух мучеников (Тильмон V, 417). Рюинарт страдание Петра Абселама или Балсама помещает в своих чистых актах, но не решается произнести приговор о том: одно ли это лице с Петром Абселамом у Евсевия. Этот вопрос основательно решается у Ассемани на основании найденных сирских актов мученика.
Click to view