Ханс-Юрген Крайше пять раз выигрывал чемпионат ГДР, четырежды становился лучшим бомбардиром лиги, номинировался на Золотой мяч и поучаствовал в легендарной победе над ФРГ. Но самая невероятная история в его биографии случилась не на футбольном поле, а в самолете. Внезапная встреча с министром Западной Германии обернулась пари с неожиданными последствиями.
***
В 1974 году ФРГ принимала чемпионат мира. Еще до старта турнира стало понятно, что он будет особенным: в январе прошла жеребьевка, которая свела в одну группу сборные двух Германий. К тому моменту единственная встреча этих соперников была на Олимпиаде-1972 в Мюнхене, тогда победу вырвали восточные немцы. На клубном уровне матчи проходили часто (и товарищеские, и официальные) - в еврокубках страны не разводили. А вот от проведения даже контрольной игры сборных одна из сторон всегда отказывалась. Считается, что в ГДР боялись опозориться в матче с главным спортивным и политическим соперником. Все же в матче Олимпиады обыграли далеко не первый состав ФРГ.
По этой причине игра стала, пожалуй, ключевым событием первого группового этапа (тогда их было два). Причем матч в Гамбург был во многом определяющим: обе команды проходили дальше, оставалось выяснить, кто с какого места.
Дополнительную остроту матчу придавала фигура главного тренера сборной ФРГ. Хельмут Шен родился и играл в Дрездене, но в 1950-е уехал на Запад. К 1974 году он приводил команду к бронзовым и серебряным медалям чемпионата мира и к победе на Евро-1972. При нем в сборной играли Франц Беккенбауэр, Герд Мюллер, Пауль Брайтнер и другие звезды немецкого футбола того поколения. Но победить команду ГДР они не смогли.
Все решил единственный гол на 77-й минуте: полузащитник Эрих Хаманн отправил мяч верхом на линию штрафной, где нападающий «Магдебурга» Юрген Шпарвассер обработал и пробил по воротам Зеппа Майера. 1:0 - западные немцы сенсационно уступили сборной ГДР.
После победы Восточную Германию охватила эйфория. Многие всерьез рассуждали о невероятном потенциале команды и шансах на чемпионство. Но нападающий дрезденского «Динамо» и сборной Ханс-Юрген Крайше (он тоже выходил против ФРГ) мыслил иначе.
После той встречи сборная ГДР отправилась в Дюссельдорф. Тем же рейсом полетел и Ганс Апель, новый министр финансов ФРГ, назначенный на эту должность буквально за неделю до матча в Гамбурге. Он тоже был на стадионе, и игра его разочаровала. «Перед матчем я совсем не нервничал. Наоборот - был уверен, что мы победим хотя бы со счетом 3:0. Наша сборная показывала хороший футбол, а про команду ГДР мы ничего не знали», - через много лет вспоминал чемпионат мира Апель.
Апель и Крайше сидели в самолете рядом. Крайше его не узнал, но Ганс представился (пришлось показать удостоверение, а то футболист сначала не поверил), и между ними завязался разговор. Госслужащий похвалил сборную ГДР и дал понять, что команде ФРГ с такой игрой на домашнем турнире делать нечего. Нападающий парировал: западные немцы гораздо сильнее, чем кажется. Более того, Крайше предположил, что золото чемпионата мира достанется хозяевам. В итоге пассажиры рейса Гамбург - Ганновер заключили пари на пять бутылок виски.
Второй групповой этап развел немецкие сборные по двум разным группам. Лучшая команда из каждой четверки отправлялась в финал. Второе место на этом этапе означало участие в матче за бронзу. Хозяевам в соперники достались Польша, Швеция и Югославия. Футболистам из ГДР - Нидерланды, Бразилия и Аргентина. В итоге западные немцы вышли в финал, а восточные заняли третью строчку во втором групповом этапе. В решающей встрече голы Брайтнера и Мюллера принесли ФРГ победу над голландцами.
Сразу после финального матча Апель попросил секретаря купить пять бутылок виски Black and White. Затем министр позвонил послу ГДР в Бонне (на тот момент - столица ФРГ) с просьбой переслать спиртное в Дрезден и передать лично Крайше. Посылка дошла до футболиста, и тот раздал бутылки друзьям.
Дрезденское «Динамо», как и одноименное советское спортивное общество, находилось под покровительством органов внутренних дел: в ГДР никто не скрывал, что это по сути команда Штази. Но когда Крайше летел вместе с министром, его даже не посетила мысль, что он обрекает себя на проблемы. «У меня было высокое положение в клубе, и я не мог даже представить, что меня исключат», - рассказывал позже Крайше.
До санкций в «Динамо» дело не дошло, но пари футболиста спровоцировало интерес спецслужб. Они особенно активизировались после того, как игрок получил письмо от Апеля с невинной фразой «С нетерпением жду следующей встречи». Бегство футболистов на Запад уже стало привычным явлением, поэтому Крайше тоже оказался под подозрением.
Письмо и пять бутылок виски разрушили карьеру футболиста. Спустя два года сборная ГДР поехала на Олимпиаду в Монреаль. Лучшего бомбардира чемпионата Восточной Германии (24 гола в 26 матчах сезона-1975/1976) в составе не было. Ханс-Юрген Крайше наблюдал за успехами партнеров из Дрездена. А успехи были: команда ГДР впервые в истории выиграла олимпийское золото. Через два года нападающий закончил карьеру в возрасте 30 лет.
То, что невызов в сборную - следствие истории с министром, футболист догадался сразу. Но в 2004-м Крайше нашел подтверждение в собственном деле. По его словам, в досье Штази есть такая фраза «Спортсмен не может представлять Восточную Германию на Олимпийских играх».
Бывший футболист «Динамо» не жалеет о случившемся. «Мы с Апелем стали хорошими друзьями, - рассказывал Крайше. - Он извинился, что история с виски и письмом навредила моей карьере. Но я все равно счастлив, что смог сыграть на чемпионате мира».