Jan 30, 2012 09:46
День, посвящённый на телевидении Владимиру Высоцкому, ещё раз подтвердил тенденцию сближения Владимира Семёновича с Владимиром Ильичем Лениным.
Как известно, если подсчитать воспоминания всех, кто нёс с Лениным на субботнике то самое легендарное бревно, выяснится, что в этой переноске участвовало минимум 20 тысяч человек.
С Высоцким та же история - количество людей, оказавшихся его близкими друзьями, знакомыми, лечащими врачами, тайными возлюбленными и даже покровителями, растёт из года в год.
Естественно, что очередная годовщина Высоцкого проходила под знаком киношедевра о нём. Посему документальное повествование, представленное на "Первом канале", было построено так, чтобы все поняли, что иницидент в Бухаре - это едва ли не главное событие в жизни актёра и поэта.
Вообще с каждым годом от самого Высоцкого остаётся всё меньше. Его песни в классическом исполнении звучат реже, нежели перепевки современных звёзд. А перепевки эти, даже сделанные от души, не несут и десятой доли той энергетики, которой их заряжал автор.
Но самая главная тема, без которой не обходится практически ни одна современная передача о Высоцком - это тема его противостояния власти. Нам постоянно рассказывают о том, что Высоцкого "душили", что он "задыхался", что он своими песнями сокрушал систему и чуть ли не своей жизнью открыл дорогу к переменам.
При этом чётко ответить на вопрос, кто же всё-таки "душил" Высоцкого, как-то не очень получается.
В чём заключалось "удушение"? Всеми признанный факт - Высоцкий один из немногих в ту пору лихо разъезжал по Москве на "Мерседесе", зачастую плюя на все правила дорожного движения. Поэт женат на иностранке и имеет возможность кататься туда-сюда, проживая по обе стороны "железного занавеса". Его не утверждают на многие роли в кино, однако он отнюдь не один такой.
При этом Высоцкий - ведуший актёр одного из самых модных театров страны. Высоцкий ездит с концертами по всей стране, собирает аншлаги, хорошо зарабатывает, при этом не очень заботясь о соблюдении закона в финансовых вопросах.
Не хватает разве что властного признания, званий и регалий. Но регалии отсутствовали отнюдь не у одного Высоцкого. Да и так ли уж страдал поэт от их отсутствия?
Так в чём же гонение? В том, что некоторых слава Высоцкого раздражала? Так в любую эпоху и в любой стране у талантливого человека есть завистники и недоброжелатели. Но разве это означает "войну с системой"?
Скажу сейчас очень обидные для кого-то слова, но так называемое диссидентское движение в СССР на судьбу страны никак не повлияло. Во всяком случае до тех пор, пока диссидентов в своих целях в период перестройки не стали использовать политические силы, заинтересованные в разрушении государства.
А во времена Высоцкого советская система работала чётко: ежели какой-то гражданин начинал уж чрезмерно нагло клеймить наш общественный строй, такого умника ставили в наклонное положение, после чего смачным пинком под зад придавали направление движения. Гражданин, получив ускорение, отправлялся куда-нибудь в Вермонт, где, потирая ушибленный зад, начинал писать злые, но ужасно бездарные литературные опусы, которые были в СССР нафиг никому не нужны, кроме группы товарищей на кухнях, по недоразумению считавшихся "интеллектуальной элитой".
Так вот - Высоцкий, как уже говорилось, пинков не получал и прав с возможностями имел куда больше, чем кто бы то ни был ещё.
Да и собственно песни Высоцкого очень сложно выставить как некое орудие борьбы с советском строем. Конечно, всегда найдется идиот, обнаруживающий крамолу даже в той же "Песенке о переселении душ". Но земля-то населена не одними идиотами.
Правда в том, что Высоцкий был всенародно любим. Разными слоями общества, людьми разных взглядов.
И Высоцкий предчувствовал, как начнут его после кончины подгонять под нужные рамки - "предтеча Перестройки", "Пророк", "Поэт, убитый тоталитаризмом"... А он, глядя на всё это, ужасается: "Неужели такой я вам нужен после смерти?"
Высоцкого не убила система. Высоцкий убил себя сам, убил талантом, который не мог гореть в пол-накала...Он яростно жил, в режиме "год за три", а недостаток сил компенсировал допингами - сначала водка, потом наркотики...
Но о трагедии его таланта говорить, наверное, станет возможно ещё не скоро.
Сегодня Высоцкий - это бренд на продажу, многомиллионная резиновая маска на чужом лице.
И всё новые и новые друзья и возлюбленные поэта будут продавать всё новые и новые мистические истории из его жизни. Бизнес есть бизнес.