мой казахстан. часть третья: туда, где даже эдельвейсы уже не растут

Aug 27, 2015 18:47

12 августа, день девятый.
снова холодная ночь и я снова стучала зубами, хоть и нетак громко, как прошлой ночью. ранний подъем. инея нет, солнца ещё тоже. довольно пасмурно, хотя облаков нет. это просто раннее утро. продуктов совсем мало, мы брали с расчетом на 1 день, а пошел уже второй. еле успеваю вскипятить воду для овсянки, прежде чем заканчивается и газ. берем также как и в прошлый раз, консерву, хлебцы, шоколад и казинаки. воду, фотоаппарат, штатив, камеру. из снаряги взяли кошки, обвязки, веревку. начали подъем.
с первых шагов мне стало тяжело. уж не знаю, что со мной произошло: то ли вчерашняя голодовка, то ли вчерашние боли в сердце, то ли горняшка. но я останавливалась через каждые несколько метров, сердце колотилось бешено, я обливалась потом, приходилось пить на подъеме. я знала, что пить нельзя, но было нестерпимо, и я пила воду, тут же становилось легче. после передыха, естественно, нахлобучивало ещё сильнее.
почти 12 дня, вершина еще далеко:

саша вроде хорошо себя чувствует

вот такой мох встречается. он плюшевый и даже колючий. наступать на него - одно удовольствие. как будто специально подготовленная шероховатая и плотная поверхность.

вид на БАО с перегиба:

забираемся повыше. растительность ещё есть. мне ни лучше, ни хуже. дыхание сбивается, единственное, стала меньше пить. тупо нет сил, бешусь из-за этого. теряем драгоценное время. однако виды открываются незабываемые.

алматы виднеются

вон та тычка и есть пик советов. мы уже рядом с мореной и хочется верить, что эта сыпуха, по которой мы шли почти весь маршрут, сменится чем-то более стабильным. на подножии были вполне сносная трава и можжевельники, а дальше сыпуха с камнями, которые катятся вниз и чтобы остановиться на передых, нужно зацепиться руками за какой-нибудь валун, иначе медленно скатываешься по склону.

наконец снег!

время 3 часа дня, нам ещё лезть и лезть. морену решила пофоткать на обратном пути. уклон меж тем становится градусов 45. по морене идти не получается - можно провалиться в снег и скатиться вниз. идём по хребту. мои надежды на то, что сыпуха кончится, были напрасны. она осталась и бонусом под ней появилась ледяная корка. становится весело. карабкаться по сыпухе тяжело и скользко. кошки не варик, т.к. они провалились бы в сыпухе и также скользили бы по внутреннему слою льда. бегут ручьи, руки мерзнут и мокнут. мы обвязались веревкой, чтобы страховать друг друга..

15.16 фотография сделана пока я карабкаюсь вверх по склону, просто задрала голову и сфоткала. уклон реально такой.

в какой-то момент я услышала гул вертолёта. поворачиваю голову налево и вижу не вертолёт, а камень размером с футбольный мяч, летящий вниз с вершины. он сорвался с верху и пока летел набрал такую скорость, что просто как альбатрос пикировал параллельно морене от нас метрах в трёх. такие камни начали сыпаться с завидным постоянством. всё это началось с того, как сверху ледник подогрело солнцем и там сдвинулся какой-то камень, открыв путь для ручья. сначала он тонкой струйкой тёк себе спокойно вдоль хребта по морене. потом он превратился в довольно сильный поток и вот камни полетели один за другим. в этот момент мне стало жутко. да мы не взяли каски, по моей инициативе. но если такой булыжник и прилетит в голову - он её просто снесёт вместе с каской.

около 17.00 мы сдались. залезли на 4200. не достигли вершины. не смогли. не хватило времени. какие-то 250 метров. я приехала сюда, чтобы покорить снежник. и не смогла. НЕ СМОГЛА! честно. я была готова лезть хоть до ночи, но дойти до верху. но сашка настаивал развернуться. может, это и был голос разума. я чуть не разрыдаться на месте, это ведь был весь смысл поездки! впервые хотелось плакать ((
на той тычке, до которой мы залезли, не было возможности снимать. потому что попросту там не было возможности находиться вообще: ни сантиметра ровной или хотя бы устойчивой поверхности. и мы спустились пониже. остановились на перекус.

на обратном пути сделала ещё несколько снимков.

спускаться было весело. сначала по льду и сыпухе я ехала почти на жопе. а потом, когда кончился снег, мы устроили фрирайд по горам) гонишь волну и катишься вниз, как на лыжах)

на спуске:

саша. сидит, страхует, чтоб я не убежала вниз раньше времени))

БАО. на закате. как мне хотелось встать со стоянкой около него. но не вышло. меж тем, оно является питьевым ресурсом алматы и охраняется.

в 20.30 мы были внизу. очень быстро становилось темно и холодно. нас встретили геологи, начали расспрашивать что да как. в ответ на то, что мы не смогли дойти до верху, сказали, что на эту тычку лучше ходить зимой. у нас почти не осталось еды и мы спешили дойти до машины, но нам предложили выпить чаю и тут понеслось.
зайдя к ним на кухню, мы просто как волки накинулись на все, чем они нас угощали.теплая пшенная каша казалась деликатесом. гостем программы оказалось абрикосовое варенье, которое мы смолотили минут за 20. они уговаривали нас остаться, но мы уже итак просрочили даты, которые указаны в погранпропуске. поблагодарив за стол, вы поспешили перекомпоновать вещи и направились к машине. снова эта дорога и снова мы по ней идём в кромешной тьме. а жаль, БАО очень красиво и вид на него с дороги, я уверенна, потрясный.
снова, почти в коматозе, садимся в машину и заезжаем на наше привычное место стоянки наверху. завтра мы попробуем дойти до пика алматы. он находится за погранзаставой и мы должны были идти туда сегодня. посмотрим, пустят ли нас погранцы по просроченному пропуску.

13 августа, день десятый.
погода отличная. мы никуда не торопимся. тело не болит, всё в порядке. и не сказать, что вчера я помирала. завтракаем. я пытаюсь распутать волосы, не чёсанные уже неделю. хочется помыться. без разницы где - в холодной реке или в теплом душе. просто хочется помыться уже)
собираем палатку, едем на погран заставу. нас не пускают. саше нужно поставить памятник, он общался с погранцами больше часа. договорились на том, что мы проедем на космостанцию, где и находится начало подъема на пик советов, в машине с местными номерами. саша тут же уламывает мужика на каком-то огромном джипе, сесть к ним в машину и подняться наверх.
2 часа дня и мы на космостанции. что тут сказать, это просто куча разрушенных домиков, из которых работает лишь один корпус.

дальше начинается дорожка вдоль горы, которая идет подножье пика алматы.

нам повезло, мужик, который согласился нас провезти контрабандой до верху, тоже собирался сходить на гору. зовут его Сакен и он повез свою семью и родственников с москвы туда, чтобы они смогли отобедать в очень красивом месте и подняться с ним наверх. но те засочковали и остались внизу. в итоге мы пошли наверх втроем.

вид с подножия:

подниматься было легко, несмотря на то, что вчера я огребла. сыпуха была только на пути к подножию. сам подъем практически весь был тропинкой с курумами. только вначале немного сыпухи, но это не сыпуха, если ты уже сходил на пик советов))

наверху нас ждала красота:

вид на алматы. собственно из-за него и название пика.

сошла лавина на соседней горе и пыль клубами начала вздыматься

невольно вспоминается как падали камни с морены на пике советов..

долина, по которой течет река. там, совсем недалеко, находится граница с киргизией.

мой герой :-*

а вот Сакен:

спустились на плато:

резко потемнело. тут в горах всё очень резко. днем +40 ночью +6. погода то солнце то вдруг облака и капец.

поехали вниз по серпантину. вид на обсерваторию:

здесь нам больше делать нечего. мы спускаемся вниз, по серпантину, в сторона алматов.

время 18.00, солнце медленно садится, небо заволакивает облаками. мы едем на медвежий водопад, который находится по пути, внизу:

нам еще нужно заехать в алматы в обменный пункт и затарить еды.долго ищем обмен валюты, хоть как-то более-менее выгодный и не находим. начинается сильный ливень. выезжаем в сторону каньона. по пути в деревне заходим в каспийбанк и меняем деньги по фиксированному курсу 1 к 2,85. это тут считается нормально. подъежаем к нац.парку "чарун". нас не пускают. говорят, туда сейчас ехать опасно из-за дождя и возможных сходов камней. делать нечего, едем дальше, на озеро Иссык, почти за 250 км отсюда. время уже много, но выбора у нас нет.
продолжение следует..
в потьмах заблудились. навигатор привел нас к этому озеру с другой стороны, где полевая дорога. осталось нам только ночью встрять на раскисшей от дождя дороге. посмотрели на это дело, плюнули, развернулись и поехали вкруговую. там оказалась хорошая асфальтированная дорога до самого озера. ничего в потьмах не разглядеть, но было ощущение, что попали в какое-то курортное место типа абхазии. дождь льёт как из ведра. ставим палатку на берегу, ложимся спать. снова утром только будет видно, где мы) я уже боялась, что снова привела нас не туда. но я тоже здесь впервые и разница между тем, что показывает навигатор и то, что на самом деле - грандиозна..