Неделя 25 по Пятидесятнице: Лк 53. «Исполни заповеди и будешь жить». Милосердие - тайна Самого Бога

Nov 24, 2024 12:37

image You can watch this video on www.livejournal.com



Автор: протоиерей Александр Шаргунов

Тогда один законник приступил ко Исусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Исус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Исусу: а кто мой ближний? На это сказал Исус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Исус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Законник - человек, искушенный в Писании, богослов - приступает ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную? Какие заповеди должен я соблюсти?» И Господь спрашивает его в свою очередь: «Что говорит об этом Писание?» Мы должны обращаться к Писанию, когда мы ищем ответы на самые главные вопросы жизни.

Когда у нас скорби и недоумения, мы должны спрашивать, что говорит об этом Писание, чтобы разрешить все, что неясно нам. Этот человек, законник, говорит: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей мыслью твоей, всей крепостью твоей, и ближнего твоего, как самого себя». Слова Священного Писания знает законник. Но Господь спрашивает не только о том, знает ли он их. Он спрашивает: «Како чтеши - как читаешь их?» - то есть «как их понимаешь». Эти слова знали все законники, точно так же как мы все знаем эти слова. Как читали они эти слова и как мы их читаем? Все их читали, все знали их наизусть, и никто не понимал духа и смысла этих слов. Дальше выясняется, что этот законник, желая оправдать себя, говорит: «А кто есть ближний мой?» Он знает слова Божии, знает заповедь о любви, но не знает, кто является его ближним. Тем самым он обнаруживает, что эта заповедь о любви ему на деле неизвестна, он не знает, к кому должна быть обращена его любовь. Эта любовь не проявилась в его жизни. Точно так же богатый юноша в другой притче спрашивает: «Что мне делать, чтобы достигнуть жизни вечной?» (Мф. 19, 16-22) Господь говорит ему: «Знаешь заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, почитай отца твоего и мать». И тот говорит: «Все это я соблюл от юности моей». - «Тогда оставь все, - говорит Христос, - и следуй за Мной». И обнаруживается, что этот богатый юноша тех заповедей на самом деле не соблюдал, потому что все они говорят о той же самой тайне любви к Богу и к человеку. Только Духом Святым, только даром Христовым, который открывается сердцу покаянному, смиренному, чистому, сокрушенному, ищущему Бога, алчущему и жаждущему правды, открывается смысл слов Христовых, этой вечной заповеди Господней. И открывается содержание этой притчи, которая предельно проста, ясна каждому человеку без исключения. Нет, наверное, ни одного человека на свете, который не мог бы понимать этой притчи. Однако духовные глубины ее не могут быть постигнуты простым умом. Святые отцы, которые жизнью своей исполнили Евангелие и потому познали глубину его, объясняют нам, что этот человек, избитый разбойниками и ограбленный ими, есть Адам и весь человеческий род, все люди без исключения. И путь из Иерусалима в Иерихон есть путь, которым идет все человечество, обманутое сатаной. Из небесных обителей, из тех селений, где Бог и Ангелы, из Иерусалима - в Иерихон, в долину слез и смерти - путь нас всех. Разбойники - это злые бесы, которые ограбили, грабят, раздевают, лишая одежды благодати Господней всех людей, ранят смертельно души грехом, различными пороками. Каждый человек в отчаянии лежит израненный у дороги жизни. И он не может, на самом деле, духовно двинуться ни вперед, ни назад. Таково его состояние. А левит и священник - это пророк Моисей, который дает закон - жизнь по правде, по совести, - и все другие великие пророки, которые ищут спасения этой правдой. Но ни закон, ни пророки не могут дать исцеление человеку, они могут только пройти рядом и мимо. Подойти совсем близко к раненому человеку, посмотреть на него и идти дальше. Только самарянин, который есть Христос, может на самом деле спасти его. Между прочим, самарянин - это язычник, грешник. Потому что Христос отождествляет Себя со всеми грешными, со всеми погибающими людьми. Как Он сжалился над этим человеком, так исполняется Он жалости к каждому человеку. Господь совершает до конца этот путь сострадания и милосердия. Самарянин не просто перевязывает раны раненому, избитому до полусмерти человеку и оставляет его на дороге - какая польза была бы от этого! Он не просто его сажает на своего осла и привозит в гостиницу. Тоже мало было бы пользы от этого, потому что хозяин гостиницы мог бы сказать, что он не будет содержать в своей гостинице неизвестно кого, у него нет для этого средств. Он мог просто не принять или потом выбросить этого раненого из своей гостиницы. Потому самарянин оплачивает все за него. Очевидно, это самое большее, что может совершить, и совершил бы всякий другой человек, но самарянин не удовлетворяется этим, он говорит, что он обязательно возвратится, чтобы посмотреть, что происходит с этим раненым человеком. И что он заплатит все, что истратит хозяин гостиницы, сверх того, что он дал ему. Такое милосердие проявляет не брат по отношению к брату, а самарянин по отношению к еврею, то есть враг по отношению к врагу. Вы видали когда-нибудь подобное? Как это понять? Господь являет нам полноту милосердия - то, что превосходит всякое человеческое понимание. То, что на самом деле является Божественным небесным милосердием, которое принес Христос на землю и которое обращено к каждому человеку без исключения. И такому милосердию должны научиться все люди. Что означает, говорят святые отцы, возливание на раны самарянином вина и елея? Почему Апокалипсис говорит: «Вина и елея не повреждай» (Откр. 6, 6)? Когда наступит время погибели и разрушения всего - «вина и елея не повреждай». Это милосердие Божие, любовь Христова, дар благодати Духа Святого и Евхаристии, которые, что бы ни происходило в мире, не могут быть повреждены, они всегда будут в Церкви. И эти два сребреника, которые дает хозяину гостиницы самарянин, по толкованию святых отцов, есть Ветхий и Новый Завет, слово Божие, которым нужно питать правдой и милосердием душу человеческую и исцелять ее. А некоторые говорят, что это есть Божественная и человеческая природа Бога, ставшего человеком, и здесь тайна Его воплощения, которая касается каждого человека. И это пречистые Его Тело и Кровь, которыми и питается, обретая пищу бессмертия, всякая душа человеческая, спасенная Господом. И гостиница есть Церковь Божия, Церковь Христова, Церковь Соборная и Апостольская, где Господь и где апостолы и все, кто исполняет их служение на протяжении всех веков, все отцы и учители Церкви, все священнослужители, о которых притча не говорит ничего. Мы слышим только об этом добром самарянине, потому что он все один делает, никто не помогает ему. Но когда происходит отшествие этого самарянина отсюда - когда Господь покидает нашу землю, Он вручает все Свои сокровища Своей Церкви и поручает ей всех раненых на земле людей. Церковь Христова получила два сокровища от Господа. И Господь говорит, что когда Он возвратится, когда Он придет во Втором Своем и славном Пришествии, то Он воздаст, заплатит все, если мы истратим больше, чем Он нам дал, если только мы способны истратить больше. И Господь испытывает Свою Церковь, спрашивает всех нас, исполняем ли мы служение, к которому Он призвал нас. Это относится не только к священнослужителям, но ко всем, принявшим дар родства со Христом, ко всем христианам. Перевязываем ли мы раны людей, которые страдают в этом мире? Помним ли мы о том, что Господь говорит о ранах души, которые больше, чем любые страдания телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души немогущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну». Видим ли мы сегодня на каждом шагу страдания людей, которых Господь посылает нам, чтобы напомнить, ради чего Он сподобил нас вступить с Ним в родство? Видим ли растление, которое сегодня уничтожает духовно, и нравственно, и физически наш народ - в особенности детей, о которых Христос говорит, чтобы мы не препятствовали им приходить к Нему? Церковь ответственна за то, что она получила от Господа. Святые отцы постоянно размышляют о тайне того, что время начаться суду с дома Божия. Господь предупреждает о том, что надо придти в мир соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит. Святитель Николай (Велимирович) говорит в связи с этим, что нет большего соблазна, чем равнодушие Церкви к страданиям и гибели других людей. Нет большего соблазна для всего мира. Это даже больший соблазн, чем тот грех, то сатанинское растление, которое окружает нас. Мы призываемся сегодня понять, почему Христос говорит этому законнику-богослову, то есть всем нам, знающим то же, что и он знает, и вдруг понявшим, что на самом деле этого совсем недостаточно (ни священник, ни левит не оказались ближними по отношению к раненому человеку, а близким к нему оказался этот самарянин): «Иди и ты поступай так же». То есть заповедь о любви к Богу и к человеку, самая главная заповедь, может стать для нас идолом, золотым тельцом - да простит нас Господь! - когда мы поклоняемся ей и в то же время пальцем ни пошевелим, чтобы исполнить ее на деле. «Иди и поступай так же», - говорит Господь человеку, который приступил к Нему, искушая Его. А что значит «искушая»? Чтобы погубить Его, как все книжники и фарисеи, которые хотят уловить Его в слове, чтобы предать Его смерти - так они приступают к Нему. Одно отвлеченное знание - в суд и осуждение нам, тем, кто сподобляется вступить в родство с Богом и со всеми людьми через тот единственный дар милосердия, который делает нас близкими и к Богу и к другим людям. Господь наш Исус Христос Кровью Своей и Духом Своим Святым открыл нам этот дар, чтобы мы узнали через Него, через эту благодать, через Его любовь, через Его милосердие, как милостив к нам Господь. И как дорог, как близок к нам каждый человек без исключения. «Исполни заповеди и будешь жить». Тысячу раз мы это слышали и хорошо это знаем. И законник знал, и священник знал, и левит знал, и мы знаем. Так что же дальше? Еще раз - может, для кого-то в последний раз - долготерпеливый и милосердный Господь напоминает сегодня в Евангелии о том, что путь к Господу лежит через человека, через ближнего, как говорит Писание. Кто же этот человек, кто ближний? Тот, кого мы к себе приблизили, родные наши или иной кто? Один человек, сказал Христос, шел из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, ограбили и бросили полуживого. Случилось мимо проходить иудейскому священнику, служителю Бога. Он остановился, посмотрел на несчастного, но, боясь за себя, поспешил дальше. И другой путник, тоже служитель Церкви, не помог раненому. Но вот показался третий путник. Если бы раненый мог видеть его, то едва ли обрадовался. То был не еврей, но самарянин, а между евреями и самарянами была такая вражда, что еврей не принял бы воды из рук самарянина, не вошел бы в его жилище и даже не стал бы с ним разговаривать. Мог ли в таком случае раненый надеяться на милость? Но самарянин сжалился над страдальцем. Он остановился, полил раны больного вином и елеем, чтобы остановить кровь и утишить боль, перевязал раны, посадил его на своего осла, привез в гостиницу и ухаживал за ним, как за родным. На другой день, отправляясь в путь, он дал хозяину денег и сказал: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Окончив эту притчу, Иисус Христос спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?» Он сказал: «Оказавший ему милость». «Иди, - сказал ему Христос, - и ты поступай так же». Эти слова Господь еще раз говорит сегодня каждому из нас. Как на путника дорогой напали разбойники, так и с нами на жизненном пути случаются различные беды и напасти. Они так близко, совсем рядом с нами, особенно в наше время открытого, среди белого дня разбоя, преступности, организованной через средства массовой информации, с пропагандой насилия, разврата, грабежа и убийств. Сколько видим мы несчастных людей, раздавленных злом этого мира, лежащих и страдающих на всех перекрестках и дорогах! Два человека прошли мимо раненого и не помогли ему. Мы тоже бываем подобны этим людям, если равнодушно смотрим на чужое горе. Вот почему для нас в мире становится все больше и больше чужих, и при этом как часто мы бываем исполнены мечтательной любви и пустой восторженности! А что же самарянин? Он, конечно же, не богослов. Скорее всего, он принадлежит к тем немудрым людям, которым нечем хвалиться, которые очень близки к природе, о которых едва ли скажешь: «Это духовный человек». Это человек простой - быть может, торговец. И вот, этот самарянин увидел человека, лежащего у дороги. Он увидел его, потому что дух его был в постоянной тревоге - как всякий путешественник того времени, он знал, что и ему угрожает та же опасность. В раненом человеке на обочине он узнал самого себя - когда, может быть, в следующий раз его постигнет та же участь. Чтобы смысл притчи дошел до нас, Христос начинает с самого понятного для нас - с нас самих, чтобы мы могли эту заповедь ощутить, так сказать, кожей своей, осязать ее, прикоснуться к ней ранами своими. Ведь все время мы как бы глядим не туда, и до нас не доходит смысл. «Да, да, нужно любить ближнего», - повторяем мы, но в нас ничего не меняется, сердце остается равнодушным. Чтобы мы прозрели, Христос внезапно поворачивает острие притчи на нас: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся в руки разбойников?» - «Оказавший ему милость». Итак, кто наш ближний, которого нужно любить? Для бедного, ограбленного, истерзанного человека это самарянин - самарянин поступает по отношению к нему как ближний. И Христос дает раненому на дороге заповедь любить спасителя-самарянина, любить его, как самого себя. Христос учит любви именно того, кто спасен. Всю жизнь он будет любить того, без которого его не было бы в живых, никогда не забудет человека, посадившего его на своего осла и направившего по дороге в небесный Иерусалим. В таком случае кто сегодня наш ближний? Наш ближний тот, кто по воле Божией оказался там, где мы нуждались в помощи, и помог, хотя мы даже об этом и не просили, - помог и ушел, и тотчас об этом забыл. Он как бы дал нам избыток своих жизненных сил, взял на себя заботу о нас в то время и в том месте, где его судьба пересеклась с нашей - в детстве ли, когда мы были смертельно больны, в юности, когда захватывала нас пустота страстей, в старости ли, когда подступала к сердцу оставленность. Он встал рядом, когда, лишенные физических или нравственных сил мы больше не могли позаботиться о себе, не могли помочь себе, напитать себя, поддержать себя или направить на путь истинный. Всякий, кто по-братски взял нас под свою ответственность, пока мы не придем в себя и не пойдем свободно своей дорогой. Христос говорит в этой притче, что ближний появляется в нашей жизни в тот момент, когда наше одиночество, наше страдание, наша полная незащищенность доходят до невозможности выжить без него. Итак, наш ближний - не тот человек, который только говорит добрые слова, но тот, кто действует в момент беды. Для него естественно так поступать. Есть, в том числе среди неверующих, такие простые, незаметные люди, которые совершают благороднейшие поступки, не замечая этого, естественно, как бы между прочим. Происходит так потому, что основой человеческой природы, по образу Божию созданной, является добро. Но природа эта изъязвлена греховными ранами. Как мать, проводящая бессонные ночи над постелью больного ребенка, не думает, что она поступает хорошо, так - учит нас Христос - и мы должны делать добро просто, искренне, естественно. Смысл Евангелия не в том, чтобы научить нас совершать благородные поступки, а в том, чтобы добро стало нашим естеством в полноте. Но это может совершаться лишь по мере нашего приобщения ко Христу, по мере исполнения нами воистину нераздельной двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему. Христос - наш самый ближний, Он ближе мне, чем я себе, и Он говорит, что в каждом человеке мы встречаем Его: «То, что вы сделали другому, то сделали Мне», - говорит Он. Для Него нет чужих, и для Церкви нет чужих. Господу всех жалко, все родные Ему, и всех Он хочет сроднить Кровию Своею и Духом Святым. Поэтому в течение всей нашей жизни, посылая скорби и милости, Он учит нас: «Не жалей ничего ради ближнего, и если израсходуешь что больше, Я, когда возвращусь, заплачу тебе». О, как заплатит! Всю Свою любовь, всю Свою благодать даст Он, заплативший Своею Кровью за каждого из нас, за всех, купленных дорогою ценою. Эта жертва в пути, о которой мы слышали в притче, есть первозданный Адам - весь человеческий род, обманутый и ограбленный сатаной. Как говорит пророк Исаия, от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места. «Разбойники мя окрадоша», - поем мы постом. Христос - наш Милосердный Самарянин. Он приходит к нам, возливая на наши раны масло и вино - животворящее вино Своей крови и елей благодати Святого Духа. Самарянин дал, не получив ничего взамен, чтобы раненый мог поступить также по отношению к другому. Острие притчи внезапно обращается на сто восемьдесят градусов. Вот, ты только что лежал поверженный на землю у края дороги. Христос ставит тебя на ноги и дорогу дает, и говорит: «Иди, и ты поступай так же». То, о чем рассказывается в притче, происходило и может произойти с каждым из нас. В ней подчеркивается, как близок нам любой незнакомый, может быть, даже самый презренный в наших глазах человек. Будем же молиться: «Я выжил. Дай мне Бог никогда не забыть, что ближний мой - это любой человек, это тот, без которого меня не было бы в живых. Дай Бог вспомнить об этом, прежде чем потребовалось бы в этом меня убедить еще раз на деле! Прежде чем случилась со мной эта беда. Прежде чем случилась эта беда с другим. Дай Бог мне понять, что ближний мой - это ты, кто бы ты ни был, без которого я не существую». Дай Бог мне понять, что ближний мой - это ты, кто бы ты ни был, без которого я не существую». Милосердие - тайна Самого Бога. Мы слышали Евангелие о милосердном самарянине. О самом главном говорит сегодня Христос - о любви к Богу всей мыслью, всем сердцем, всей крепостью своей, и о второй заповеди, которая подобна этой - о любви к ближнему, как к самому себе. Слушая это Евангелие, над которым мы столько уже размышляли, невольно видишь большую дорогу нашего века. Во-первых, на этой дороге разбойники, бандиты - как сейчас говорят, киллеры. Далее мы видим священнослужителей, которые оказываются в центре событий. Церкви все большее внимание уделяется в нашем обществе. Церковь как бы участвует во всех событиях, но как она участвует - не отстраненно ли, не так ли, как изображены сегодня в Евангелии священнослужители? Обратим внимание на то, как изображаются остальные действующие лица сегодняшнего рассказа. Раненый человек на дороге. Кто он? Таких сколько угодно. Их так много, что мы уже приучились как бы не видеть их, не обращать на них внимания и проходить мимо. Это не только бомжи и нищие, сидящие в подземных переходах, - это миллионы голодающих людей. По официальной статистике, сорок два процента российского населения относится к нищим. Речь идет не только о телесных ранах. Мы понимаем, что душа больше тела. Речь идет о том страшном растлении всего народа, детей и молодежи, которое совершается сегодня. Это нельзя даже назвать просто «пропагандой порнографии», открытой и наглой, а скорее - ритуальным сатанизмом с уничтожением личности человека. Часто говорят, что в страшные времена ГУЛага Сталин хотел уничтожить некоторую часть нашего народа. А теперь в утверждении греха как нормы можно видеть опасность уничтожения всего народа. Это Евангелие - обо всем нашем народе, который лежит у дороги, раненый и избитый, и о состоянии общества, которое этого не замечает. Между прочим, пропаганда растления, атмосфера Содома и Гоморры непосредственно связана с атмосферой жестокости. Есть предание, что во времена Содома было такое правило: проходивший мимо нищего должен был бросить у ног этого человека бумажку, на которой было написано, что он одобряет его бедственное состояние. Или если кто проходил мимо раненого человека, должен был делать то же самое - в знак лояльности тому официальному порядку, который существовал в городе Содоме. А кто проявлял милость страдающему - оказывался государственным преступником, и должен был быть казнен. Так было. И так будет, говорит Господь. Потому что в последние времена, как мы можем об этом читать в «Отечнике», спасутся, во-первых, те, кто, умирая, призовет имя Господне всей душой своей. И во-вторых, жестокость и бездушие станут настолько естественной средой человеческой, что проявить подлинную, нелицемерную доброту будет уже достаточно, чтобы Господь призрел на тебя и спас тебя. Мы видим в этой сцене самарянина - человека, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он в церковь не ходит и закон не соблюдает. Самарянин - это просто человек, у которого оказалось отзывчивое сердце. И Евангелие кратко изображает, как он увидел раненого человека, подошел к нему, омыл его раны, посадил на своего ослика, привез его в гостиницу и ухаживал за ним. Дальше говорится о том, как помощь его как бы трансформируется. Он дает деньги хозяину гостиницы, чтобы тот вместо него продолжил то, что он делал сам. А далее он опять отправляется в тот же самый путь, по которому шел. Он занят какими-то своими земными делами. Куда он идет? Какими делами он занимается, к какой цели он придет? Для нас совершенно ясно, что он идет к Самому Богу, в Царство Небесное, где Господь откроет ему истинную веру, где он узнает, что милосердие - это тайна Самого Бога. Несомненно, это ему откроется, потому что, совершив все возможное, он говорит хозяину гостиницы: «Если что истратишь больше, я, когда возвращусь, воздам тебе». Это, конечно, уже черта Самого Господа, Который так заботится о каждом человеке. Эта евангельская картина напоминает о нас, о Церкви. Обладаем ли мы таким милосердием, к какому призывает нас Господь? Между прочим, здесь решается сразу очень много тем, относящихся непосредственно к Церкви. Например, тема экуменизма. В Евангелии сказано, что «не общаются иудеи с самарянами» (Ин. 4, 9), потому что для них это мерзость. И вот мы видим, что служители Церкви, которые заботятся о чистоте своей веры, не подходят к этому раненому человеку, потому что, с одной стороны, они торопятся в храм - наверное, чтобы не опоздать на богослужение. А с другой стороны, согласно закону Моисееву, прикосновение к мертвому оскверняет. Кто его знает, может быть, этот человек уже мертв? Ради соблюдения чистоты, установленной в Церкви законом, они не оказывают помощь человеку. И сегодня такое же возможно. Ветхозаветный закон отменен, но ради того чтобы соблюсти чистоту молитвы, не оскверниться от прикосновения к людям, в грязи лежащим, оскверненным грехом, человек не оказывает помощи раненому. Священнослужители в притче совершают самый страшный грех, какой только может быть: они разделяют неразделимую двуединую заповедь о любви к Богу и человеку. Они совершают покушение на тайну тайн нашей веры - Боговоплощение. Бог стал человеком, одним из нас, для того чтобы приобщиться скорби и страданиям каждого человека. Их вера становится отвлеченной, абстрактной, ложной. И они, соблюдая все установления церковные, отвергая всякий экуменизм, на самом деле близки и к буддистам, и к другим ложным духовным течениям, которыми они брезгуют. Они не вступают, конечно, с ними в общение, но по духовной сути своей настолько близки с ними, что недостает только каких-то особенных обстоятельств, событий, чтобы это сходство вдруг обнаружилось и произошло то слияние, из которого явится антихрист. Господь говорит нам, что мы все призваны быть экуменистами - то, чего больше всего боятся в нашей Церкви как самой страшной опасности. На самом деле есть ложный и подлинный экуменизм. Господь говорит, что мы должны быть, употребляя современное слово, экуменистами. Это означает, что, во-первых, мы должны хранить в чистоте свою веру и не манипулировать тайнами Божиими, вступая в богословские обсуждения того, что открывается только Самим Богом. Потому что о Боге никто ничего не может знать, кроме того, что Сам Бог открывает о Себе. Только то, что Духом Святым открыто, что оплачено Кровью Христовою, может быть подлинным в вере. И всякие умствования, философские обсуждения тайн веры без этого исключаются. Но есть такое общение, где мы должны быть в первых рядах с буддистами, мусульманами, атеистами - со всеми, кто еще сохранил в себе что-то человеческое, кто способен еще на сострадание, кто еще не научился патриотизму Содома и Гоморры с его растлением и жестокостью, которые уже приближаются к нам вместе с антихристом. Со всеми вероисповеданиями и даже атеистами мы должны иметь в этом общение милосердия. Разумеется, не становясь атеистами, буддистами или мусульманами. «Но если вы в малом неверны, - Господь говорит о том последнем свете, который еще свидетельствует, что ты человек, - кто доверит вам большее, кто откроет вам свет высшей благодати?» (Лк. 16, 10-12). Не мечтательная ли, не прелестная ли будет тогда наша вера? Завершая сегодня Евангелие, Господь говорит страшные слова, обращаясь к законнику, свято блюдущему все установления церковные. На вопрошание, что нужно делать сегодня, Господь показывает ему на человека, который Бога истинного не знает: «Иди и ты поступай так же».

духовные наставления, Евангелие дня

Previous post Next post
Up