Feb 01, 2012 10:35
Крадут у нас безбожно, чудовищно и повсеместно. Крадут, похоже, даже не задумываясь над тем, что совершают кражу.
Наивные, как дети, советские несуны, тащившие с предприятий гвозди, колбасу и сметану, давно отошли в прошлое.
Теперь у нас воруют как дышат.
Помните классического голубого воришку Альхена из "Двенадцати стульев"? Так вот у нас страна превратилась в "коллективного Альхена", с той лишь разницей, что герой Ильфа и Петрова хотя бы стеснялся свое неуемной тяги к воровству, а наши современники нимало не стыдятся.
Более того, уличённые в факте, они с гневом бросают вам в лицо:
- Да что я там украл? Вы посмотрите, как другие воруют!
Говорят с полной уверенностью в своей правоте и искренне полагая, что они-то ни в чём не виноваты.
Весь ужас современного положения именно в том, что воровство стало настолько обыденной вещью, что многие уже перестали его замечать.
Воровство средств уже закладывается в бюджеты и, по сути, стало частью обычной жизни страны.
Вот вам пример, который приводит в прошлом хоккеист, а ныне сенатор Вячеслав Фетисов. Воспитанник ЦСКА, он сумел добиться того, что спонсором армейцев стала госкомпания "Роснефть". И вот что произошло далее:
"В итоге спонсором стала «Роснефть». Нам по большому счету было все равно, кто из них будет. Главное, чтобы была госкомпания с понятной структурой управления... Так мы вышли на подписание договора, в котором принимали участие Путин, Игорь Сечин, я, Тихонов... Присутствовал и глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов, с которым мы тогда и познакомились.
Перед подписанием соглашения о совместных действиях многое с ним обговорили. Он интересовался, сколько может стоить арена, как ее назвать. Говорю, назвать ее надо «Роснефть». Он обрадовался: «А что, так можно?». Потом спросил о стоимости. Я ответил, что если исходить из вместимости в 12-13 тысяч зрителей, то с хозяйским подходом можно уложиться примерно в 120 миллионов долларов.
А в соседней комнате Путин разговаривал с Быковым и Билялетдиновым. Потом премьер подошел к нам. Худайнатов сказал ему, что арена будет носить имя «Роснефть». Путин одобрил и спросил о стоимости. Худайнатов без промедления выдал сумму - 300 миллионов! За 2 минуты цена арены выросла более чем в 2,5 раза!"
Я не знаю, поведал ли Фетисов Путину о факте столь молниеносного роста цены спортсооружения.
Ясно одно: глава "Роснефти" гражданин Худайнатов небедный человек. Схема, по которой 120 миллионов молниеносно превращаются в 300, построена не на жадности Худайнатова. Это система, которая предполагает, что на каждое полезное дело в нашей стране приходится столько прожорливых ворюг, что в итоге их воровство обходится дороже, чем само дело.
А теперь просто вообразите, во что это выливается в государственном масштабе. Владимир Путин в своей статье отметил, что борьба с откатами сможет сэкономить 10 процентов федерального бюджета.
Я подозреваю, что премьер сильно неправ. Складывается впечатление, что из бюджета утекает налево, в бездонную пасть всероссийского воровства, не меньше половины всех средств.
Однако, видимо, 10 процентов, что собирается вернуть Путин в бюджет - это максимум его возможностей. Потому что для того, чтобы вернуть остальные 40, придётся затронуть интересы его друзей в правительстве. А друзей у Путина много. А у самих друзей тоже есть друзья, у которых, в свою очередь, тоже друзья.
В итоге мы имеем, то что имеем. Россия сейчас похожа на человека, страдающего ожирением в тяжёлой форме: она столько средств тратит на обеспечение потребностей "избыточного воровского веса", что на нормальное функционирование остаётся слишком мало.
Разбирательство вокруг провала проекта "Фобос", где свидетельства вопиющих просчётов и недоработок перемешиваются с появлением детективных версий о злодействе американских радаров, навело меня на дикую, на первый взгляд, мысль: а была ли вообще межпланетная станция?
Отталкиваясь от наших реалий, можно предложить альтернативный вариант: основная часть средств, выделенных на проект, была благополучно украдена, а на оставшееся был создан аппарат, который изначально не мог выполнить поставленную задачу. И вся последующая история с его невыходом на траекторию полёта к Марсу и окончательной гибелью в Тихом океане - ничто иное, как грамотное заметание следов.
Ну помните, как в незабвенной "Операции Ы": "Нужно только оставить следы выноса товаров! Всё уже украдено - до нас!"
Не может быть, говорите? А почему? Ведь могут быть контрафактные лекарства, авиадвигатели со свалки вместо новых на пассажирских лайнерах и прочее, и прочее...
У нас не осталось, наверное, ни одной отрасли, ни одного события, на котором бы не крали выделенных средств.
Если Владимир Владимирович Путин завтра возьмёт да и преставится, подозреваю, что процентов 80 бюджета его государственных похорон составят откаты.
Право, не знаю, спасут ли страну расстрелы. Ведь патронов для казни коррупционеров может просто не оказаться в результате распила бюджета расстрелов.