![](https://www.geopolitika.ru/sites/default/files/VVEDENIE_VO_HRAM/image022.jpg)
Автор: епископ Виссарион (Нечаев)
На великой вечерне праздника Введения читаются три паремии. В первой паремии (Исх. 40: 1-5, 9-10, 16, 34-35) в образе Ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии - ибо Дух Святой осенял Пресвятую Деву, скинию воплощения Господа. Паримия на праздник Введения. Исход 40. В этой паримии повествуется о поставлении и освящении скинии свидения. Скиниею свидения, о которой идет речь в паримии, называется подвижный храм. Называется он скиниею свидения, т.е. свидетельства или откровения, отчасти по главнейшей святыне ее, кивоту завета, кивоту свидения (Исх. 40:21), содержавшему свидения Божия, иначе, откровенные заповеди Божии, свидетельствующие о законодательной воле Божией, - отчасти по чрезвычайным свидетельствам или откровениям, какие Господь благоволил непосредственно давать людям, являясь над кивотом завета. Подробные наставления о сооружении скинии и всех принадлежностей ее даны Богом Моисею, - при чем показан ему самый образ, или чертеж ее, - еще до нарушения Израильтянами завета, во время сорокодневного пребывания Моисея на Синае и описаны в 25-28 главах Исхода. - По приглашению Моисея, сделаны были народом пожертвования вещами, нужными для устроения скинии и для богослужения в ней. Золото, серебро, медь, пряжа из шерсти и виссона (Египетского льна), также древесный материал, елей, ароматы и драгоценные камни принесены были усердствующими с избытком, так что надобно было Моисею остановить дальнейшие пожертвования. По указанию Самого Господа, все работы по устройству скинии и всех богослужебных принадлежностей поручены были двум художникам - Веселиилу из колена Иудина и Елиаву из колена Данова. Им Бог дал разум понять все, что передавал им Моисей относительно устройства скинии без чертежей. Они и сами лично и под их руководством многие искусные и опытные мастера производили работы - столярные, чеканные, литейные, скульптурные, золотошвейные и т.п. Работы продолжались около полугода и кончены с успехом. Осталось собрать приготовленные части скинии со всеми принадлежностями, поставить и освятить ее, что и описывается в рассматриваемой паримии.
![](https://www.geopolitika.ru/sites/default/files/VVEDENIE_VO_HRAM/image004.jpg)
Исх. 40:1-2. Рече Господь к Моисею, глаголя: в день первый месяца первого поставиши скинию свидения.
Скиния свидения - это собственно палатка, имевшая два отделения под одною кровлею. Одно из них называлось святилищем, в которое входили только священники. Оно вмещало трапезу с хлебами предложения, семисвещник и алтарь кадильный. Другое известно под именем - Святое святых. Оно вмещало важнейшую ветхозаветную святыню - кивот завета и доступно было одному первосвященнику, и притом однажды в год, - в праздник очищения. Входили во святилище и из святилища во Святое Святых с востока. Но когда Господь повелевает Моисею поставить скинию, Он имеет в виду не одну эту палатку с двумя отделениями, но вместе окружающий ее двор, обнесенный столбами и закрытый с боков коврами, но открытый сверху. Для помещения во дворе, в который вели ворота с востока, приготовлен был жертвенник всесожжения и умывальница для жрецов. Двор назначен был не для одних священников и левитов, но и для народа. - Скиния долженствовала быть единственным местом общественного Богослужения для Израильтян. Вне ее запрещено было где-либо приносить жертвы, под страхом смертной казни (Лев. 17:8-9). И это запрещение имело силу не на время только странствования Евреев в пустыне, - им заповедано было, чтобы они и тогда, когда водворятся в земле Ханаанской, собирались на Богослужение только в одном месте, которое Господь изберет в каком-либо колене для скинии, или постоянного храма (Втор. 12:5, 10, 13-14). Такое сосредоточение общественного Богослужения в одном месте нужно было для сохранения в народе единства веры и Богопочтения в виду опасности увлечения в идолопоклонство, неминуемой в случае, если бы Израильтяне подобно язычникам пользовались свободою приносить жертвы на каком угодно месте, особенно вблизи язычников. - Временем для поставления скинии избирается Господом день первый месяца первого. Разумеется первый день и первый месяц второго года по исшествии из Египта, как видно из того, что в той же главе (Исх. 40:17) сказано об исполнении этого повеления Божия. И бысть в первый месяц во второе лето исходящим им от Египта, в новомесячии (в первый день месяца), ста скиния. Так как исход случился под 15-ое число Нисана (марта), то от исхода до поставления скинии протекло 11 1/2 месяцев.
Исх. 40:3. И да положиши кивот свидения, и покрыеши кивот завесою.
И да положиши кивот свидения. Идет речь о внесении во Святое святых кивота завета. Это был продолговатый ящик, имевший около полтора аршина в длину и почти аршин в ширину и высоту. Он устроен был из негниющего дерева - Аравийской акации, и обложен внутри и снаружи золотыми листами. По краям его кругом шел узорчатый золотой ободок, и внизу к каждому из четырех углов приделаны золотые кольца, а в кольца вложены для переноски его шесты из акации, обтянутые золотом. Поверх ковчега лежала золотая крышка, к ней с двух противоположных концев прикреплены были вычеканенные из золота изображения двух Херувимов, наклонявших над нею лица и осенявших ее крыльями своими. Крышка эта называлась очистилищем (Лев. 16:2) от праздника Очищения, который совершался в десятый день седьмого месяца (Лев. 23:27-28). Этот день был единственный в году, когда первосвященник, принесши в жертву тельца и козла для очищения и примирения с Богом себя и народа, входил с жертвенною кровию во Святое святых и здесь кропил ею крышку кивота. Это очистилище имело также значение престола, или подножия, с которого Бог, восседая на Херувимах как Царь избранного народа, принимал его поклонение и объявлял Свою волю (Исх. 25:22; Числ. 7:89). Пред ковчегом (Исх. 16:33; Евр. 9:4) поставлен был золотой сосуд (стамна) с манною в память того, что Евреи в течении сорокалетнего странствования питались этою чудесною пищею. Эта манна, хотя не была переменяема, хранилась в помянутом сосуде без всякого повреждения до позднейших родов. Впоследствии к этому памятнику присоединен жезл Ааронов прозябший, для увековечения памяти о чудесном утверждении Аарона и его рода в правах первосвященничества (Чис. 17:10). Апостол Павел упоминает еще о златой кадильнице при кивоте завета во Святом святых (Евр. 9:4), разумея вероятно ту кадильницу, с которою первосвященник должен был входить в Святое святых (Лев. 16:12) и которую оставлял там, быть может, до следующего года и брал назад, заменив ее новою кадильницею. - И покрывши кивот завесою. Идет речь о завесе, отделявшей Святое святых от святилища и закрывавшей постоянно от взоров не только народа, но и священников кивот завета. Эта завеса, как и завеса, отделявшая святилище от двора скинии и завеса при входе во двор, сделана из разноцветной шерстяной ткани и крученого виссона и отличалась от них только тем, что вся усеяна была вышитыми изображениями Херувимов. В эту же завесу кивот был наглухо завертываем первосвященником и священниками, когда надобно было брать его в путь (Числ. 4:5).
Исх. 40:4-5. И внесеши трапезу и светильник (слово светильник взято из 26, 35 Исхода) и положиши олтарь златый в каждение пред кивотом свидения. И возложиши покров завесы над дверию скинии свидения.
В сих двух стихах идет речь о принадлежностях святилища - второй части скинии. Оно назначено было для принесения одних бескровных даров Господу: хлебов, горящего елея и фимиама. Для помещения хлебов приготовлена была трапеза. Она устроена была из акации и обложена золотом, имела продолговатую форму, снабжена была золотыми кольцами для продевания шестов, на которых ее носили в путь. На трапезу полагаемы были в два ряда, по шести в ряд, 12 испеченных из чистой пшеничной муки пресных хлебов предложения, или приношения пред лицем Господним (Исх. 25:30). Количество хлебов, подобно тому как количество драгоценных камней на наперснике первосвященника, соответствовало числу колен Израилевых. Каждую субботу эти хлебы потребляемы были священниками, и притом в самом святилище, как великая святыня из жертв Господних (Лев. 24:9), и заменялись новыми хлебами. Этою бескровною жертвою, непрерывно возлежавшею пред лицем Господним, Израиль благоговейно и смиренно исповедывал, что одному Господу обязан насущным хлебом и от Него единого чаял продолжения этой милости. К принадлежностям трапезы относились блюда, две кадильницы с ливаном, чаши и кружки (Исх. 25:29), - все это из чистого золота. На блюдах ставились хлебы, на каждом по шести. Кадильницы с фимиамом, лежавшие по одной сверх каждого ряда хлебов, как символы молитвы, должны были свидетельствовать о том молитвенном настроении, с каким народ предлагал Господу хлебы. Сверх того для более наглядного представления жертвенного значения хлебов, фимиам в этих кадильницах воскуряем был, в память, в жертву Господу, во дворе скинии на жертвеннике всесожжений, каждую субботу, при смене хлебов предложения (Лев. 24:7). Чаши и кружки при хлебах назначены были для того, чтобы возливать ими (Исх. 25:29) вино. Оно, как и хлебы, имело в этом случае значение бескровного дара и приносимо было Богу по тем же побуждениям, как и хлебы. На трапезе оно наполняло кружки, и из кружек выливалось в чаши и в них при смене хлебов, вместе с фимиамом, износимо было к жертвеннику всесожжений и здесь часть его была изливаема на жертвенник, часть выпивалась жрецами. - Против трапезы на южной стороне святилища Господь заповедует поставить светильник (Исх. 26:35). Он был устроен из чистого золота, на подобие дерева, у которого из среднего ствола выходили ветви, по три с той и другой стороны, и были в уровень с высотою ствола. Ствол и ветви украшены были фигурами почек, чашечек и цветков миндального дерева. Поверх ствола и ветвей сделаны были углубления для лампад. В них горел чистый елей, выбитый из маслины. Он горел непрерывно, возобновляемый священниками каждый вечер и утро. Для поправления и снимания светилен сделаны были золотые щипцы и под них золотые лотки (Исх. 25:31-37, 27:20). Горящее в седмисвещнике масло было также, как и хлебы с вином, бескровным приношением. Оно было весьма знаменательно в духовном отношении. Вместилище елея - седмисвещник есть образ избранного народа, ветхозаветной Церкви Божией, под таковым образом изображается эта Церковь у пророка Захарии (Зах. 4), руководимая помазанными от Бога князем и первосвященником (14). Под образом светильников изображаются и новозаветные церковные общества (Апок. 1:20). Елей в светильнике - образ благодати Святого Духа, и даже проводник ее при освящении царей, первосвященников и пророков. Елей горящий - образ благодатного духовного просвещения и оживотворения. Горение елея в семи лампадах - образ обилия и полноты благодати, ибо число семь в Писании употребляется именно в смысле полноты и совершенства (например, словеса Господни сребро очищенно седмерицею (Пс. 11:7). Итак, принося в скинию елей для горения в седмисвещнике, избранный народ благодарно исповедывал пред Господом ту великую милость Его, по которой он сподобился быть сосудом благодати Его, приемником и хранителем света Богооткровенной истины среди окружающего языческого мрака, и вместе выражал молитвенное желание и надежду быть достойным этого преимущества на будущее время. - В промежутке между седмисвещником и трапезою прямо против очистилища (Исх. 30:6) Моисею заповедуется положить олтарь златый, в каждение пред кивотом свидения. Кадильный олтарь или жертвенник - это небольшой квадратный стол. Он устроен был из акации, с выдающимися по углам выпусками в форме рогов, и весь обложен был золотом. Для ношения его устроены были шесты, обложенные золотом, которые продевались в четыре золотые кольца, прикрепленные к углам его снизу. На нем ежедневно утром и вечером священники воскуряли благовонные порошки из стакти, оникса, халвама и чистого ливана, всего поровну. Составлять подобное курение для домашнего употребления запрещено было под страхом смертной казни. Рога кадильного жертвенника окроплялись жертвенною кровию (Исх. 30) в день очищения и каждый раз, когда приносима была жертва за грех священника или всего народа (Лев. 4:7, 18). Курение фимиама пред кивотом свидения, или точнее пред завесою, закрывавшею кивот, служило чувственным выражением молитв пред Господом, соединенное с желанием, чтобы они также легко восходили на небо, как легко поднимается дым кадильный, и также приятны были Богу, как приятно для обоняния благовоние фимиама (Пс. 140:2; Апок. 5:8, 8:3-4). Во все то время, когда священник совершал каждение в святилище, народ, стоявший во дворе скинии, благоговейно творил молитвы, соединяя их с молитвою священника (Лк. 1:10). - И положиши покров завесы скинии свидения. Завеса, которою Моисею заповедуется закрыть вход в скинию свидения со двора, надлежало повесить золотыми крючками на пяти покрытых золотом столпах.
Исх. 40:9. И возмеши елей помазания, и помажеши скинию, и вся яже в ней: и освятиши ю, и вся сосуды ее, и будут свята.
Елей для помазания и освящения скинии, по предварительному наставлению Самого Господа, составлен был из соков четырех благовонных растений и из оливкового масла. Именно для составления елея надлежало взять: 1) смирны самотечной, - это душистая смола вытекавшая сама собою из миррового дерева, а не добытая из него искусственным образом, 2) корицы благовонной, - т.е. коры веток коричневого дерева, 3) душистого тростника (благовонный ир), 4) кассии, - тонкая кора с лаврового дерева (Исх. 30:23-25). Последние три вещества, по свидетельству раввинов, вываривались в воде и давали сок, который потом смешивался с смирною и оливковым маслом, 5-ою составною частию священной масти, или мира. Эта смесь потом разогревалась на огне до совершенного изготовления этой масти. Она назначалась для помазания и освящения не только скинии, но также первосвященника и священников. Сама она становилась святынею потому, что Сам Господь объявил ее таковою (Исх. 30:31-32) и под страхом смертной казни запретил составлять подобную масть для житейского употребления (33). - Скиния и все принадлежности ее, чрез помазание священною мастию, по слову Господа, будут свята, или священны, в том смысле, что в пределах ее, как посвященной Богу, назначенной для Богослужения, нельзя делать ничего житейского, и что ни одной принадлежности ее нельзя обратить на житейское употребление.
Исх. 40:10. И освятиши олтарь, и будет олтарь святый святых.
Идет речь о жертвеннике всесожжений, который надлежало поставить внутри двора скинии для приношения разных жертв. Это был четвероугольный сруб, в 3 аршина 4 1/2 вершка длины и ширины и в 7 вершков высоты. Он был устроен из акации и весь обит медью. Внутренность его по всей вероятности наполнялась землею (Исх. 20:24). Из верхних четырех углов его выходили рогообразные выступы, сделанные тоже из акации и обитые медью. Они окроплялись кровию жертвенных животных при посвящении священников (Исх. 29:12) и принесении жертвы за грех (Лев. 4:7). К ним привязывалось животное пред закланием (Пс. 117:27). За них ухватывался руками желавший спастись от преследования убийца или несправедливо подозреваемый в убийстве (Исх. 21:13; 3Цар. 1:50). К стенам жертвенника, на половине расстояния от его вершины, приделана была медная решетка, из предосторожности, чтобы жрецы не касались ногами этих священных стен. К ней по углам приделаны были медные кольца для вложения шестов на случай переноски жертвенника. При жертвеннике употреблялись горшки для высыпания в них пепла, - лопатки для его собирания, - чаши для кропления из них жертвенною кровью, - вилки для вынимания сваренного мяса (1Цар. 2:13), - угольницы для вложения в кадильницу угольев с жертвенника (Лев. 16:12). - Чрез освящение помазанием, будет олтарь святый святых, т.е. будет величайшею святынею. Значеше величайшей святыни должно принадлежать жертвеннику потому, что приносимые на нем жертвы составляли главную принадлежность Богопочтения, служили главным способом выражения пред Господом хвалы Ему, благодарности, смирения и покаяния.
Исх. 40:16. И сотвори Моисей вся, елика заповеда ему Господь Бог, Святыи Израилев.
Вместе с заповедию поставить, помазать и освятить скинию, Господь заповедал Моисею совершить посвящение Аарона и его сыновей. И Моисей сотворил вся, елика заповеда ему Господь (следующее затем в паримии выражение: Святыи Израилев, т. е. благоговейно, яко единый истинный Бог, чествуемый Израильтянами, не имеется в тексте Библии), т.е. исполнил ту и другую заповедь, но неодновременно. Сперва освящена скиния, потом даны Моисею наставления, относящиеся до священнослужения, - и уже после этого приступлено к посвящению священнослужителей.
Исх. 40:34. И покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния.
Торжество освящения скинии ознаменовалось величественным явлением присутствия Божия. Облако, покрывшее скинию и являвшееся над нею после этого постоянно, для указания Израильтянам дороги в пустыне (36-38), - очевидно, было то же самое, которое путеводило их до Синая (Исх. 13:21 и д.) и потом являлось, как мы видели, над временною скиниею (Исх. 33:9; Слава Господня и прежде являлась не только Моисею, но и всему народу в облаке (Исх. 16:17), в огне и дыме (Исх. 24:16-17), и до сих пор открывалась в столпе облачном над временною скиниею.). По освящении постоянной скинии слава присутствия Божия в облаке на сей раз открылась в том, что облако было видно теперь не только над скиниею, но наполнило внутренность скинии, и притом не Святое святых только, но и святилище, вся скиния исполнися славы Господа, - и с сего времени сделалась постоянным местом обитания Божия среди Израиля, согласно обетованию Божию (Исх. 25:8), хотя потом слава Божия проявлялась в ней не столь торжественно.
Исх. 40:35. И не можаше Моисей внити в скинию свидения, яко осеняше над нею облак и славы Господни исполнися скиния.
Облак, осенивший скинию и наполнивший ее внутри, был так плотен и вместе, быть может, испускал из себя столь яркие лучи, что сам Моисей, который в другое время свободно приближался к Господу в местах Его явления, иногда не дожидаясь Его вызова, - теперь почувствовал страх и не посмел проникнуть за завесу скинии. Но это было только на краткое время, покуда облако славы Божией не удалилось из скинии и не осталось только над ее кровлею, после чего не только Моисей свободно входил, по крайней мере, во святилище, но и священники ежедневно бывали в нем для исполнения своей службы. Что же касается до Святого святых, то, как известно, оно и во все последующее время было недоступно никому, кроме первосвященника, который притом только один раз в году вступал в него, а во всякое другое время нельзя было вступать и ему туда безнаказанно. «Сказал Господь Моисею: скажи Аарону, чтобы он не во всякое время входил в святилище за завесу пред крышку (очистилище), дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2). Итак Господь всегда являлся в облаке над очистилищем. Но чтобы это явление не было смертельно для первосвященника, он не только не должен был приходить в Святое святых безвременно, но и в показанное ему время должен был являться туда с кадильницею, и курением фимиама покрывать очистилище, и чрез то как бы умерять неприступное явление в облаке славы Божией (Лев. 16:13).
На праздник Введения положено читать рассмотренную паримию потому главным образом, что в описанном в ней событии Церковь видит преобразование события, воспоминаемого в сей праздник. В паримии идет речь об устроении и освящении скинии для обитания в ней Божия среди людей. Соответственно сему Пресвятая Дева вводится в храм для уготовления и освящения Ее к тому, чтобы быть Ей жилищем небесного Царя, как была таковым скиния свидения. «Приблизится, - поет о Пресв. Деве Церковь в праздник Введения, - в храм святый яко свята, освятитися во обителище Всецаря» (Стихира на литии). Это освящение состояло в том, что Она, будучи трех лет, принята в храм, как жертва непорочная, Богу посвященная, и оставлена при храме для воспитания согласно Ея назначению послужить воплощению Сына Божия. «Пойди, чадо, говорит Ей праведная Анна, получившая Ее от Бога после долговременного неплодства, - Давшему Тя буди возложение, и уготовися быти Иисусово вместилище» (Стиховны на Введ.). - «Да веселится Иоаким, и Анна да радуется, яко принесоша Богу, яко трехлетствующую юницу, непорочную Владычицу» (Стихиры лит.). Восхваляя Пресвятую Деву, как предопределенную в жилище Сына Божия, св. Церковь, в своих песнопениях на службе Введению и других службах, применяет к Ней имена, взятыя от ветхозаветной скинии, Ее прообразовавшей, и от принадлежностей скинии. Так Пресвятая Дева именуется скиниею, святою святых, одушевленным кивотом, стамною манны, жезлом Аароновым (ибо как от жезла неплодного произошел цвет, так от неискусобрачной Девы Христос), семисвещником (ибо свет миру Христос от Нее произошел), трапезою (для Хлеба жизни - Христа), кадильницею златою (ибо носила во чреве Своем Божественный Угль - Христа) и т. п