Степанян Ц.А. - И.В. Сталин о строительстве коммунизма в СССР. - 1951
Источник:
PDF.
Интересные фрагменты из книги:
« <...> товарищ Сталин впервые в истории марксизма сделал вывод о возможности построения коммунизма в одной стране и в том случае, если сохранится капиталистическое окружение».
Советское государство и право. №4, 1950 г.
Искусство кино №3, март 1953 г.
Документы
«Вместе с тем подобные
«примиренческие» заявления основывались еще и на выдвинутой Сталиным еще до войны идее построения полного коммунизма в отдельно взятой стране, при сохранении государства. Мы уже писали, что это была абсолютно немарксистская доктрина, также немало поспособствовавшая ревизионистской деградации КПСС. Более того, есть данные, что в послевоенные годы эта идея получила свое продолжение в разработке (оставшейся незаконченной) новой программы советской коммунистической партии. Биограф Жданова Алексей Волынец, будучи патриотом-антимарксистом, приводит эти факты с нескрываемым восхищением:
«…Жданову была доверена разработка проекта новой программы партии - здесь требовалось не безропотное исполнение верховной воли, а творческий подход, вдумчивый анализ… Впервые в мировой истории о коммунизме говорилось как о реальности завтрашнего дня. Проект ждановской программы прямо провозглашал: «Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) ставит своей целью в течение ближайших 20−30 лет построить в СССР коммунистическое общество».
Не менее интересными были положения проекта партийной программы о путях эволюции Советского государства: «Развитие социалистической демократии на основе завершения построения бесклассового социалистического общества будет всё больше превращать пролетарскую диктатуру в диктатуру советского народа. По мере вовлечения в повседневное управление делами государства поголовно всего населения, роста его коммунистической сознательности и культурности, развитие социалистической демократии будет вести к всё большему отмиранию принудительных форм диктатуры советского народа, всё большей замене мер принуждения воздействием общественного мнения, к всё большему сужению политических функций государства, к превращению его по преимуществу в орган управления хозяйственной жизнью общества».
По сути, здесь мы имеем уже почти весь набор будущего хрущевского ревизионизма - и «коммунизм к 1980 г.» без мировой революции, и «обшенародное государство». Вместе с тем, в этих проектах говорилось и о назревших изменениях в жизни СССР, без которых было невозможно продвижение к коммунизму, прежде всего постепенном переходе к общественному самоуправлению, введению практики референдумов по важнейшим вопросам государственной жизни. Но показательно, что и сталинец Жданов мыслил эти изменения фактически в близких к хрущевским формулировкам».
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 123. Л. 86
РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1128. Л. 59
[И.В. Сталин,] Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП (б) [Выдержки], 10 марта 1939 г.
XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической Партии(б): 10-21 марта 1939 г. : Стеногр. отчет. - Москва : Госполитиздат, 1939.
«Невозможно установить, говорил ли это Сталин искренне (что сложно представить, учитывая его марксистскую образованность) или данный пассаж был такой же пропагандой, как реверансы в сторону гитлеровцев. В любой случае «коммунизм в одной стране» с одной стороны, «успокаивал» империалистов относительно отсутствия у СССР намерений способствовать мировой революции, с другой давал массам хоть какой-то ответ на вопрос, каким образом совместить сохранение капиталистического окружения и необходимость социалистического государства с задачей построения полного коммунизма (хотя, при наличии в СССР основ социализма, даже голод еще не ушел в Советской стране в прошлое).
В дальнейшем же именно из данного сталинского «развития марксизма» логично родилось, в частности, хрущевское стремление построить полный коммунизм за 20 лет, при том, что большая часть мира все еще оставалась капиталистической. Хрущевцы, понятное дело, не ссылались на Сталина, но сама не имеющая отношения к марксизму мысль о том, что полный коммунизм возможен в капиталистическом окружении и не исключает сохранения государства, идет именно с XVIII съезда. Хотя на самом деле в реальности бесклассовое общество полного коммунизма исключает разделение труда, исключает государство как особое орудие правящего класса (так как классы исчезают). Поэтому и возможен полный коммунизм только в масштабах всего или, по крайней мере, если капитализм оттеснен на его задворки. Все реальные угрозы коммунистическому строю со стороны буржуазии должны быть устранены, чтобы стал возможен полный коммунизм. В капиталистическом окружении можно и нужно создавать условия для перехода к высшей фазе в отдельных сферах, но в полной мере достичь ее невозможно. В свое время Сталин в дискуссии с Левой оппозицией издевался над ее утверждением о том, что «к социализму в одной стране можно идти, но невозможно его достичь». Возможно, в 1939 г. он вспомнил об этом и решил применить ту же «антитроцкистскую логику» к полному коммунизму. Хотя с полным коммунизмом, в отличие от первой фазы, ситуация отстоит именно таким образом - победившей мировой революции для его построения избежать невозможно».