Jul 25, 2011 20:27
Менеджмент «Норильского никеля» руководствуется неэкономическими мотивами. В результате цепочки «бай-бэков» и сделок по продаже и купле акций убыток превысил 1 миллиард долларов.
Новая информация, появившаяся сегодня в ведущих деловых СМИ - «Коммерсантъ», «Ведомости» и др. - позволяет оценить экономику цепочки сделок, связанных с продажей и покупкойADR Норникеля в прошлом и этом году. Все помнят многочисленные сделки: продажа значительного пакета квази-казначейских акций якобы компанииTrafigura, серия «бай-бэков» на миллиардные суммы.
Так, по информации СМИ, «Норникель» закрыл сделку по продаже 8% казначейских акций двум оффшорным компаниям Delmonico Group Ltd. и Crelios Investment Limited 20 декабря 2010 года. Приобретение бумаг проходило в два транша с ценами реализации USD18.1 и USD18.0 за АДР. В то же время стоимость бумаг ГМК на дату закрытия сделки уже составляла USD23.1 за АДР - это на 28% (!) выше цены реализации бумаг этим двум оффшорным структурам . Помимо этого, 29 декабря «Норникель» объявил о «бай-бэке» 6.85% своих акций по цене USD25.2 за ГДР. Это уже на 40% (!!) выше цены продажи акций, осуществленных в октябре и декабре.
Таким образом, можно говорить о нерыночных сделках менеджмента ГМК по продаже своих акций, т. к. цена в этой сделке совершенно не отражала реальную оценку бумаг… со стороны того же менеджмента. Вопрос - с чем вдруг связана такая щедрость по отношению к данным оффшорным структурам с одной стороны, и полное отсутствие информации по данным сделкам (притом, что Норникель - публичная компания), с другой стороны? Та повышенная конспирация и таинственность, которые сопровождали эти сделки, заставили РУСАЛ предположить, что акции могли быть проданы не Trafigura, а структурам аффилированным с мажоритарным акционером «Интерросом». Аналогичные вопросы, видимо, возникли и у аудитора Норникеля компании KPMG, которая отказалась поставить свою подпись под отчетностью ГМК за 2010 год. Это подозрения имеют под собой реальные основания т. к. неизвестно каким образом г-н Потанин нарастил свой пакет в «Норникеле» с 25% до 30% акций. Если 5% акций ГМК были проданы структурам «Интерроса», то становится понятной заниженная цена продажи. Когда ГМК последний раз продавал казначейский пакет акций в 2008 году, цена сделки предполагала премию к рыночной оценке, а не дисконт, как произошло сейчас. Таким образом, можно предположить, что сделка по продаже акций с 40% дисконтом была сделана именно с целью наращивания пакета основного акционера. Это принесло компании прямой убыток в размере почти USD1.1 млрд.
Пока остаются неизвестными точные параметры сделки, т. к. до сих пор «Норникель» не опубликовал аудированную отчетность. Информация по второму этапу «бай-бэк» размером USD1.2 млрд. и цены приобретения в рамках этого этапа также закрыты. На эту сумму ГМК может приобрести более 2% своих акций, а потом продать их по заниженной цене тем же оффшорным структуркам. Для компенсации за продажу 5% пакета основному акционеру по заниженной цене. Возможны и другие, не менее непрозрачные и нерациональные с точки зрения нормального менеджмента шаги.
ГМК вышла на новый уровень нарушения норм корпоративного управления - когда компании наносятся прямые убытки… собственным же менеджментом!