Псалом пятьдесят восьмой

Dec 12, 2024 00:00



Авторы: святые отцы; профессор П. А. Юнгеров; протоиерей Олег Стеняев; священник Виктор Пасечнюк; Бируковы Е. Н. и И. Н.; протоиерей Андрей Ткачёв; протоиерей Алексей Ладыгин

Текст по Острожской Библии:
Въ коне́цъ да не растли́ши. Давы́довъ. въ столпописа́нiе. егда́ посла́ Сау́лъ, и удержá до́мъ его́, е́же умори́ти его́, 58.
Изми́ мя от­ вра́гъ мо­и́хъ Бо́же, и от­ воста́ющихъ нá мя́ изба́ви мя́.
Изми́ мя́ от­ творящыхъ беззако́нiе, и от­ му́жъ крóвiи спаси́ мя.
Я́ко се́ улови́ша ду́шу мою́, нападо́ша нá мя́ крѣ́пцiи. Ни беззако́нiе мое́, ни грѣ́хъ мо́й Го́споди,
безъ беззако́нiя теко́хъ, и напра́вихъ. Воста́ни въ срѣ́тенiе мое́, и ви́ждь.
И Ты́ Го́споди Бо́же си́лъ, Бо́же Изра́илевъ. Вонми́ посѣти́ти вся́ язы́кы, не уще́дриши вся́ дѣ́ла­ю­щая беззако́нiе.
Возвратя́т­ся нá вечеръ, и вза́лчутъ я́ко пе́съ, и обы́дутъ гра́дъ.
Се́ ті́и от­вѣща́ютъ усты́ сво­и́ми, и ору́жiе во устна́хъ и́хъ. я́ко кто́ слы́ша;
И Ты́ Го́споди посмѣе́шися и́мъ, уничижи́ши вся́ язы́кы.
Держа́ву мою́ къ Тебѣ́ сохраню́, я́ко Ты́ Бо́же засту́пникъ мо́й еси́.
Бо́гъ мо́й, ми́лость Его́ предвари́тъ мя́, Бо́гъ мо́й яви́тъ мнѣ́ на вразѣ́хъ мо­и́хъ.
Не убі́й и́хъ, да некогда́ забу́дутъ зако́нъ Тво́й. Раждени́ и́хъ си́лою Тво­е́ю, и низведи́ и́хъ защи́тниче мо́й Го́споди.
Грѣ́хъ у́стъ и́хъ, сло́во усте́нъ и́хъ, и я́ти да бу́дутъ въ горды́ни сво­е́й. И от­ кля́твы и лжá воз­вѣстя́т­ся въ кончи́нѣ,
вó гнѣвѣ кончи́ны, и не бу́дутъ. И увѣ́дятъ, я́ко Бо́гъ обладáетъ Иа́ковомъ, и концы́ земля́.
Возвратя́т­ся нá вечеръ, и вза́лчутъ я́ко пси́, и обы́дутъ гра́дъ.
Ті́и разы́дут­ся я́сти, а́ще ли же не насы́тят­ся, и поро́пщутъ.
А́зъ же воспою́ си́лу Твою́, и воз­ра́дуюся зау́тра ми́лости Тво­е́й. Я́ко бы́сть засту́пникъ мо́й, и прибѣ́жище мое́, въ де́нь печа́ли мо­ея́.
Помо́щникъ мо́й еси́, Тебѣ́ пою́. я́ко Бо́гъ засту́пникъ мо́й еси́. Бо́же мо́й, ми́лость моя́.

image Click to view



Переводъ профессора П. А. Юнгерова.
Псаломъ 58. 1. Въ конецъ. Не погуби. Давыда. Въ столпописаніе (греч. στηλογραφία - надпись на столбѣ, служащемъ памятникомъ чего-либо. Очевидно, указываетъ на особенно важное, для современниковъ и будущихъ поколѣній,-содержаніе псалма (Втор. 27. 1-8. I. Нав. 8, 31-32. Авв. 2, 3-5), «заключающее (въ 10 ст.) самую тайну воскресенія нашего Спасителя»; Аѳанасій В., бл. Ѳеод., Зигабенъ). Когда Саулъ послалъ стеречь домъ его, чтобы умертвить его (о событіи этомъ повѣствуется въ 1 Цар. 19, 9-10).
2. Избавь меня, Боже, отъ враговъ моихъ, и отъ возстающихъ на меня освободи меня.
3. Избавь меня отъ совершающихъ беззаконіе, и отъ мужей кровожадныхъ спаси меня.
4. Ибо вотъ, они уловили душу мою: напали на меня сильные, не за беззаконіе мое и не за грѣхъ мой, Господи!
Не совершая (греч. ἄνευ - безъ) беззаконія, я жилъ право (Острожск. текохъ, и направихъ); востань на помощь мнѣ и воззри!
6. И Ты, Господи, Боже силъ, Боже Израилевъ, поспѣшно посѣти (вонми посѣтити; πρόσχες - вонми; знач. поспѣши - переведено въ синод. и у пр. Порфирія; гл. προσέχω первое значеніе имѣетъ: приближаю, привожу, потомъ: прихожу, приближаюсь, спѣшу) всѣ народы, да не помилуешь всѣхъ, совершающихъ беззаконіе.
7. Къ вечеру они возвратятся, и голодные, какъ песъ, будутъ ходить вокругъ города.
8. Вотъ они будутъ разглагольствовать устами своими, - а въ устахъ ихъ мечъ (Пс. 51, 4; 56, 5): «Кто услышитъ?»
9. Но Ты, Господи, посмѣешься надъ ними: уничижишь всѣ народы.
10. Крѣпость мою чрезъ Тебя я сохраню, ибо Ты, Боже, заступникъ мой.
11. Богъ мой милостію Своею поспѣшитъ (предваритъ, какъ бы впередъ зайдетъ и обгонитъ меня и предупредитъ) ко мнѣ. Богъ мой явитъ мнѣ (ее) на врагахъ моихъ.
12. Не убивай ихъ, дабы не забыли закона Твоего [Оставшись въ живыхъ и перенося наказанія за свои грѣхи, они могутъ покаяться и другихъ предотвратить отъ подобныхъ грѣховъ, и сами познать законъ Божій, а по смерти ихъ сего уже не будетъ. Ѳеодоритъ, Аѳанасій, Зигабенъ, Ириней такъ понимаютъ это мѣсто.]; разсѣй ихъ силою Твоею и низложи ихъ, защитникъ мой, Господи,
13. (За) грѣхъ устъ ихъ, (за) (по греч. вин. пад. ἁμαρτίαν… λόγον; руководимся толкованіемъ Аѳанасія и Ѳеодорита) слово языка ихъ. И да будутъ уловлены въ гордости своей, и за клятву и ложь будутъ оповѣщены въ кончинѣ (своей),
14. Въ гнѣвной кончинѣ [Ἐν ὀργῇ συντελείας - слав. во гнѣвѣ кончины, т. е. въ погибели, проявляющей гнѣвъ Господень, какова, напр., погибель Корея, Даѳана и Авирона (Чис. 16 гл. Пс. 57, 10), Смерть грѣшниковъ люта. Пс. 33, 22.], и не будутъ существовать. И узнаютъ, что Богъ владычествуетъ Іаковомъ и концами земли.
15. Къ вечеру они возвратятся, и голодные, какъ песъ, будутъ ходить вокругъ города.
16. Они сами разбѣгутся, чтобы насытиться, а если не насытятся, то будутъ роптать.
17. Я же воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты былъ защитникомъ моимъ и прибѣжищемъ моимъ въ день скорби моей.
18. Ты - мой помощникъ, я Тебѣ воспою [Острожск. наст. вр. пою соотв. по гр. буд. вр. ψαλῶ, лат. (psallam) и евр. буд. вр. Въ старинныхъ слав. псалтыряхъ читалось вспою (у Амфилохія).], ибо Ты - Богъ, мой защитникъ, Боже мой, милость моя!



Перевод Бируковых: 1 В конец, да не погубишь, Давыда, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его, 58 [В конец дословно соответствует греч. переводу Семидесяти толковников. Греч. вариант возник, возможно, из-за неправильного прочтения евр. слова. В зависимости от того, к какому корню евр. языка восходит это надписание, оно получает неодинаковый смысл. В конец может указывать на мелодию, которая повторяется, пробегая через различные строфы, может означать также, что псалмы с такого рода надписанием пелись по окончании субботы и других праздников. Евр. термин может быть понят и как «победитель, начальник» - отсюда возник перевод русской Синодальной Библии: «Начальнику хора»; в греч. переводах Акилы и Феодотиона и у блж. Иеронима читается: «Победителю». Да не погубишь - воспоминание о том, как Давыд пощадил Саула: во время погони за Давыдом в пустыне Ен-Гадди ничего не подозревающий Саул вошел один в пещеру, где успел скрыться от него Давыд со своими людьми; Давыд не захотел погубить Саула и в доказательство того, что тот был в его полной власти, тайком отрезал край одежды царя (см.: 1Цар. 24:2-8). Святые отцы видят в этом надписании заповедь добродетели непамятозлобия и великодушия (блж. Феодорит Киррский, свт. Григорий Ниский). Для написания на столпе - это надписание встречается также при Пс. 15 и Псалмах 55-59. Св. отцы (свтт. Василий Великий, Григорий Нисский) полагают, что за глубину своих мыслей эти псалмы достойны быть выбитыми на столбах для будущих поколений. Из Второзакония мы знаем, что тексты исключительной важности высекались на камне (см.: Втор. 10: 2-3). Надписание да не погубишь указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении (свт. Афанасий Великий); ...когда послал Саул - Саул, позавидовав своему благодетелю Давыду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давыда копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его (см.: 1 Цар. 19: 9-11).]
2 Спаси меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня избавь меня! [Ст. 2 и след. Стенание по поводу непримиримой вражды Саула к Давыду]
3 Избавь меня от творящих беззаконие и от мужей, проливающих кровь, спаси меня!
4 Ибо хотят уловить душу мою, напали на меня сильные. Но не творил я, Господи, ни беззакония, ни греха.
5 Не совершая беззаконий, шел я путем правым. Восстань навстречу мне и воззри!
6 Ты, Господи Боже сил, Боже Израиля, благоволи посетить все народы! Да не помилуешь Ты беззаконных!
7 Возвратятся они к вечеру и, как голодные псы, будут бродить вокруг города.
8 Вот говорят они устами своими, и меч в устах у них: «Кто услышит нас?»
9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними, смиришь все народы.
10 С помощью Твоей сохраню силу мою, ибо Ты, Боже, Заступник мой!
11 Бог мой, милость Его посетит меня прежде мольбы моей; Бог мой явит милость мне, когда сразит врагов моих.
12 Не убивай их, да не забудут закон Твой; рассей их силою Твоею и низложи их, Защитник мой, Господи,
13 За грехи уст их, за слова языка их! И да будет им в погибель гордыня их, и за проклятия и ложь да возвестится им кончина,
14 Кончина лютая, и не станет их; и узнают люди, что Бог владычествует над Иаковом и пределами земли.
15 Возвратятся они к вечеру и, как голодные псы, будут бродить вокруг города.
16 Разбредутся они в поисках пищи; если же не насытятся, станут роптать.
17 А я воспою силу Твою и скоро возрадуюсь о милости Твоей, ибо Ты был Заступником моим и прибежищем моим в день скорби моей.
18 Ты подаешь мне помощь, Тебе пою, ибо Ты Бог Заступник мой, Боже мой, милостивый ко мне!



Въ коне́цъ да не растли́ши. Давы́довъ. въ столпописа́нiе. егда́ посла́ Сау́лъ, и удержá до́мъ его́, е́же умори́ти его́, 58.
Саул, позавидовав своему благодетелю Давыду, искал умертвить его: то бросая в него копье, то окружая стражами в доме, чтобы схватить его. Но супруга Давыдова, Саулова же дочь Мелхола, извещает Давыда об этом злоумышлении и способствует ему спастись бегством. Псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам и преследуемого их же наветами. Надписание «да не растлиши» указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но взирая на «конец» их, укрепляться в терпении (Афанасий, Феодорит).
Изми́ мя от­ вра́гъ мо­и́хъ Бо́же, и от­ воста́ющихъ нá мя́ изба́ви мя́.
Изми́ мя́ от­ творящыхъ беззако́нiе, и от­ му́жъ крóвiи спаси́ мя.
Это подобно словам молитвы Господней: «избави нас от лукавого» (Августин).
Я́ко се́ улови́ша ду́шу мою́, нападо́ша нá мя́ крѣ́пцiи. Ни беззако́нiе мое́, ни грѣ́хъ мо́й Го́споди,
безъ беззако́нiя теко́хъ, и напра́вихъ. Воста́ни въ срѣ́тенiе мое́, и ви́ждь.
Пророк усердно просит Господа избавить его от врагов чувственных и мысленных, указывая, что «ниже беззакония» (великого преступления) «ниже греха» (малого) он не сделал врагам своим (Афанасий, Григорий Богослов).
И Ты́ Го́споди Бо́же си́лъ, Бо́же Изра́илевъ. Вонми́ посѣти́ти вся́ язы́кы, не уще́дриши вся́ дѣ́ла­ю­щая беззако́нiе.
Просит Бога не быть сострадательным ко «всем делающим беззаконие», но наказать их, чтобы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов своих, ибо благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (см. Притч. 22, 3). Этим Давыд также благовествует и о призвании язычников, вместо отпадших за свое злочестие иудеев (Феодорит).
Возвратя́т­ся нá вечеръ, и вза́лчутъ я́ко пе́съ, и обы́дутъ гра́дъ.
Как «псы» обыкновенно «вечером» бегают по «граду» (городским улицам), вынуждаемые истощением чрева, так и (делатели беззакония) будут лишены всякого духовного о них промышления. Беззаконных уподобляет «псам» по причине особой алчности их и душевного безстыдства (Григорий Нисский, Феодорит).
Се́ ті́и от­вѣща́ютъ усты́ сво­и́ми, и ору́жiе во устна́хъ и́хъ. я́ко кто́ слы́ша;
И Ты́ Го́споди посмѣе́шися и́мъ, уничижи́ши вся́ язы́кы.
«Тии усты своими» будут изрыгать хулы, как будто нет Всеслышащего их (Афанасий).
Держа́ву мою́ къ Тебѣ́ сохраню́, я́ко Ты́ Бо́же засту́пникъ мо́й еси́.
Т. е. «к Тебе» обращаюсь за помощью. Ибо и сохранение «державы» сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, бывает в нас от содействия Господа (Исихий).
Бо́гъ мо́й, ми́лость Его́ предвари́тъ мя́, Бо́гъ мо́й яви́тъ мнѣ́ на вразѣ́хъ мо­и́хъ.
Благодать Божия и «предваряет» наше желание: когда Бог видит, что мы хотим добра, то укрепляет и направляет нашу готовность; когда же мы охладели к добру, то делает нам спасительные внушения, через которые доброе расположение возобновляется или образуется. Но благодать Божия и последует за нашею волею: когда Пророк говорит: «и утро молитва моя предварит Тя» (Пс. 87, 14) (Кассиан).
Не убі́й и́хъ, да некогда́ забу́дутъ зако́нъ Тво́й. Раждени́ и́хъ си́лою Тво­е́ю, и низведи́ и́хъ защи́тниче мо́й Го́споди.
Грѣ́хъ у́стъ и́хъ, сло́во усте́нъ и́хъ, и я́ти да бу́дутъ въ горды́ни сво­е́й. И от­ кля́твы и лжá воз­вѣстя́т­ся въ кончи́нѣ,
вó гнѣвѣ кончи́ны, и не бу́дутъ. И увѣ́дятъ, я́ко Бо́гъ обладáетъ Иа́ковомъ, и концы́ земля́.
Заметь долготерпение и милосердие Давыда! Перечисляя беззакония иудеев против Христа Спасителя, он умоляет не подвергать (евреев) конечной гибели, «не убий их», потому что многие из них уврачуются врачевством покаяния, претерпевая наказания за свои беззакония. «И не будут» они уже именоваться народом Божиим. «Кончиною» называет не конечную гибель народа, но падение славы его после умерщвления ими Владыки Господа. И да познают («уведят»), что распятый ими Христос есть Бог, владычествующий над племенем «Иакова» и над всеми народами, живущими во всех «концах земли» (Феодорит, Афанасий).
Возвратя́т­ся нá вечеръ, и вза́лчутъ я́ко пси́, и обы́дутъ гра́дъ.
Ті́и разы́дут­ся я́сти, а́ще ли же не насы́тят­ся, и поро́пщутъ.
Для того повторил один и тот же стих дважды, чтобы показать, что люди и в худом и в хорошем, какими бывают здесь, такими будут и в будущей жизни; а те, которые не живут в настоящей жизни во «граде» добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего «града» Иерусалима (Григорий Нисский).
А́зъ же воспою́ си́лу Твою́, и воз­ра́дуюся зау́тра ми́лости Тво­е́й. Я́ко бы́сть засту́пникъ мо́й, и прибѣ́жище мое́, въ де́нь печа́ли мо­ея́.
Помо́щникъ мо́й еси́, Тебѣ́ пою́. я́ко Бо́гъ засту́пникъ мо́й еси́. Бо́же мо́й, ми́лость моя́.
Восчувствуй в себе эти слова благодарной признательности; подобно Пророку и всякий так должен «петь» Богу.

духовные наставления, катехизация

Previous post Next post
Up