Ему говорили: «Тебя убьют!» Он отвечал: «Я недостоин». Труды и наследие. «Я иду домой...» (фильм)

Nov 20, 2024 00:26




Авторы: протоиерей Олег Стеняев; Игумен Кирилл Сахаров; иерей Даниил Сысоев

Протоиерей Олег Стеняев. Он не спрашивал, как дела. Мы познакомились в середине 1990-х, я был священником, а он ещё диаконом. Тогда он пришёл в наш Центр реабилитации пострадавших от нетрадиционных религий и сказал, что хочет заниматься таким же делом. И вскоре по благословению епископа стал проводить библейские беседы на Крутицком подворье. С тех пор мы общались постоянно. Бывало, я сижу в трапезной при храме, он заходит и задаёт теологический вопрос невероятной сложности. И мы начинаем обсуждать - сидим час, два… Он этим жил. Обычно при встрече спрашивают: «Как дела? Как здоровье?» А здесь был человек, который жил, постоянно размышляя о Боге, о Его Царстве, о Жизни вечной. «Я люблю этих людей». Однажды заговорили про папу римского, и я высказал опасение, что возможен курс на сближение с католиками. А он говорит: «Да я готов признать его папой - пусть только он примет все православные догматы, исповедует их, зачитает в Папском Соборе. В чём проблема-то?» Его миссия никогда не носила агрессивного характера. Достаточно посмотреть видеозаписи проведённых им диспутов. К сожалению, не снимали антракты. В ходе диспутов были перерывы, когда в фойе все начинали беседовать друг с другом. Вокруг отца Даниила стояли мусульмане, бородатые ребята. Они задавали вопросы, он очень дружественно отвечал. Никакой неприязни к иноверцам у него не было. Он сам об этом говорит в лекциях: «Я люблю этих людей, но я не разделяю их веры и убеждений».



image You can watch this video on www.livejournal.com



Убили, потому что боялись. Когда полевой командир Саид Бурятский приговорил его к смерти, звучали два обвинения: то, что отец Даниил вёл открытые диспуты с мусульманами, и то, что он их крестил. Но диспуты проводились по инициативе самих мусульман. А то, что они шли к нему креститься, - видно, им чего-то недоставало в исламе, оттого и шли. Когда я ему говорил: «Тебя ж убьют!» - он отвечал: «Ты что? Я недостоин». Он считал, что станет мучеником, если убьют за веру. Тут не было ни тени страха, было благоговение перед мученической смертью. Считается, что мученическая смерть редко посылается. Человека убивают, когда его боятся. Боятся его духовного превосходства. Отца Даниила предупреждали 14 раз. И даже в тот день, когда застрелили, ему сначала звонили, требовали, чтобы он перестал беседовать с мусульманами. После его убийства многие мусульмане стали креститься. Мне об этом говорили священники из других храмов. Это убийство произвело обратный эффект.
Что будет с душой после смерти. О жизни души после смерти отец Даниил говорил: «Там то же самое, но намного интереснее. Мы сейчас с тобой ломаем голову над богословским вопросом, а там - раз! - позвали бы Григория Богослова, а то и Иоанн Златоуст бы зашёл объяснить!» Я говорю: «А почему там - как здесь?» Он говорит: «Остаются отношения между личностями. Человек, умирая, не перестаёт быть личностью. Как здесь ты наслаждаешься, когда общаешься с интересным собеседником, тем более там - когда ты будешь среди людей, которые состоялись в полном понимании этого слова!» Исповедь друг другу. 2004 году умер мой духовник - протоиерей Димитрий Дудко. Когда я позвонил отцу Даниилу и сообщил о кончине, сказал, что хотел бы исповедоваться у него. Он категорически отказался. А потом перезвонил мне и ответил: «Ты можешь исповедоваться у меня, если и я буду исповедоваться у тебя». Так, после смерти моего духовника и до ухода отца Даниила в 2009 году мы пять лет исповедовались друг у друга. Я был потрясен, когда первый раз выслушивал его исповедь: у меня было ощущение, что я исповедую ребенка… Однажды он рассказал мне, что ему в очередной раз угрожали по телефону и обещали отрезать голову. Мы встретились и я спросил: «Ты не боишься? У тебя же все-таки семья, дети, приход…» И он мне задал вопрос: «Как ты думаешь, почему первыми мучениками за Христа стали вифлеемские младенцы?» Я сказал, что мне надо посмотреть комментарий к Священному Писанию. А он сразу ответил сам: «Чтобы стать мучеником, надо быть чистым, как младенец». И добавил: «Себя я таким не считаю, поэтому не достоин мученической смерти». Потом, когда его не стало, я вспоминал слова из Библии: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4: 6).
Эти слова отложились в моем сознании, потому что я сопоставил их с отцом Даниилом: он был настолько смиренным, что считал себя недостойным стать мучеником, пролившим кровь за Христа. Ценным для себя считаю одно его важное наставление. Я знал, что в течение Великого поста он старался прочитывать Библию целиком. И вот как он однажды объяснил мне, зачем это делает: «Время поста - это время молитвы и покаяния. Но молитва может оказаться монологом, которая выше потолка не поднимется, если мы не соединим молитву с чтением Священного Писания. А если мы соединяем молитву и чтение, тогда молитва становится полноценным диалогом: из Писания мы получаем ответы на наши молитвенные вопрошания». В последний год его жизни мы обсуждали богословский вопрос - было ли у Исуса Христа детство в нашем привычном его понимании, то есть начальные этапы развития: постижение мира, открытие его для себя, интеллектуальный и духовный рост и т. д. Мы находили разные аргументы у святых отцов, но больше всего нас интересовало взаимодействие человеческого и Божественного в этот период жизни Христа. Тогда мы обсуждали этот вопрос в течение - представьте себе! - целого года. Сегодня я испытываю дефицит общения на сложные темы о Боге и бытии: у меня нет собеседника, с которым я больше месяца мог бы обсуждать какую-то богословскую проблему. Слышу один и тот же ответ из разряда «почитай в книге» или «ты сам все знаешь». Для меня это настоящая беда и потеря. А по тому вопросу - было ли у Исуса Христа детство? - мы так и не пришли к окончательному выводу. Но, думаю, отец Даниил уже узнал на него ответ. Последняя исповедь. В исповеди он был неистовый, исступлённый. Он процеживал себя, как через некое сито. И этим «неким ситом» было Библейское Откровение и каноны Церкви. Называя грехи, он начинал говорить чуть ли не библейским языком. Советы он давал, только если я просил об этом - я старше его, он же всегда смущался и говорил: «Стеняев, ты сам всё знаешь». Я говорю: «Нет, сейчас я у тебя исповедуюсь, ты мне должен дать совет, ты обязан». И он давал советы. Сейчас мне их очень недостаёт. Последний раз я исповедался ему «во гробех». Ночью приехал на подворье, где был выставлен гроб с его телом. Подошёл и, нагнувшись, высказал ему последнюю свою исповедь. Почитание уже началось. Знал ли я, что он святой? Знал. Дружить со святым нелегко. Святые - сложные люди, они всё время в прорыве, они опережают окружающих в идеях, в словах, в действиях. Со стороны выглядело как будто он спешит. На самом деле это мы отставали, он никуда не спешил, он был человек взвешенный, размеренный. Но темп, напряжённость задавал он, и это не давало спокойно жить. Мучеников в древности официально не канонизировали. Почитание мучеников начиналось сразу после их смерти. Для почитания было достаточно того, что это не запрещённый священнослужитель, действующий по благословению священноначалия и погибший за веру. Всё. Уже есть икона убиенного за веру отца Даниила в Сербии, есть икона на Афоне. Почитание его уже началось.
Игумен Кирилл Сахаров: Отец Даниил отличался такой преизбытствующей любовью, которой хватало на многих. В 35 лет он погиб, но обратил в православную веру огромное количество людей. Вышла книга воспоминаний «Неизвестный Даниил», где немало материалов, неизвестных широкому читателю. Нападение произошло 19 ноября в 22:40 в храме пророка Даниила. Умер батюшка в 00:15 в реанимации. 23-го было отпевание. Патриарх прибыл к концу, совершил литию. В своем слове он отметил, что когда нет аргументов богословских, интеллектуальных, тогда убивают. Убили за правду, которая разит. Показали крест отца Даниила ― он в крови. Некоторые обратились в Православие уже после смерти отца Даниила, читая его книги. Раб Божий Андрей, рассказывал, что он из безбожной семьи, его родители были партийными. Крестился в 27 лет, особо ничего тогда не понял, в жизни своей ничего не поменял. Как-то, будучи на даче, прочел «Огласительные беседы» отца Даниила. После этого все книги батюшки стали его настольными книгами. Андрей отметил, что книги о. Даниила обладают большим воздействием в плане привлечения к вере, назвал батюшку православным экстремистом, имея в виду стиль его миссионерской деятельности ― прямолинейный, жестко однозначный. Это привлекает. Русский человек склонен к такому подходу. Поразило его живое отношение, простой язык о самом главном. Он говорил, что миссионер ― это живые уста Живого Бога. Однажды отец Даниил на диспуте с баптистами загнал в угол своими аргументами троих их пресвитеров ― они не могли ничего ему противопоставить, особенно, что касается Ветхого Завета. Отец Даниил приводил большие цитаты оттуда, ― они были просто поражены. Когда его спросили: «Батюшка, как Вам это удается?», ― он ответил: «Очень просто ― надо прочитать раз 500 Библию и все у вас получится». Тех, кто обратился к вере недавно, поражает тот факт, что в наше время есть мученики. Мученики были в древности, были в советское время, а тут мученик в наше время. Этот момент поразительный. Отец Даниил напоминал пророков древности своей ревностью и дерзновением. И в тоже время ему были свойственны остроумие, веселость, жизнерадостность. Одна из самых известных его книг ― «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы действительно умерли". Поскольку душа вечна, он описывает, что нас ожидает после смерти: мытарства и т. д. Особенно на людей влияет эта книга. Отец Даниил вообще часто шокировал людей, когда, приходя в какую-нибудь ученую аудиторию, заводил тему о смерти. Отец Даниил написал толкования на Книги Иова, пророка Исаии, притчи Соломона, Апокалипсис, Послания апостола Павла, шестопсалмие и т. д. Один молодой человек из Парижа рассказал, что, будучи в Киеве, он познакомился с книгой «Инструкция для бессмертных», и она произвела на него огромное впечатление. Он стал подробнее узнавать об отце Данииле. Молодой человек, тоже уже миссионер, сравнил батюшку с огнеметом, который попаляет на своем пути все тернии, чтобы не было препятствия для произрастания доброго зерна. Слово его было воздушным («херувимским», сравнил рассказчик), возвышенным. Эмигрант, как он сам себя назвал, отметил очень важную черту проповедей отца Даниила ― они были христоцентричны. Он проповедовал только Христа и, как бы сказать, не отвлекался на другие темы, как, например, патриотизм, русское самосознание, русскость, антиглобализм и т. п. Отец Даниил подчеркивал, что мы все жители неба, что отечество наше на небесах. Не все воспринимали такой подход. Проповедь о Христе Распятом всегда была в центре его проповеди. Ему была свойственна безкомпромиссность, радикализм, освященный благодатью. Русской душе близки такие крайности, это как после горячей бани в сугроб снега нырнуть, что всегда шокирует иностранцев. Отец Даниил был традиционалистом в богословии, апеллировал к святоотеческому учению, был сторонником креационизма, то есть буквального понимания дней творения ― день как 24 часа в сутки. Есть другая точка зрения ― теория эволюционизма. На Богословской комиссии, не вызывая отца Даниила, а также его сподвижника отца Константина Буфеева, было осуждено это учение креационизма в пользу эволюционизма. Очень акцентировал отец Даниил на таком тезисе: «Вне Церкви нет спасения». В этом плане он был настойчив. Смелость, самоуверенность, но не та, человеческая, а уверенность, которая возникает, когда человек в полной мере, безраздельно уповает на Промысел Божий. Последняя поездка отца Даниила была в Сербию ― любимую им страну, где он общался с большим количеством людей. Один из них, серб Станко, который после встречи с отцом Даниилом, вдохновленный им, создал миссионерский православный центр в Сербии, говорил, что отец Даниил убеждал его в том, что сербы должны проводить миссионерскую работу в Косово, в Боснии, а этого не было. Он подчеркнул, что у батюшки была такая особенность, что, общаясь даже с одним человеком наедине, он как будто общался с целым залом, с такой же отдачей. Три часа этот серб общался с отцом Даниилом, и это общение произвело на него очень сильное впечатление. Он сказал, что не видел в жизни более жизнерадостного человека, чем отец Даниил. Отец Даниил мечтал о проповеди Православия в дальних уголках Земли и среди своих ближайших сподвижников бросал жребий, кому в какую страну ехать проповедовать. Один из них, Илья, физик, закончивший школу миссионеров, услышав призыв отца Даниила изучать английский язык, чтобы проповедовать, подумал, что ему это не грозит ― нет склонности к изучению иностранных языков. Каково же было его удивление, когда вскоре ему вдруг предложили бесплатные уроки английского. Сейчас такая ситуация, что во многих регионах мира есть очаги возврата к Православию. На Филиппинах, например, в католической стране, несколько тысяч католиков, которые отошли от Ватикана несколько десятилетий назад, решили перейти в Православие. Миссионеры ― последователи отца Даниила, рассказывали о своей миссии в Монголии. Оказывается, в Монголии имели место случаи человеческих жертвоприношений. Для камлания шаманов берут кость из бедра семнадцатилетней девушки. Да что там в Монголии ― в нашей Якутии шаманы использовали кость юного 13-15 летнего мальчика для ударов в свой бубен. Отец Даниил собирался в Монголии служить, туда стремился, хотя по климату эта страна со своими резкими перепадами температур от + 40 до - 40 совсем ему не подходила ― батюшка страдал от морозов, даже стих переиначил: «Мороз и солнце, день ужасный!», ― декларировал с улыбкой он. Отец Константин Буфеев, который долгое время сотрудничал с отцом Даниилом в центре «Шестоднев», в заключительном слове отметил, что в основном все акцент делали на миссии отца Даниила вне России, а у него была большая миссия и внутри России. Он отстаивал правду Православия, правду Божию. Ему было свойственно видение мира через догматические истины Православия. Ему была свойственна верность Библии и святоотеческому преданию. В отношении древнего благочестия у него такой был подход ― он не отрицал, что это может иметь место, единственное, с чем он не соглашался, это разночтения в Символе веры. Он говорил, что буквальный перевод с греческого ― это как в новообрядном варианте, а оппоненты его, старообрядцы, на диспутах говорили, что старопечатный текст Символа веры больше соответствует духу. На своем приходе пророка Даниила отец Даниил Сысоев создал школу миссионеров, собирался построить огромный храм вместо маленького деревянного. Сейчас его дело продолжается, школа миссионеров работает. Отца Даниила почитают как местночтимого святого в Сербии, есть иконы ему, акафист. Вероятнее всего, канонизация отца Даниила Сысоева, мученика нашего современника ― дело времени.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Труды и наследие отца Даниила Сысоева: большой памятный вечер (Москва, 2019 г.)

image You can watch this video on www.livejournal.com



Фильм памяти отца Даниила. «Отец Даниил взошел на свою Голгофу в храме, который строил, подобно древнему пророку, приняв смерть между алтарем и жертвенником. И, как желал отец Даниил, все новые и новые люди продолжают приходить к истинному свету Христову, к источнику воды живой, хранимому в лоне Православной Церкви. И это та радость, которую не выразить словами, это радость, которую испытали пришедшие к пустому Гробу Спасителя». Юлия Сысоева: «Этот фильм сделался самым невероятным, чудесным образом ― думаю, с помощью самого батюшки: вопреки реальным трудностям, оплошностям, ошибкам и досадным "случайностям", на смену которым вставали уже "случайности" совершенно другого характера. Необыкновенный фильм...» Режиссер Евгений Крылов



image You can watch this video on www.livejournal.com



Фильм памяти священника Даниила Сысоева

Несколько лет прошло со дня мученической кончины блаженной памяти нашего современника, замечательного миссионера, даже до смерти верного Христу и Церкви священника Даниила Сысоева, но проповеди отца Даниила продолжают приводить людей ко Христу. Его большое духовное наследие Фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» считает своим долгом распространять и делать доступным для всех людей, ищущих Истину. Новое издание Миссионерского центра ― «Толкование на избранные псалмы» в 4-х частях. В этих четырех книгах предлагается толкование некоторых псалмов царя Давыда, а именно тех псалмов, которые чаще всего употребляются в богослужении, чтобы читатели могли участвовать в молитвословиях с пониманием, вниманием ума и сердца. Первая из книг называется «Блажен муж…» В ней представлены беседы отца Даниила, в ходе которых он объясняет слушателям псалмы 1-й, 2-й, 5-й, 54-й. Здесь разбираются вопросы счастья человека, царского пути, вечной жизни, личных отношений с Творцом, молитвы за врагов. Во второй книге («Под кровом Всевышнего») батюшка знакомит нас с двумя псалмами: 90-м и 103-м, посредством которых рассматриваются вопросы доверия Богу и Его заступничества, борьбы со страхом и унынием, сотворения и управления вселенной. Третья книга называется «Мир иной». Она включает в себя толкования на псалмы: 109-й, 116-й, 145-й и отвечает на вопросы законов духовного мира, миссии Христа, похвалы Бога и Его вечной сланы, соборности Церкви, истинности Православия, отношения к заключенным и беженцам. Наконец, четвертая книга ― «Суд Божий» ― дает объяснение псалмов: 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го, 142-го, которые напоминают нам о покаянии, молитве, смирении, о воле Божией, о благословении и правосудии в народах, о борьбе с врагом и устройстве ада. Таким образом, с помощью этих четырех книг, читатель сможет познакомиться с 15-ю песнями святого пророка Давида, которые читаются и поются за богослужением. Как отмечает автор в предисловии к первой книге, святитель Иоанн Златоуст говорил о богослужении, что и «в своем начале, и в середине, и в конце оно наполнено псалмами».



Действительно, все наше богослужение пропитано и пронизано словами царя Давыда. Всенощное бдение, которое состоит из вечерни, утрени и первого часа, буквально построено на словах псалмов. Читается или поется 103-й псалом, поются псалмы 1-й, 2-й и 3-й, затем 140-й, 141-й, 129-й, 116-й. Далее ― Шестопсалмие, то есть еще шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Затем читаются две кафизмы, поются полиелейные псалмы, за ними - хвалитные псалмы. Известна еврейская поговорка: «Есть пять книг Бога к человеку ― Пятикнижие Мои­сея, и пять книг человека к Богу». Эти пять книг человека к Богу - Псалтырь царя Давы­да, которая у евреев делится на пять частей, в каждой - около тридцати псалмов. Действительно, как говорит отец Даниил, Псалтырь имеет для нас особое значение. Мы знаем, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3, 16). Псалтырь является не просто словами человека. Апостол Павел говорил, что хорошо Дух Святой сказал уста­ми царя Давыда. И об этом же Господь сказал, что Дух Святой говорил через Давыда царя. Именно Дух Святой ― автор Псалтыри, Кото­рый играет на сердце царя Давыда, как на гус­лях. Само слово «псалтырь» означает сборник текстов, предназначенных для исполнения под звуки псалтерия - щипкового многострун­ного музыкального инструмента, похожего на небольшую десятиструнную треугольную арфу. Число струн не случайно, оно - символ деся­ти заповедей. Блаженный Августин писал, что псалтырью должно стать сердце каждого чело­века. Сердце должно быть натянутым, десять заповедей должны пребывать в этом сердце, и Великий Игрок на гуслях - Дух Святой - будет играть на нем великую песнь Богу. Таким образом, сам человек должен становиться псалтерием, а для этого ему нужно учиться Псалтыри. В древности было такое правило: невозможно стать священником или еписко­пом, не зная наизусть Псалтыри. На Афоне до сих пор считается нормальным делом, когда монах в течение первых трех лет пребывания в монастыре учит наизусть Псалтырь. Это необходимая норма жизни. Святой Василий Великий говорил, что наша Псалтырь хороша для любого благого дела. Если ты унываешь, то в Псалтыри най­дешь себе облегчение; если хочешь избавить­ся от раны греха, Псалтырь залечит твою рану; если же грех вошел в привычку, то Псалтырь отрежет от тебя греховный нарост; если ты хочешь возрадоваться и похвалить Бога, то и тогда найдешь в Псалтыри нужные слова. Если ты находишься в смятении и не знаешь, как поступить, Псалтырь научит тебя разуму; если хочешь узнать тайны Царствия Божия, Псалтырь сообщит тебе их. Как отмечает отец Даниил, Псалтырь содержит всю догматику. В ней говорится о Божественной природе, о Божественном правосу­дии, о Святой Троице. Говорится о создании Богом мiра, о том, как Он управлял мiром. Здесь и история Ветхого Завета, и предска­зание о Завете Новом. В образах говорится о Боговоплощении, о Деве Марии, о Рождении Исуса во Вифлееме, о Крещении Его во Иордане, о про­поведи в синагогах, о притчах, о чудесах Хри­ста. О Его Распятии говорится так, как будто Давыд стоял рядом с Крестом - прочтите двадцать первый псалом. Рассказывается о Воскре­сении Христа из мертвых, о Его Вознесении на Небо и о Втором Страшном Пришествии. Повествуется об обращении языческих наро­дов, о Церкви из язычников, об отвержении иудеев и их позднейшем возвращении. И нако­нец, говорится о будущем воздаянии. Кроме того, по словам отца Даниила, Псалтырь является великой книгой пси­хологии. Более тонкого анализа человеческой души, чем тот, что есть в Псалтыри, до сих пор еще не придумано. Дух Божий открывает глубинные тайны человеческого сердца для того, чтобы люди шли к Богу. Видите, говорит священник, Псал­тырь - бесценное сокровище, которое нужно предпочитать всем остальным сокровищам. Когда спрашивали великих святых: «Как нам молиться?» ― они всегда отвечали: «Читать Псалтырь». Действительно, так и есть, потому что, когда люди читают акафисты и каноны - это хорошо, но недостаточно. Каноны и ака­фисты написаны людьми, а Псалтырь - Духом Божиим. Церковь настолько любит Псалтырь, что даже первая часть Литургии обязатель­но включает в себя псалмы. Литургия начи­нается с великой ектеньи, а потом поются 102-й и 145-й псалмы, а оканчивается Литургия 33-м псалмом. Это не случайно, потому что Церковь знает, какую великую пользу душе прино­сит Псалтырь.  Это очень важно, ведь многие говорят: «А, не нужна Псалтырь, зачем? Все это мы и так знаем. Лучше я что-то интересненькое найду». Про­исходит это часто оттого, что люди читают Псалтырь, но не понимают. Попытаемся, говорит отец Даниил, хотя бы чуть-чуть исправить эту ситуацию. Псалтырь состоит из ста пятидесяти канонических псалмов и одного неканонического, который сохранился только на греческом языке. В этом псалме ― слова царя Давыда перед сражением с Голиафом. Сто пятьдесят псалмов по Уставу прочитываются или пропеваются Церковью полно­стью раз в неделю, а в Великий пост - два раза в неделю. В древней Церкви были разные практики. Например, на Афоне, в других монастырях по сей день Псалтырь прочитыва­ется полностью раз в день. Вот такое особое место отвела Церковь Псалтыри в духовной жизни христианина. По словам отца Даниила, «Псалтырь является певческой книгой по своей сути. Распевы помогают вникнуть в содержание псалмов и при этом почувствовать ту радость, что дал нам Бог. Начинается Псалтырь 1-м псалмом, где гово­рится об основных направлениях пути челове­ка, его духовного роста, а заканчивается - тре­мя великими псалмами дивного славословия Богу. Ими же оканчивается и наше всенощное бдение. Это - хвалитные псалмы, где хвалу Богу воспевает все творение и все искуплен­ное человечество. Таким образом, от начала познания непорочных путей и до конца идет постепенное совершенствование и изменение души человека. Дух Святой работает над серд­цем человека через слова Псалтыри», ― заключает батюшка.







Новости и история Церкви, Церковно-общественные события

Previous post Next post
Up