Автор: иеромонах Макарий Симонопетрский
Память святых праведных Иоанна Бранковича, деспота Сербского, и родителей его Стефана и Ангелины. В 1458 г. деспотом, т.е. правителем, Сербии был провозглашен благочестивый и добродетельный Стефан Бранкович [9 окт.]. В следующем году Сербия пала под ударами турецких завоевателей, и блж. Стефан вместе с супругой блж. Ангелиной [1 ил.] и детьми отправился в изгнание в Италию. Там он умер в 1476 г. Некоторое время спустя Ангелина по приглашению венгерского короля Матвея Корвина вместе с двумя сыновьями переселилась в Венгрию. Ей были пожалованы во владение города Сланкамен и Купиново в области Срем (нынешняя Воеводина), населенной по преимуществу сербами. Там же, в Купинове, в церкви Святого Луки, блж. Ангелина положила чудотворные мощи супруга. Их старший сын Георгий [18 ян.] тоже получил обширные владения и был признан в качестве деспота Сербии в изгнании. Однако десятью годами позже он, без ведома матери и брата, принял монашество с именем Максим и поceлился при той же церкви. После этого титул деспота перешел к его младшему брату Иоанну (1496). Последний прославился дипломатическим искусством - объединением сил христианских государств в борьбе с турками и своими военными походами на подвластные османам территории. Иоанн также весьма усердно заботился о благе Церкви, покровительствуя, в частности, монастырям на Афоне, в Далмации и Банате. Последний деспот Сербии отошел ко Господу 10 декабря 1502 г. Три года спустя св. Ангелина и ее сын Максим взяли мощи свв. Стефана и Иоанна и обосновались при дворе господаря Валахии Раду Великого (1495-1508 гг.). Он принял их с большим почетом и поручил Максиму устройство Валашской митрополии, которой тот премудро управлял два года. В 1509 г. Максим и Ангелина вернулись в Срем, где при содействии Валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521 гг.) ими был основан Крушедольский монастырь. В этой обители св. Ангелина приняла постриг и почила в мире ок. 1516 (или 1520) г. Она по сей день пор является весьма почитаемой святой. Ее мощи были сожжены турками в начале XVIII в.
Автор: иеромонах Игнатий (Шестаков)
Святая Ангелина была дочерью православного албанского князя Ариянита из Эльбасанского края, и своячницей славного Георгия Скендербега. Жители тех краев были по большей части православными христианами, и отечество их славилось победой веры и оружия. Ангелина росла и воспитывалась при дворе своего отца в страхе Божием. Имя ее матери до нас не дошло, но известно, что она была женщиной богобоязненной и благородной и воспитала свою дочь в евангельском благочестии. С детских лет на святой Ангелине был видим перст Промысла Божьего, готовивший ее к предстоящим подвигам и испытаниям. В те времена в Албанские края пришел сербский изгнанник деспот Стефан Слепой, второй сын деспота Георгия Бранковича (1427-1456 гг.). В 1441 году турки заточили Стефана вместе с его старшим братом Гргуром в темницу, где обоих ослепили. По смерти их отца деспота Георгия Сербией какое-то время правил самый младший брат Лазарь (1456-1458 гг.), а потом деспотом стал блаженный страдалец Стефан. За два месяца до падения под ударами турок сербской столицы Смередево «некие дьяволом управляемые люди» оклеветали деспота Стефан и изгнали его из своего отечества, так что он понес на чужбине многие беды и нужды. Праведный Стефан отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище. Князь Ариянит по-братски принял Стефана. Пребывание сербского изгнанника в гостях затянулось настолько, что он стал для семьи князя как родственник. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила у родителей благословения на брак с ним. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. От благословленного Богом брака у них появились на свет сыновья Георгий и Иоанн и дочь Мара. Когда дети были еще маленькими на эту христианскую страну напали магометане, и Стефану с Ангелиной пришлось были бежать с детьми в Италию. Здесь Ангелину постигло еще одно испытание: 9 октября 1476 года праведный Стефан отошел ко Господу. Вскоре Бог прославил своего угодника: над могилой Стефана стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным. Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Вдове пришлось вкусить горечь сиротской доли на чужбине. Движимая заботой о детях, она обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые земли, но Георгий вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн. Святая Ангелина с Максимом, взяв с собой мощи Стефана и Иоанна, переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел. Несколько лет спустя Ангелина вернулась вместе с сыном в Сремскую область, где блаженный Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых. Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ей неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна. В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Службу святой вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из насельников Крушедола. 30 июля, когда Сербская Церковь празднует день ее памяти, в этой святой обители бывает большой праздник и стечение верующего православного народа. Память святой отмечается также 1 июля и 10 декабря по старому стилю.
You can watch this video on www.livejournal.com
Автор: иеромонах Игнатий (Шестаков)
Праведный Иоанн, сын святых деспота Стефана Бранковича и Ангелины, родился в Албании, где в то время жили его родители, а рос в Италии, куда позднее переселилась семья. Там в родительском доме он получил хорошее христианское воспитание и образование. В формировании его личности особую роль сыграли монахи, часто гостившие в доме родителей, так что Иоанн возрастал на прочном фундаменте православной веры и богоугодной жизни. После смерти супруга праведная Ангелина, вместе с сыновьями Георгием и Иоанном, с одобрения венгерского короля Матии Корвина перенесла мощи своего мужа в Купиново. Оба брата приняли от венгерского двора достоинство сербских деспотов. Они прибыли в область Срем в феврале 1486 года, и старший брат Георгий получил в управление земли, которыми ранее владел его предок Вук Бранкович. Спустя чуть более десяти лет он оставил престол, принял монашеский постриг и впоследствии стал архиереем. После этого младший брат Иоанн остался единственным сербским правителем. «Благословенный и христолюбивый деспот», как называют его летописцы, женился на дочери известного сербского вельможи Елене Якшич. Как сербский деспот праведный Иоанн вел, с одной стороны, борьбу против иноверных турок, нападавших с юга, а с другой противостоял попыткам римо-католиков склонить его народ в унию. Благоверным деспотом двигало желание освободить от иноверного порабощения все сербские края, но это превосходило его скромные силы. Уже в июле 1501 года деспот Иоанн и белградский бан Георгий вторглись в порабощенную турками Сербию и дошли до Смередева. В декабре того же года деспот Иоанн со своми всадниками взял в плен 300 турок. В начале 1502 года Ахмед-паша Херцегович просил у деспота, чтобы он ходатайствовал перед венегерским королем об установлении мира. Позднее Иоанн был представителем венгерской стороны в переговорах с великим визирем. В сентябре 1502 года он отправил своего брата Максима в Венецию для переговоров о совместной борьбе против турок. В конце октября того же года он вновь воевал с турками в Боснии. Уповая на Творца всех, Иоанн много помогал сербским монастырям, прося монахов молиться о спасении сербского народа и его семьи. Вместе со своей матерью и братом он делал большие пожертвования на нужды святогорских монастырей, а также помогал многим близлежащим обителям. Согласно народному преданию, он вместе с братом воздвиг и обновил монастыри Прибина Глава, Месич, Фенек, Дивше, Беочин, Шишатовац и др. Однако праведный деспот Иоанн не долго жил на этом свете. «Лета живота его были малочисленны, но зато были исполнены многими добрыми делами и богоугодными подвигами», - пишет о нем преподобный Иустин (Попович). Он отошел ко Господу после внезапно постигшей его болезни 10 декабря 1502 года и был погребен в церкви апостола Луки в Купиново рядом со своим отцом. В 1507 году Максим и Ангелина, облаченные в монашеские ризы, отправились с мощами своих родных в Валахию, а через два года вновь вернулись в Срем. С помощью своих родственников Якшичей и валашского воеводы они воздвигли в 1512 году монастырь Крушедол, где и положили мощи святых Стефана и Иоанна. О начале почитания святого Иоанна Нового мы узнаем из жития мученика Георгия Кратовского, где сообщается, что Иоанн «объявился» через три года после смерти. Праведная Ангелина упоминает о своем сыне как о святом в письме русскому великому князю Василию III в 1509 году. В службе святому Иоанну Новому говорится, что его нетленные мощи источают чудеса. Действительно, останки святого были прославлены многими чудотворениями и исходившей от них благодатной силой. Известен даже случай исцеления одного одержимого бесом агарянина. Также исцелился и один юноша, пролежавший в болезни восемь лет. В Крушедоле мощи святого почивали до 1716 года, когда монастырь был захвачен и сожжен турками. После этого трагического события все же сохранились небольшие части мощей святых Бранковичей, среди которых была и часть стопы святого Иоанна. Эти святыни почивают в обители и по сей день. В одной русской рукописи имя святого Иоанна Бранковича упоминается уже в 1612 году. Проложное житие святого было напечатано в Белградском Сербляке в 1861 году. В службе святому можно найти много исторический свидетельств об отношениях сербов и венгров в Среме. Профессор Милеуснич предполагает, что составителем службы был один из крушедолских монахов. Образ святого Иоанна Нового, деспота сербского, сохранился в росписях монастыря Крушедол и на различных иконах, где он часто изображен вместе с остальными святыми Бранковичами.