Толкование на паремии Богородице на вечерне

Nov 04, 2024 15:54


Автор: епископ Виссарион (Нечаев)

От Бытия, чтение. [Глава 28.] Изыде (вышел) Иаков от студенца (колодца) клятвеннаго, и иде (пошёл) в Харрань. «Колодезь клятвенный» [Вирсавия], откуда началось опи­сываемое здесь путешествие Иакова, был на  юге  Филистимской земли. Здесь поселился Авраам после Содомского погрома, здесь же жил Исаак. Название студенца (кла­дезя) клятвеннаго произошло от того, что  при  нем Авраам заключил союз с филистимским царем Авимелехом для ограждения своей безопасности от его подданных, и этот союз подтвержден был клятвой союзников (см. Быт 21, 31). Харран, куда собрался Иаков, был месопотамский город, откуда Авраам, по смер­ти отца своего Фарры, вышел по повелению Божию в Ханаанскую страну. В этом городе после него жил брат его Нахор и там же найдена была невеста для Исаака, Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова. Путешествие Иакова из Вирсавии в Харран, к родственникам своим, последовало вскоре за благословением, какое он получил от  отца своего. Путешествие сие предпринято было Иаковом по совету матери вследствие злобы брата его Исава, который грозил убить его за предвосхищенное у него благословение. Дру­гой целью путешествия Иакова было вступление в супру­жество в том племени, откуда была взята мать его Ревекка. Ревекка, терпевшая великое огорчение от жен Исава, взя­тых из хананейского племени, открыла Исааку, что ей крайне было бы прискорбно, если бы женился на хананеянке и другой сын ее, Иаков.

Исаак сам был недоволен женами Исава и потому отпустил Иакова в Харран с нака­зом взять здесь жену из дочерей Лавана, родного брата Ревекки, и с благословением, которым подтвердил данное ему прежде (см. Быт 27: 41-46, 28: 1-5). Родители Иакова как люди богатые, могли, отпуская его в дальнюю сторону, снарядить для него караван, как это сделал Авраам, отпус­кая в Харран раба своего Елиезера за невестой для Исаака (Быт 24, 10). Но отчасти по надежде, что Бог, избравший Иакова в наследники своих обетований, не оставит его своей помощью в дальнем пути, отчасти по желанию скрыть от Исава путешествие Иакова, они отпустили его - одного, без слуг, пешего, с жезлом в руке (Быт 32, 10) и с дорожной сумой (в которой между прочим хранился елей. (Быт 28:18)) на плечах. И обрете (нашёл) место и ста (остался, остановился, в греч. лёг спать) ту (там). Зашедшу же солнцу (когда же зашло солнце), взят(-л один из) от камения места того, и положи е(го) в возглавие себе, и спа(л) на месте том. Место, где заночевал Иаков, было близ ханаанского города Лузы (Быт 35: 9) и названо им Вефилем, то есть домом Божиим, в память Богоявления, которого, как сейчас уви­дим, он сподобился в этом месте. Впоследствии, когда Луза завоевана была евреями, она по соседству с местом этого Богоявления переименована была ими в Вефиль (Быт 35, 6). Вефиль лежит к северу от Иерусалима, в 15 верстах от него, а от Вирсавии в 60 верстах. Иаков мог совершить столь значительный дневной переход не иначе, как поднявшись в путь рано утром, что сделано, вероятно, для того, чтобы не быть замечену Исавом. Иаков, застигнутый в поле ночью, не пошел искать ночлега в соседнем городе, потому ли, что по недоверию к хананеям не заблагорассудил вру­чить себя их гостеприимству или, вернее, потому, что хотел оставаться под охраной одного Бога, своего Защитника и Покровителя. Ночуя среди поля, он мог опасаться нападе­ния разбойников и хищных зверей; но его не покидала надежда на Сего Всемогущего Защитника. Утомленный длинным переходом и зноем дня, он спокойно заснул на камне, который положил себе в изголовье. Ночная роса, обильная в жаркой стране, смочила верхнюю одежду и члены его, но не обеспокоила, а только освежила его. И сон виде(л). И се лествица утверженá на земли, eй же глава (её же верх) досязаше (достигал) до небесе, и Ангели Божии восхождаху, и низхождаху по ней. Господь же утвержашеся (твёрдо стал) на ней и рече, Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся. земля, на ней же ты спиши, тебе дам ю (её), и семени твоему. Сам Иаков, по пробуждении от сна, признал бывшее ему во сне видение за Божественное откровение (см. Быт. 28:16-19). Откровение во сне укрепило его в надежде на Бога, какую он имел в бодрственном состоянии. Лествица, со­единявшая небо с землей, верхним концом достигавшая до небесного свода, нижним упиравшаяся на земле близ места ночлега Иаковлева, - знаменовала непрерывающееся об­щение мiра духовного с избранниками Божиими на земле. Явление Бога, Владыки неба и земли, Ангелов и человеков, наверху Лествицы, показывало, что Сам Бог с высоты свя­тыя Своея призирает на землю и Своим всемогущим по­кровом осеняет людей, подобно Иакову уповающих на Него и преданных Ему. Восхождение и нисхождение Анге­лов по Лествице являло в них слуг Божиих, посылаемых на землю для служения имеющим наследовать спасение (см. Евр 1, 14): одни из Ангелов нисходят к людям для исполнения повелений Божиих относительно них, другие восходят от земли к Богу с отчетом об исполнении сих повелений и для принятия новых. Таким образом видение Лествицы, на вершине которой стоял Бог и по которой восходили и нисходили Ангелы, должно было укрепить в Иакове убеж­дение, что он находится под особенным покровительством Божиим и под защитой Сил Небесных. Кроме того, в ви­денной Иаковом Лествице предуказана тайна искупления. Грех расторгнул тесный союз человека с Богом и с верными Его слугами - Ангелами. Чрез воплощение Сына Божия и все Его искупительные действия, как бы чрез Лествицу, небо снова соединилось с землей, Бог - с человеками, снова водворился на земле мир с Богом и открылся путь к небу странникам земли. В этом именно смысле разуметь Иаковлево видение научил нас Господь Исус Христос, когда в беседе с Нафанаилом обещал ему, что он очами веры узрит небо отверстое и Ангелов Божиих, восходящих [на небо] и нисходящих к Сыну Человеческому и в лице Его ко всем искупленным людям (ср. Ин 1, 51). - Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся. Сими, объ­ясняющими видение Лествицы словами Господь укрепляет Иакова к мужественному перенесению дальнейших, пред­стоящих ему трудностей путешествия и долговременного пребывания вдали от родины, внушая ему, что будет так же близок и милостив к нему, как был близок и милостив к деду его Аврааму, и как доселе близок и милостив к отцу его Исааку. - Земля, на ней же ты спиши, тебе дам ю (её), и семени твоему. Это обетование, данное Аврааму и Исаа­ку, и теперь повторенное Иакову, весьма отрадно было для него в его положении. Он теперь был только странником в Ханаанской земле, не имел никакой собственности на ней, и даже, когда возвратится в нее чрез 20 лет, будет жить в ней как чужестранец; но вот Господь ему обещает, что вся эта земля будет во владении его потомства, что его потомки будут полновластными господами той страны, в которой теперь нет для него безопасного пристанища. Надежда на исполнение сего обетования в потомстве для родоначаль­ника приятна не меньше, как если бы он сам дожил до времени этого исполнения. И будет семя твое, яко песок земныи, и распространится нá море, и Ливу (юго-запад), на север, и восток. и благословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. Слова сего обетования, равно как обетование, в пред­шествующем стихе, о наследии Ханаанской земли, состав­ляют повторение тех же обетований Аврааму (Быт 12: 3, 13: 15-16, 22: 17-18, 26: 4). Многочисленно будет плотское потомство Иакова, но еще многочисленнее будут духовные его потомки, т. е. верующие во Христа, одного из его потомков по плоти. Немалое пространство займут изра­ильтяне, в цветущее время своей гражданской жизни - при Давыде и Соломоне; но несравненно обширнее будут пределы Церкви Христовой, имеющей распространиться во всех концах вселенной, до крайних точек севера и юга, востока и запада. Ибо, говорит Господь Иакову, о тебе... и о семени твоем, т. е. чрез тебя, и чрез твоего великого по­томка, Самого Христа, Сына Божия, благословятся... вся колена земная, - низведено будет обилие духовных благ на все народы. И се Аз с тобою, сохраняяи тя на всяком пути, аможе аще пóйдеши (куда бы ты ни пошёл), и возвращу тя в землю сию, яко (потому что нет, не) оставлю тебе, дондеже сотворити Ми вся елика глаголах ти (пока не сделаю всё, что сказал тебе). Господь обещает Иакову неотступно пребывать с ним и охранять его не только во все время путешествия его в Харран и обратно, но до тех пор, пока исполнятся прочие обетования, относящиеся не к нему лично, а к его потом­ству и Церкви. Это значит, что Господь будет пребывать с Иаковом вечно в лице его потомков, плотских и духовных. Подобное обетование дал Христос апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф 28,20). Апостолы жили и умерли, но Церковь апостольская будет существовать вечно и благодать Христова никогда от нее не отступит. И востав Иаков от сна своего, и рече, яко (что) eсть Господь на месте сем, аз же не ведех (а я не знал). Иаков, без сомнения, веровал в вездеприсутствие Божие, верил и тому, что Господь на каждом месте может особенным образом открыть Свое присутст­вие; но в сонном состоянии Иакову не приходило на мысль, что видение, которое было ему во сне, дано было ему на чистом поле, во время пути, вдали от родного крова: он убежден был тогда, что продолжает жить дома. Только по пробуждении он уверился, что он не дома, что Господь явился ему на пути в чужую сторону, на том самом месте, на котором он ночевал. И убояся, и рече, яко страшно место се, несть се, но дом Божии, и сия врата небесная. И убояся. Ощутил страх вследствие убеждения, что видение во сне было не мечтательное, а послано от Бога. Страшно место се, - т. е. вот и еще место, которое Господь освятил Своим явлением, на котором явил особен­ную близость ко мне, и которое потому, как и все другие места, ознаменованные явлениями Господа Аврааму и Иса­аку, достойно особенного благоговения. Несть се [это не иное что], но дом Божии: с сих пор это не простое место, но дом Божий, как бы дворец, где Господь, Царь неба и земли, благоволил временно утвердить Свой престол. Сия врата небесная: здесь Сам Господь явился среди сонма слуг Своих, Небесных Сил, и изрек мне милостивое слово Свое, как земные владыки являются среди народного со­брания, бывающего обыкновенно у городских ворот, и объявляют здесь свои повеления и приговоры. Почему паремию о видении Иаковом Лествицы поло­жено читать в Богородичные праздники? Потому что со­держание паремии имеет некоторое отношение к Богоро­дице. Так, Лествица, виденная Иаковом, образовала, как мы заметили, тайну воплощения Сына Божия, чрез которое небо, вход куда закрыт был грехом человека, соединилось с землей. Но Пресвятая Дева послужила сей непостижимой тайне тем, что от пречистых Ее кровей воплотился Сын Божий, и потому Лествица предызображала не только во­площенного Сына Божия, чрез Коего мы имеем доступ к Отцу (Еф 2, 18), но и земную Матерь Его, имеющую ма­тернее дерзновение к Нему и Своим ходатайством пред Ним облегчающую нам сей доступ. Вот почему в церков­ных песнопениях Богородица именуется «лествицею воз­высившею всех от земли благодатию, - мостом, предводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (акаф. кан. п. 4. икос 2), или прямо называется лествицею Иаковлевою: «Радуйся Лествице высокая, юже Иаков виде». - «Лестви­цу древле Иаков тя образующую виде и рече: степень Божия сия» (акаф. Богор. стихира 1 и марта 25 кан. Богород., п. 9). От Прoрочества Иезекиилева чтение. [Главы 43 и 44.] В сей паримии идет речь о священнодействиях, какия должны совершать священники при освящении имеющего воздвигнуться храма и о неприкосновенности восточных ворот внешнего притвора храма. Будет от осмаго дне и прочее, сотворят иереи, на олтари (по окончании семи дней, начиная с восьмого и после, священники будут приносить на жертвенник) всесожжения ваша, иже (и [жертвы] о) спасения вашего, и прииму вы (вас) глаголет Господь Бог. Иезекиилю открыто было не только освобождение Иудеев из плена и возвращение в отечество, но и восстановление храма. Он подробно изображает устройство будущего храма (гл. 40-43) и освящение его. Освящение должно продолжаться семь дней и состоять в очищении жертвенника кровью жертвенных животных - козла, тельца и вола. Затем в 8-й день на жертвеннике должна быть принесена священниками жертва всесожжения и жертва о спасении. Та и другая жертва будет принесена не для освящения храма, а уже для народа, для умилостивления Господа и для выражения пред Ним благодарности за Его милости и всецелой преданности Ему. И обрати мя (привел меня обратно) на путь (к) врат(ам) святых внешних, зрящих (обращенным) на восток, и сия бяху (они были) затворéна. Светоносный муж, подробно показавший в видении пр. Иезекиилю внешнее и внутреннее устройство будущего храма (Иез. 40: 3) и чин освящения его, обрати мя, говорит пророк, на путь врат святых внешних, зрящих на востоки. Храм находился среди обширного двора и внутри его окружен был притворами внутренним и внешним. После обозрения всего, что было во внутреннем притворе (Иез. 43 и д.), пророк приведен был к восточным вратам внешнего притвора храма, или святилища (святых). Он уже и прежде был у этих ворот (Иез. 43: 1), теперь же приведен был сюда вторично (обрати мя - возвратил). И рече Господь ко мне, врата сия затворéна будут, и не отверзутся, и никтоже прóйдет сквозé их, яко (потому что) Господь Бог Израилев внѝдет (войдет) ими, и будут затворéна. В первый раз, когда пророк приведен был к внешним вратам, он был свидетелем славы Божией, открывшейся ему здесь. Он видел Господа, проходившего чрез эти врата на херувимской колеснице, не раз являвшейся пред очами пророка (Иез. 1:4, 8:4, 9:3, 10:4). Прохождение Господа в храм чрез восточные врата сделало их священными и неприступными. Пророку сказано было, что эти врата уже ни для кого не будут отверсты именно потому, что Господь, когда будет создан храм, пройдет чрез них во славе, как Он уже проходил чрез них в видении пророка. Занé игумен (ибо старейшина) сей [сам] сядет в них снести (есть) хлеб [пред Господом]). по пути Еламских ([но] чрез притвор) врат внидет (войдет), и по пути (чрез н)его изыдет (выйдет). Восточные врата внешнего притвора никогда не будут открываемы даже для старейшины, - т. е. или первосвященника, по мнению одних, или царя, по мнению других. Старейшине разрешается только сидеть у порога этих ворот для вкушения жертвенной трапезы (ясти хлеб) пред Господем, т. е. пред лицем святилища. Он должен будет приходить к восточным вратам путем еламских врат, т. е. путем ведущим к сим вратам, из притвора (елам - Еврейское слово, оставшееся без перевода на язык Греческий и Славянский, значит притвор, галерея), примыкавшего к ним и тем же путем возвращаться, но чрез самые врата не проходить. И введе (привел) воротами м(ен)я на путь врат святых, иже (что) к северу прямо (ко) храму. и видех, и се исполнися (увидел я: и вот наполнен) славы храм Господень. От восточных врат пророк приведен был к северным вратам, и отсюда опять открылось пред очами его величественное зрелище славы Господней, наполнявшей внутренность самого храма, - т.е. он увидел Господа, седящего на херувимской колеснице. Отцы Церкви и церковные песнописцы в словах Иезекииля о прохождении славы Господней восточными вратами храма и о всегдашнем после сего закрытии их и неприкосновенности созерцали указание на таинство воплощения. Блж. Феодорит говорит: «В сем образе пророк дает нам проразуметь девственную утробу, в которую никто не входит и не исходит кроме Самого только Владыки». - Такое толкование надобно иметь в виду для объяснения, почему расмотренную паримию положено читать в праздники в честь Богородицы, сподобившейся чрезвычайной чести быть вместилищем Божества и таинственною дверью, чрез которую, по воплощении от нее Сына Божия, никто не проходил.

Новости и история Церкви, катехизация

Previous post Next post
Up