"БРЕКСИТ" И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ. ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД

Nov 23, 2017 18:39


 Петриченко Евгений Анатольевич

Petrichenko Evgeniy

Выход Британии из Европейского союза широко обсуждаем, затрагивает интересы многих государств и имеет далеко идущие последствия в обществе, экономике и политике, поэтому в данной работе постараемся определить закономерности этого явления, сделать вывод о возможном дальнейшем развитии Европейского союза. Методологической основой данной работы являются принцип историзма и диалектические категории "форма - содержание", "общее - частное". В работе сделан вывод о том, что изменилось внутренне содержание Европейского союза, которое неизбежно вступило в борьбу со старой формой.



23 июня 2016 года произошло определенное международное явление, которое вызвало широкий резонанс в политических, общественных кругах и в СМИ. Речь идет о референдуме, на котором народу Великобритании было предложено решить вопрос, давно обсуждавшийся в политических кругах, о выходе Британии из ЕС. Это общественное явление получило название «Brexit» (Брексит), от сочетания Britain - Британия и Exit- выход. Результатом Брексита явилось решение британцев о выходе страны из Европейского союза.



В настоящее время этой теме посвящено множество статей в интернете, теле и радиопередач в которых, политики, ученые, философы и пр. высказывают свои мнения на этот счет. Затрагиваются, в основном, два аспекта - причина явления и его последствия. Заметим, что довольно часто взгляды участников дискуссий, как в отношении Европейского союза в общем, так и посвященные «Brexit», чаще всего базируются на информации об этих же аспектах из тех же СМИ, что, на наш взгляд, не способствует приближению к объективности высказываемых суждений. В связи с этим, в данной статье, мы попытаемся разобраться с  «Brexit», рассматривая его как новое историческое явление и используя известный философский принцип историзма а также ряд философских категорий диалектики. 1951 год - формальное образование Европейского объединения угля и стали, в которое вошли шесть пострадавших во Второй Мировой Войне стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри объединения были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. Т. е. генезисом «Brexit» можно признать некую форму экономического союза, призванного ускорить развитие экономик пострадавших в войне ряда европейских стран. Далее, в 1992-м году, был подписан Маастрихтский договор, в законодательной форме преобразовывавший Европейское сообщество в Европейский союз. По сути, развивавшимся более 40 лет экономическим отношениям между участниками ЕС был задан вектор на создание политического союза. Т.е. с подписанием этого договора в сложившуюся европейскую экономическую интеграцию полагалось внести новые элементы управления, с постепенным усилением надгосударственного регулирования экономических связей. С этой целью создаются соответствующие институты регулирования - Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков, в которой решения Европейского центрального банка становятся обязательными для центральных банков стран-участниц. Таким образом, если рассмотреть предпринятые в ЕС организационные мероприятия с позиции диалектической категории «форма - содержание», то следует вывод, что с подписанием Маастрихтского договора был задан вектор на качественное изменение в развитии Европейского союза. Т.е. изменение формы союза объективно создало предпосылки для изменения содержания что, если придерживаться философских положений, неизбежно должно привести к изменению сущности ЕС (как явления), и, следовательно, с объективной неизбежностью внутри Союза должны проявляться различные формы борьбы с прежней сущностью данного союза. Постепенные изменения содержания ЕС можно проследить, например, по целому ряду событий нескольких последних лет. Приведем некоторые из них: санкции в отношении России, миграционная политика ЕС, участие ЕС в событиях на Украине и в Сирии. Политологи признают, что в большинстве приведенных эпизодов ЕС приносит в жертву экономические выгоды в угоду «единым» политическим целям. Ярким примером может служить отказ от «Южного потока». Экономисты уже подсчитали убытки Евросоюза в целом и Болгарии, в частности. Вот выдержка из интервью председателя Государственной думы Российской Федерации Сергея Нарышкина «Российской Газете»: - "С Болгарией поступили практически как с колонией. Просто стыдно", - сказал Нарышкин. Уже сейчас, по его словам, эксперты оценивают ущерб европейской экономике от так называемых санкций и антисанкций в десятки миллиардов евро. А теперь сюда следует прибавить и упущенную выгоду от несостоявшихся проектов - таких как "Южный поток", который был остановлен и решением Еврокомиссии, и "навязанным Вашингтоном и Брюсселем решением Болгарии"[1]. Экономические убытки от санкций можно перечислять и далее - это и запрет на поставку в Россию определенных видов товаров народного потребления и различные ограничения для банковского сектора и предприятий, связанных с военно-промышленным комплексом. Подобные явления, когда одни страны Евросоюза в угоду «единым» политическим амбициям ущемляют экономические права и свободы других стран, проявляются все чаще.



Приведем в пример миграционный кризис в Евросоюзе, когда одни страны Европейского Союза (Франция, Британия) во главе с США проявляли военную агрессию в отношении Сербии, Ливии, Ирака, в настоящее время поддерживают некоторые террористические группировки в Сирии, а другие страны ЕС расплачиваются за это наплывом беженцев из разрушенных государств [5]. В связи с тем, что некоторые страны ЕС, куда прибывают беженцы, столкнулись с непропорциональным распределением мигрантов, напряженность внутри ЕС растет. В октябре 2014 г. Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, вслед за ней границу закрыла Швеция [6]. Интересен тот факт, что создание подобия Европейского союза обсуждалось еще в 1915 году, но тогда речь шла о Соединенных Штатах Европы: - «Соединенные Штаты Европы, при капитализме, равняются соглашению о дележе колоний…. Проповедовать "справедливый" раздел дохода на такой базе есть прудонизм, тупоумие мещанина и филистера. Нельзя делить иначе, как "по силе". А сила изменяется с ходом экономического развития. После 1871 года Германия усилилась раза в 3-4 быстрее, чем Англия и Франция, Япония - раз в 10 быстрее, чем Россия» [2]. Данная статья В. И. Ленина была опубликована в газете «Социал- демократ» еще 23 авг. 1915 года, и события, происходящие в Европе в настоящее время, подтверждают актуальность затронутой темы. Но так казалось не всегда - в период активного расширения Европейского Союза, за счет включения в его состав стран восточной Европы, многие считали возможным создание Европейского Союза на принципах справедливости и равенства. Так, например, доктор экономических наук Осадчая И. М., в 2003 г. в статье журнала «Наука и жизнь», писала следующее: «Становление Европейского союза - это величайшее событие в истории Европы - прошло полувековой путь. Сегодня в Союз входят 15 стран (из них 12 составляют зону с единой валютой - Еврозону), следующие 10 государств вольются в него в 2004 году. А еще ряд стран дожидаются своей очереди для вступления. Европа, пережившая за первую половину ХХ столетия две кровопролитнейшие мировые войны, раздираемая экономическими и политическими противоречиями, открыла новую страницу своего развития. По сути дела, претворен в жизнь давний лозунг социал-демократов о создании "Соединенных Штатов Европы", выдвинутый еще накануне Первой мировой войны. В 1915 году В. И. Ленин писал: "Соединенные Штаты Европы при капитализме либо невозможны, либо реакционны". Но времена изменились. Народы и правительства сумели извлечь уроки из прошлого, и ЕС - лучшее тому подтверждение» [4]. По поводу статьи Осадчей И. М. отметим следующее - кажущееся благополучие и рассвет ЕС, да и сама статья, по сути, являются реакционными, т. е. реакцией на вероятное вступление в 2004 г. 10 новых стран в состав ЕС. Расширение территории представляется как устойчивое развитие, что, как мы видим, далеко от реальности - "новая страница" развития Европы оказалась новым витком экономических и политических противоречий. Отношение В. И. Ленина к процессам, происходящим в Европе, на наш взгляд, намного более дальновидно и объективно, потому, что Ленин раскрывает сущность проблемы, которая кроется в экономических противоречиях, в то время, как Осадчая И. М. основывает свое отношение на явлениях, происходящих в ЕС, не уделяя должного внимания сущности этих явлений. Теперь посмотрим на это событие (расширение ЕС) с точки зрения диалектической категории «часть-целое». Целое - ЕС, состоит из нескольких частей - государств или наций. Каждое государство имеет свои внутренние противоречия, которые привносятся в Европейский союз, изменяя и сам союз в общем и отдельные государства в частности. Поэтому можно предположить, что чем больше государств вступят в ЕС, тем больше внутренних противоречий будет в этом союзе. С этой позиции вступление в ЕС в 2004 году нескольких новых государств восточной Европы выглядит несколько иначе, чем в представлении Осадчей И. М. Далее рассмотрим части ЕС - отдельные государства более подробно: в статье И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос» есть определение нации, которое, если учесть, что подавляющее большинство стран ЕС мононациональные, и будет, в нашем случае, определением каждой отдельной части - «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [8,с. 296]. Поскольку все страны входящие в состав ЕС стоят на пути капиталистического развития, то следующая цитата из той же статьи наглядно указывает, каким образом часть влияет на целое и целое влияет на часть - «Сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности - такова ее (буржуазии - прим. авт.) цель. Отсюда ее желание обеспечить себе “свой”, “родной” рынок. Рынок - первая школа, где буржуазия учится национализму». И далее к чему это может привезти: «Буржуазия командующей нации - все равно, является ли она мелкой или крупной - получает возможность “быстрее” и “решительнее” расправиться со своим конкурентом... Борьба из хозяйственной сферы переносится в политическую» [8, c.305]. Именно эта внутренняя борьба, которая с течением времени только обостряется, и привела к явлению, которое получило название «Brexit». Главенствующие позиции Германии и Франции (командующие нации) и слова мэра Лондона Бориса Джонсона тому подтверждение: «С Европой беда в том, что она размывает суверенитет Британии - и в вопросах занятости, и в вопросах пограничного контроля, и в вопросах прав человека, и по всяким мелочам», - заявил лондонский мэр журналистам [7]. Задолго до «Brexit», своим взглядом на отношение Британии и Европы поделился бывший премьер-министр Британии Уинстон Черчилль - : «У нас есть своя собственная мечта и своя собственная роль. Мы - с Европой, но мы - не Европа. Мы связаны, но не объединены»[3]. Стоит заметить, что идея создания единой Европы существует уже не одно столетие. Дошедшие до нас политические проекты такого рода принадлежали, например, французскому королевскому прокурору Пьеру Дю-Буа (1250-1320), итальянскому теологу и гуманисту Энею Сильвио Пикколомини (1405-1464), избранному в конце своей жизни римским папой под именем Пия II, и чешскому королю Йиржи Подебраду (1420-1471). Дю-Буа изложил в своем трактате "О возвращении Святой земли", написанном между 1305 и 1307 гг., план создания "христианской республики", своего рода федерации европейских монархий, управляемой советом под главенством французских королей. Пий II, называвший Европу "нашим отечеством", "нашим собственным домом", попытался даже - впервые в истории - созвать съезд всех христианских государей в Мантуе, но потерпел неудачу. Отметим также, что союзы европейских государств, которые все-таки имели место быть, существовали лишь на время военных действий против неугодных стран. Например, всем известные крестовые походы против «иноверцев», в ходе которых под религиозным предлогом разграблялись земли других государств. Объединения эти носили различные названия - ливонский орден, тевтонский орден, орден меченосцев, аугсбургская лига, священный союз, тройственный союз, антанта и пр. Иногда различные европейские рыцарства объединялись вместе. Так, при крестовом походе против славян на Новгородские земли в 1240 г. объединились шведы, немцы и датчане. История Европы - это постоянные союзы и постоянные войны. Торговые союзы перед захватнической войной, под различными предлогами, будь то во имя «войска Христова» или во имя демократии, союзы оборонительные и снова торговые союзы для восстановления разрушенных экономик. Даже краткий исторический обзор показывает, что Европейский союз, возникший как экономический союз, после 2-ой Мировой войны, находится на пути становления политического союза. Следует отметить, что исторический опыт «союзов» не был изменен и с момента образования сразу был обозначен главный политический противник - СССР и страны, входящие в «социалистический лагерь». Тот же принцип наличия «политического противника» сохраняется и в настоящее время в отношении России. В последние годы, развивая информационные средства, направленные на усиление противостояния ЕС и России, руководство ЕС практически уводит в сторону общественное мнение своих стран от внутренних проблем. Однако, факты указывают, что внутренние экономические и общественные противоречия внутри стран ЕС это не снимает, что в свою очередь способствует ожесточенности политического и экономического противостояния России. В частности, хорошим историческим примером служат так называемые «санкции» против России, которые подтверждают Ленинское положение о реакционной сущности различных европейских союзов. В заключение к данной статье можно выдвинуть тезис о том, что рыночные отношения внутри ЕС, в той форме, в которой они находятся сегодня, не смогут обеспечить дальнейшее развитие союза и превращения его в союз равноправных государств. Более того, уже сегодня можно увидеть, что переход союза в политическую плоскость порождает и выдвигает на первый план частные политические интересы руководства наиболее экономически развитых стран ЕС - Германии и Франции, и, как следствие, способствует появлению новых противоречий внутри Союза. Можно, конечно, предположить, что разрешение проблем ЕС будет идти путем решения проблем его частей - отдельных стран - в экономическом, политическом и культурном плане. Однако, насколько это реально покажет время. Уже сегодня на примерах Греции, и некоторых других стран, становится очевидно, что для каждой страны потребуется собственное решение проблемы, которое в сложившихся отношениях невозможно без связи с Европейским Союзом. Однако, рыночные отношения исключают равноправие в таких связях. О необходимости иного подхода к решению проблемы ЕС указывает, например, высказывание бывшего президента Франции, Шарля Де Голля: "Англия в действительности является закрытой нацией, это нация, нацеленная на море, благодаря своим рынкам и своим связям она торгует с огромным разнообразием  стран, находящихся в самых разных частях мира. Она нацелена на развитие промышленности и коммерции, ее почти не занимает сельское хозяйство. Во всех своих действиях она руководствуется своими собственными привычками и традициями"[3].

Список использованной литературы:

1. Замахина Т. В мире иллюзий /Замахина Т.// Российская газета. - 2016. - №6556 (284). - Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/12/gosduma.html - (Дата обращения: 15.10.2016).

2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений /В. И. Ленин. - 5-е изд. - М.: Политиздат, - 1979. - Т. 26, с. 351- 355

3. Литвинова Я. Британия и Европа в цитатах и афоризмах /Литвинова Я.// Русская..служба..Би-би-си...- ..2016...-..Режим..доступа: http://www.bbc.com/russian/uk/2016/05/160510_europe_brexit_quotes.-..(Дата обращения: 1.10.16).

4. Осадчая И. М. Европейский союз - вчера, сегодня, завтра /Осадчая И. М.// Наука..и..жизнь...-..2003...- ..№6...-..Режим..доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/2957/. - (Дата обращения: 20.10.2016).

5. Петриченко Е. А. Информация и интернет. Философский взгляд /Петриченко Е. А.// Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 3 (385). - Философские науки. - Вып. 39. С. 68-71.

6. Русская служба BBC., Миграционный кризис в Европе в цифрах и графиках. Режим..доступа: http://www.bbc.com/russian/international/2016/02/160219_migrant_crisis_charts - (Дата обращения: 19.10. 2016).

7. Русская служба BBC., Мэр Лондона Борис Джонсон поддержал выход Британии..из..ЕС...Режим..доступа: http://www.bbc.com/russian/uk/2016/02/160221_uk_johnson_eu_stand. - (Дата обращения: 4.10.2016).

8. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос /И. В. Сталин// Просвещение. - 1913. - № 3-5. - С. 130. © Петриченко Е.А., 2016

Для цитирования:    Петриченко Е. А. "Брексит" и Европейский союз. Философский взгляд. CETERIS PARIBUS. 2016. №10   С. 26-31

манипуляция массовым сознанием, средства массовой информации, информационное общество, Петриченко Евгений Анатольевич, объективная реальность, обман, what is information?, Философия, dialectics, теория информации, social media, что такое информация?, гибридная война, выборы, the dialectic process, брексит, Петриченко, information warfare or propaganda, мышление, media information, information, public opinion, интернет, значение информации, Общее-частное, stability of the social system, objective knowledge, капитализм, Что такое информация, ЕС, social network, петриченко, диалектика, глобальные компьютерные сети, trust, information warfare, объективностьн, британия, #ятестируюновыйредактор, petrichenko, brexit, dialectic, выход, соц.сети, misinformation, Европа, consciousness, Информация, домен, информация, философия, информационная безопасность, понятие информация, информационная война, петриченко е. а., общественное мнение, сознание, мигранты

Previous post Next post
Up