Принятие христианства - одно из самых важных исторических событий Древней Руси. Зачастую, знания об этом периоде ограничиваются датой - 988 год. Но, не понимая исторической обстановки (как внутренней, так и внешней), не учитывая влияния "соседей", не рассматривая структуру государства, просто невозможно хоть как-то приблизиться к той реальности, которая существовала "накануне".
Задавшись целью "узнать" и "пошарив" по глобальной сети, в очередной раз убедилась, что интернет - это "убийца знаний". Я натолкнулась на бескрайнее море разнородной и, преимущественно, противоречащей друг другу информации: факты разнились и воевали друг с другом, теории не имели никаких ссылок на источники, даже распространенная на многих православных сайтах "периодизация" имела слишком много несоответсвий. "Постмодернизм в действии" - подумалось мне, когда очередная дата, не нашедшая подтверждений, медленно, но гордо ускользала по резоме.
"Первоисточник - вот ответ на все вопросы" - думала наивная я....
Обращение к "Повести временных лет", вроде как начало все расставлять по местам, но не тут-то было...(и об этом чуть позже).
А сейчас хотела бы рассказать о летоисчислении, которое использовано в летописи. Первая дата - это 6360 (852). Я уже встречала подобную - двойную - датировку на очень старых правосланых церквях.
6360 - это летоисчисление "от сотворения мира" или, еще называется, "от Адама". Древняя Русь переняла это исчисление от Визинтии, с принятием христианства (10 век) - велось по юлианскому календарю.
Изменения произошли при Петре 1. В 1700 было принято летоисчисление "от Рождества Христова", но так же по юлианскому календарю (в Европе это летоисчисление вводится в 8-9 веке. Так же напомню, григорианский календарь был принят в католических странах уже в 1582). И совсем небольшая корректировка - в 13 дней - была произведена при большевиках в феврале 1918 года - мы перешли с юлианского на григорианский календарь, по которому и живет до сих пор. Но РПЦ живет по юлианскому календарю (отсюда и разница в датах празднования Рождества у католиков и православных).
Что характерно, инициаторами в изменениях летоисчесления были католики (римская, западная ветвь христианства).